Нина Трифонова
Проект «Мини-музей «Курочка Ряба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у дошкольников художественно – эстетической культуры средствами музейной педагогики, приобщение детей к народным истокам.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире. Расширять кругозор детей раннего возраста о домашних птицах.
2. Воспитание любви к родному языку при знакомстве с фольклорными произведениями.
3. Развивать интерес к доступным его пониманию явлениям окружающего мира в повседневной жизни, способствовать отображению их в игре, изобразительной деятельности.
Публикация «Проект „Мини-музей „Курочка Ряба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой, игры, занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
4. Расширять запас понимаемых слов и обогащать активный словарь. Развивать связную речь, обогащать словарь, развивать моторику и речь.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
6. Учить работать и играть в коллективе.
Тема: мини – музей «Курочка – Ряба».
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: 1. 5 – 2 года.
Актуальность:
Курочка - Ряба - один из первых сказочных персонажей, с которыми знакомится ребенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства, изображение петушков и курочек, наблюдение за их поведением сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес даже при работе с детьми раннего возраста. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами.
Взаимодействие с родителями.
В оформлении музея помогали родители, которые приносили экспонаты. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие родителей, в их создании. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини - музею : они с гордостью приносят из дома экспонаты, изготовленные родителями. Они понимают, что творцы экспозиции не они сами, а их папы, мамы (бабушки и дедушки).
Инструментарий: Игрушки: курочки, петушки, цыплята; коллекция разных кормов (пшеница, пшено, зерна кукурузы). Коллекция разных яиц (деревянные, расписные и не крашенные и т. п.). Игрушки настольного театра; маски героев сказки «Курочка Ряба»; книги о курочке, петушке, цыплятах; картинки для рассматривания и раскрашивания.
Организация мини-музея : разделы мини - музея :
«Курочки бывают разные»
«Еда для курочки»
«Цыпленок из яйца»
«Семья Курочки Рябы»
«Что дает нам курочка»
«Театральный уголок»
«Книжный уголок»
Уголок самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате данного проекта у детей расширятся представления об окружающем мире, познакомятся ближе с домашними животными на примере петушка, курочки и цыпленка. Активизируется словарный запас детей: курочка, петушок, цыпленок, лужайка, наседка.
Родители станут активными участниками проекта. Оценивали важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к животным.
Реализован единый подход к воспитанию любви к животным, в семье и в детском саду.
Основные направления в реализации проекта :
1. Разработка проекта.
2. Разработка и проведение цикла занятий по теме:
«Курочка Ряба».
«Петушок и курочка».
«Петушок, курочка и цыплята».
Игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба».
«Петушок золотой гребешок».
3. Создание мини-музея «Курочка Ряба».
4. Выставка детского творчества.
Оснащение предметно-развивающей среды своей группы:
- изготовление атрибутов петушка, курочки и цыплят;
- подбор картотеки подвижных, сюжетных, настольно-печатных, дидактических, пальчиковых игр;
- оформление мини-музея.
Работа с родителями:
- посильная помощь в оформлении мини-музея;
- посещение родителей с детьми городского краеведческого музея;
- помощь в организации фотосъемки.
Социальное развитие:
- создание мини-библиотеки в группе;
- оформление фотоальбома по теме;
- подбор аудиозаписей устного народного творчества, сказок, голосов домашней птицы, детских песен по теме мини-музея.
Принципы построения проекта :
- принцип учета возрастных особенностей детей раннего возраста;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип наглядности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
- принцип индивидуального подхода в художественном развитии детей;
- принцип доступности материала.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Совместно с родителями воспитанников были реализованы следующие задачи:
- Оснащение предметно-пространственной развивающей среды.
- Проведено анкетирование родителей по теме проекта.
2. Основной этап – практическая деятельность.
Реализация проекта через различные виды деятельности.
Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
3. Заключительный этап.
Презентация проекта
Мини-выставка продуктов детской деятельности.
Организация выставки для детей других групп.
Формы работы:
- Рассматривание предметов.
- Выставки – основная форма работы.
- Приобщение к изобразительному искусству.
- Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
- Экскурсии.
Реализация проекта :
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, исследовательская, музыкальная, художественная.
Непрерывная образовательная деятельность:
• Рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена курица с цыплятами.
• Беседа «Скажем курочке спасибо», «Петушиная семья».
Исследовательская деятельность:
• «Перышко. Его свойства»
• «Что вырастет из семечка?»
• «Ящик ощущений»
Игровая деятельность:
• «Четвертый — лишний»;
• «Найди пять отличий»;
• Лото «Птичий двор», «Чьи детки?»
• «Бродилки»;
• «Разрезные картинки»
• «Угадай, что в мешочке»;
• «Лабиринт»;
• «Чья тень?» (Узнай по силуэту).
Чтение и заучивание художественной литературы:
• М. Зощенко «Умная курица»
• К. Чуковский «Цыпленок»
• Е. Чарушин «Курочка»
• Г. Бойко «Петух»
• Рисование «Курочка-ряба»
Художественная деятельность:
• Рисование - «Курица», «Цыпленок», «Яичко не простое, а золотое».
• Лепка - «Цыплята на прогулке».
• Аппликация - «Цыпленок».
• Конструирование - «Курятник».
• Сюжетное физкультурное занятие - «Цыплята».
• Подвижные игры - «Наседка и цыплята», «Цыплята и кот».
• «Стаканчиковый» театр - «Курочка-ряба».
• Игра-инсценировка - по стихам Е. Чарушина «Курочка-рябушечка».
Музыкальная деятельность:
Разучивание песен, потешек, закличек, инсценировки сказок.
Итог:
• Сюжетно-ролевая игра «Птичий двор».
• Развлечение «В гостях у солнышка».
• Посещение мини-музея «Курочка Ряба»
Учебный план на год:
10 мин работа в музее
10 мин техническая работа
20 мин в неделю
80 мин в месяц
10часов 30 мин за учебный год при 100% обхвате детей группы.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
1. Узнавать и называть домашнюю птицу и ее детенышей.
2. Назвать их характерные особенности, называть части их тела.
3. Сопровождать речью игровые действия.
4. Повторять за взрослым небольшие фольклорные произведения.
5. Знать основные нормы и правила поведения с животными и их детенышами.
Вывод: Так как проект познавательно – творческий, дети узнали много нового
о домашних животных на примере курочки, петушка и цыпленка. Дети увидели, что бывают разные курочки, петушки, цыплята и яйцо. Они могут быть мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями, связанные бабушками и мамами. Экспонаты музея показали детям, что они едят пшеницу, пшено, зерна кукурузы и бобы. Узнали о развитии и жизни курицы (петушка) : яйцо - цыпленок- курица. Коллекция разных яиц показала, что они могут быть деревянные, расписные и не крашенные, пластмассовые, оплетенные бисером и т. п.
Также хотелось вовлечь каждого участника, и родителей в активный, познавательный и творческий процесс.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом выполняли все задуманное. Это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и развитию творческого воображения.
Таким образом, задачи проекта были выполнены : расширились представления детей об окружающем мире, ближе познакомились с домашними животными на примере курочки; сформирована познавательная активность; обогащен словарный запас. Мини - музей был создан.
Планирование и организация работы на год по мини-музею.
СЕНТЯБРЬ
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире.
№ Структура Мероприятия
1. Работа с родителями:
Проведение анкетирования и консультаций для родителей. Консультация для родителей «Курочка - ряба в жизни детей».
2. Методическая работа:
Подбор материала.
Разработка перспективного плана работы. Сбор и анализ литературы по данной теме.
Перспективный план по мини-музею.
3. Эстетические задачи:
1. Пополнение мини-музея игрушками по теме.
2. Пополнение музея картинками по теме. 1. Беседа с детьми для выявления знаний детей о домашних животных на примере курочки.
2. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба».
4. Технические задачи:
1. Воспитание любви к родному языку при знакомстве с фольклорными произведениями.
2. Воспитание гуманного отношения к животным, желания беречь и защищать их. 1. Рассматривание иллюстраций по теме.
2. Чтение литературных произведений: «Петушок и бобовое зернышко», «Курочка - ряба», потешки, стихи, песни.
Физкультминутка «Петушок».
ОКТЯБРЬ
Цель: Развивать познавательную активность и познавательную деятельность детей.
№ Структура Мероприятия
1. Работа с родителями:
Обращение к родителям с просьбой помочь в оформлении мини-музея. Пополнения мини-музея экспонатами.
2. Методическая работа:
Планирование разделов мини – музея.
Организация разделов мини-музея :
«Курочки бывают разные»
«Еда для курочки»
«Цыпленок из яйца»
«Семья Курочки Рябы»
«Что дает нам курочка»
«Театральный уголок»
«Книжный уголок»
«Домик для курицы и петушка»
3. Эстетические задачи:
1. Оформление разделов музея.
2. Оформление уголка
«Цыплёнок из яйца». 1. Рассматривание игрушек петушка и курочки. Дидактическая игра «Птичий двор».
2. Рассматривание картины «Курочка с цыплёнком» (занятие по развитию речи).
4. Технические задачи:
1. Учить составлять из отдельных частей одно целое. 2. Активизировать и пополнять словарный запас. 1. Настольная игра «Собери яйцо», «Собери картинку».
2. Беседа «Курочки бывают разными».
НОЯБРЬ
Цель: Создание предметно-развивающей среды в группе.
№ Структура Мероприятия
1. Работа с родителями:
Рекомендации на тему оформлении мини-музея. Посильная помощь в оформлении мини-музея.
2. Методическая работа:
Пополнение мини-музея. Создание мини-библиотеки в группе.
Оформление фотоальбома по теме.
3. Эстетические задачи:
1. Оформление книжного уголка.
2. Оформление уголка «Курочки бывают разными». 1. Подготовка сказок, стихотворений, потешек, загадок, иллюстраций про курочку.
2. Подбор игрушек с изображением курочки, петушка, цыпленка. Фотоальбом «Петушок да курочка».
4. Технические задачи:
1. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
2. Активизировать внимание и память детей. 1. Чтение рассказа К. Чуковского «Цыпленок», разучивание песенок - потешек, народных сказок.
2. Приготовление атрибутов для сказки «Курочка Ряба».
Игра – драматизация «Курочка - рябушечка»
ДЕКАБРЬ
Цель: Расширять представления детей о жизни птиц.
№ Структура Мероприятия
1. Работа с родителями:
Круглый стол на тему
«Курочки бывают разные». Изготовление «Курочки» вместе с детьми.
2. Методическая работа:
Пополнение мини-музея. Оформление картотеки потешек, стихов с картинками про курочку, петушка и цыплят.
3. Эстетические задачи:
1. Оформление уголка «Семья Курочки Рябы».
2. Пополнение музея экспонатами домашних птиц.
1. «Знакомство с куриным семейством».
Рассматривание картины «Курочка с цыплёнком».
2. Беседа с наглядным сопровождением «Курочки бывают разными».
4. Технические задачи:
1. Учить детей подбирать предметы по тождеству (по цвету, величине).
2. Учить детей располагать картинки в порядке развития птицы 1. Дидактические игры «Найди такой же», «Подбери пару».
2. Дидактические игра - «Что с начала, что потом?».
ЯНВАРЬ
Цель: Развивать активную, диалоговую речь детей.
№ Структура Мероприятия
1. Работа с родителями: Пополнения мини-музея экспонатами
2. Методическая работа:
3. Эстетические задачи:
1. Оформление уголка «Что дает нам курочка».
2. Приготовление атрибутов для сказки «Курочка Ряба». 1. Подбор разных яиц: деревянные, расписные и не крашенные. Перьев для коллекции.
Дидактическая игра «Большое – маленькое яичко»
2. Озвучивание сказки «Курочка Ряба»
с презентацией
4. Технические задачи:
1. Продолжать знакомить с фольклорными произведениями, учить детей диалогической речи
2. Учить детей действовать по сигналу воспитателя, выполнять действия по тексту, развивать дружеские взаимоотношения 1. Игра – драматизация
«Курочка - рябушечка»
2. Подвижные игры
«Наседка и цыплята»
«Вышла курочка гулять»
ФЕВРАЛЬ
Цель: Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
№ Структура Мероприятия
1. Работа с родителями: Мастер-класс «Роспись яйца»
2. Методическая работа:
Организация библиотеки. Книги о петушках, курочках, цыплятах.
Картинки с изображением птиц.
3. Эстетические задачи:
1. Оформление уголка
«Цыпленок из яйца»
2. Подбор разных яиц для коллекции. Коллекция разных яиц (деревянные, расписные и не крашенные).
2. Рисование «Укрась яичко» (узоры).
4. Технические задачи:
1. Чтение рассказа К. Чуковского «Цыпленок»
2. Учить детей собирать картинку 1. Проговаривание фраз из рассказа, звукоподражание.
2. Дидактическая игра - «Сложи картинку» (курочки, петушка, цыплёнка, яйцо, сказки «Курочка Ряба»).
МАРТ
Цель:
№ Структура Мероприятия
1. Работа с родителями:
На родительском собрании была продемонстрирована драматизация сказки «Курочка Ряба» по рассказу Ушинского «Петушок и его семья». Самостоятельное изготовление поделки
«Птичий двор» с детьми и родителями.
2. Методическая работа: Организация выставки детского творчества. Оформление выставки детского творчества.
3. Эстетические задачи:
1. Оформление уголка «Еда для курочки».
2. Пополнение музея разными видами кормов. 1. Сбор коллекции различных кормов: пшено, пшеница, зерна кукурузы. Дидактическая игра
«Кто что ест?»
2. Рисование «Зернышки для цыплят».
4. Технические задачи:
1. Учить устанавливать кирпичики в ряд на узкую грань.
2. Учить детей лепить округлые формы. 1. Конструирование
«Забор для петушка»
2. Лепка «Горох для петушка»
АПРЕЛЬ
Цель: Воспитание любви к родному языку при знакомстве с фольклорными произведениями, развитие всех сторон речи.
№ Структура Мероприятия
1. Работа с родителями:
Пополнение фонотеки.
Подбор аудиозаписей устного народного творчества, сказок, голосов домашней птицы, детских песен по теме мини-музея.
2. Методическая работа
Оснащение предметно-развивающей среды своей группы. Подбор картотеки подвижных, сюжетных, настольно-печатных, дидактических, пальчиковых игр.
Фонотека – песенки о курочке, петушке и цыплятах
3. Эстетические задачи:
1. Оформление театрального уголка
2. Организация театральной деятельности. 1. Игрушки настольного театра, маски героев сказки «Курочка Ряба», пальчиковый театр
«Курочка Ряба».
Игра – инсценировка «Курочка Ряба».
2. Рисование карандашами. «Петушка я накормлю, дам я зернышки ему».
4. Технические задачи:
1. Чтение рассказа Ушинского «Петушок и его семья»
2. Приучаем внимательно слушать рассказ. 1. Рисование с детьми: «Желтые комочки» (гуашью).
2. Составление рассказа о куриной семье: петух - папа, курочка - мама, а детки - цыплятки.
МАЙ
Цель: Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
№ Структура Мероприятия
1. Работа с родителями:
Помощь в организации фотосъемки. Фотосъемка музея.
2. Методическая работа:
Оформление проекта и его презентация. Презентация сказки «Курочка Ряба».
Организация экскурсий, бесед, выставок для групп младшего возраста.
3. Эстетические задачи:
1. Оформление уголка самостоятельной деятельности.
2. Оформление фотоальбома.
1. Выставка игрушек с изображением курочки, петушка, цыпленка. Книги о курочке, петушке, цыплятах. Картинки для рассматривания и раскрашивания.
2.«Курочка - Ряба»
(словесно-дидактическая игра)
4. Технические задачи:
1. Повторять за взрослым небольшие фольклорные произведения.
2. Учить детей подражать звукам обитателей птичьего двора 1. Загадки, чистоговорки, потешки.
2. Дидактическая игра «Кто как кричит».
Фотоотчёт по работе музея.
Список литературы
1. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» Планы занятий- 2-е изд., Мозайка - синтез, 2010.
2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ»; - М. 2006
3. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009
4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду. Москва,2000
5. Русская народная сказка «Курочка ряба»
6. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е. А. Тимофеева. – М. : Просвещение, 2010
7. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика - Синтез, 2008
8. Интернет-ресурсы