Оксана Панькина
Проект в младшей группе «Мини-музей народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Русская матрешка»
Автор проекта : Панькина О. И., воспитатель МДОУ «Детского сада № 2 «Ручеек»
Участники проекта : дети группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет, воспитатель, родители
Целевая группа : дети группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет
Сроки реализации проекта : 1 месяц
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Цель создания мини-музея : Формирование у дошкольников представления о музее, знакомство с историей возникновения матрешки и как можно ее использовать, стимулирование познавательной деятельности ребёнка и его умственное развитие, расширение кругозора детей, обогащение предметно-развивающую среды группы, сплочение коллектива родителей, педагогов и детей при организации мини- музея.
Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой и с множеством игр, связанных с ней. Задачи: Познакомить с историей матрешки, с видами матрешки; воспитывать бережное отношение к игрушке; развивать творческие способности детей; научить детей играть с матрешкой, создать мини – музей матрешки, изготовить семейную матрешку.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Принцип тематического планирования
Принцип учета возрастных особенностей дошкольников
Принцип опоры на интересы ребенка
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого
Принцип наглядности
принцип последовательности
Принцип занимательности
Принцип сотрудничества и взаимоуважения
Актуальность: В наше время много разнообразных игрушек и наших детей трудно чем-то удивить. Но, какими должны быть игрушки? Ведь игрушки для детей – это особый мир, где ребенок, играя, развивается, познает окружающий мир. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки, они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Одна из таких игрушек- «Матрёшка» - ведь она является символом русского народного искусства, самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всём мире знают нашу матрёшку, хотя ей больше ста лет. Она является символом материнства, плодородия, кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в нашем детском саду возникла идея организации мини-музей «Русская Матрёшка». Именно благодаря музею для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю возникновения игрушки-матрешки. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть игрушку в действии). Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стеллажа в групповой комнате, поэтому всегда доступны для детских игр.
Во время создания музея с детьми и родителями проводилась разнообразная работа. С детьми проводилось
Наблюдение
Беседа
Чтение художественной литературы
Рассматривание иллюстраций
Организация образовательной деятельности
Дидактические и сюжетно-ролевые игры
Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование)
С родителями проводилось собрание, беседа, консультации, участие родителей в создании мини музея.
Во время проведения работы с детьми, дети познакомились с историей Матрешки Узнали сколько лет русской красавице.
Кем и когда была сделана первая игрушка, как ее изготавливали. Какие этапы работы проходит Матрешка, прежде чем попасть к нам на полки игрушек.
Также дети знакомятся с разными видами традиционной матрешки. В какой местности ее изготовили и почему именно так ее назвали, а не иначе.
- Были проведены тематические беседы с детьми «В гости к нам пришла матрешка»
- Знакомились со стихами о матрешках, разных авторов С. Маршак «О матрешках», Л. Иванова «Барыня матрешка», Л. Некрасов «Веселые Матрешки»
- Матрешкины потешки Валентина Берестова
- День загадок о матрёшке
-Дети с удовольствием рассматривали книги и альбом разных видов матрёшек, обсуждали их, удивлялись красоте и разновидностям матрешек.
- Проводилась непосредственно образовательная деятельность «Матрешка», на которой была применена физкультминутка «Мы веселые матрешки»
- Так же были проведены творческие работы с детьми (лепка, аппликация, рисование). На которых дети познакомились с простейшими элементами росписи куклы и цветовой гаммой - С большим удовольствием дети играли в дидактические игры «Разложи и собери матрешку» - «Собери матрешку из нескольких частей» - самостоятельная деятельность со строительным материалом игра «Построй домик для матрешки». - Также очень детям понравилась сюжетно -ролевая игра «Чаепитие у матрешки».
С родителями была проведена беседа и было предложено изготовить совместную с детьми «семейную матрёшку». На что родители с удовольствием согласились и приняли активное участие в оформлении мини-музея. Дети и родители изготовили разные матрешки с разной методикой изготовления. Участие приняли многие семьи
- Семья Болтнева Артемия изготовили матрешку из соленого теста
- Семья Шолоховых, изготовили матрешку из бумаги способом оригами - Семья Никулина Родиона изготовили матрешку способом модульного объемного оригами) - Семья Потаповой Вики (изготовили матрешку в стиле папье-маше)
- Ледовских (изготовили мягкую матрешку из ткани)
- Семья Гурьевой Даши изготовили мягкую матрешку из ткани
-Семья Жукова Кости (изготовили матрешку из пенопласта, и изготовили наряд для нее из ткани)получился такой прекрасный гармонист и солистка
- Семья Пода Данила изготовили матрешку из ниток, способом вязания. Так же принимали участие и много других родителей и детей вы видите их на экране.
В завершение работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что проведенная работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрёшки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрёшка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока ещё нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать её, делать выводы. Но на этом наша работа не заканчивается. Мы будем пополнять наш музей новыми экспонатами. Будет проводиться новая работа с детьми и родителями. Спасибо за внимание.