Морозовва Надежда
Проект в младшей группе детского сада «Чистюли»
▼ Скачать
Проект в 1 младшей группе детского сада
Чистюли.
Актуальность:
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, какого будет его здоровье.
Публикация «Проект в младшей группе детского сада „Чистюли“» размещена в разделах
Главная задача – формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, сколько и умение читать, писать, разговаривать.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я заметила, что у пришедших в сад детей, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют последовательно умываться, вытирать руки, они нуждаются в терпеливом обучении взрослого и непосредственной помощи. Именно в этом возрасте необходимо воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. Необходимо научиться понимать их важность, помочь освоить все основные культурно – гигиенические навыки, научиться быстро и правильно их выполнять.
Цель педагога: формировать культурно – гигиенические навыки у детей с помощью личного показа, художественной литературы, игр…
Мотивация детей: быть здоровыми, чистыми, не похожими на «девочку чумазую» А. Барто или Грязнулю из «Мойдодыра» Чуковского. Научиться пользоваться мылом, чтобы оно «не злилось»
Задачи:
- Приучать детей следить за своим внешним видом
- Формировать умение закатывать рукава
- Правильно пользоваться мылом
- Насухо вытирать их полотенцем
- Содействовать к стремлению к ЗОЖ
- Развивать речь
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, любознательность, самостоятельность.
Предполагаемый результат: дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, хорошо вытирают руки, вешают полотенце на место. Рассказывают потешки, короткие стихотворения про КГН.
1 этап – подготовительный
Наблюдение за детьми, проведение диагностики, подборка литературы, игр, иллюстраций.
2этап – практическая часть
Ввести в игровую ситуацию детей, сформулировать проблему.
Организовать занятия, беседы, проблемные ситуации.
Проведение игр.
Чтение художественной литературы.
Оказание помощи при реализации планов детей.
План на 2 недели проекта.
Понедельник.
1. Знакомство с Пузыриком. Круг дружбы – Пузырик представляется детям, - дети называют свои имена.
Цель: создание эмоциональной среды
2. Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки»
Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать простые выводы.
3. Показ алгоритма «Мытьё рук»
Цель: познакомить детей со схемой, учить с помощью схемы последовательно мыть руки
4. Просмотр мультфильма «Лунтик» с. «Моем руки».
Вторник.
1. Практическое упражнение «Моем, моем наши руки и лицо». Покажем Пузырику, как мы умываемся.
Цель: учить детей последовательно умываться.
2. Потешка «Водичка, водичка»
Цель: способствовать запоминанию, создание настроения, желание умываться.
3. Рисование «Ладушки - ладошки»
Цель: учить детей делать отпечатки пальчиков и ладошек, сравнивать их.
Среда.
1. Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки»
Цель: развивать КГН, память, речь. Прививать стремление к ЗОЖ.
2. Занятие «Водичка, водичка» Опыты с Пузыриком.
Цель: обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действие. Воспитывать стремление к ЗОЖ.
3. Потешка «Водичка, водичка»
Цель: создание радостного настроения.
Четверг.
1. Г. Ладзынь «Аккуратные зайчата»
Цель: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, насухо вытирать их. Помочь понять содержание стихотворения.
2. Игра – ситуация «Почему у кукол грязные полотенца»
Цель: учить делать выводы.
3. Мультфильм «Смешарики» с. «Руки».
Пятница.
1. Чтение потешки «В ручейке вода»
2. Занятие «Купание куклы Кати»
Цель: познакомить детей с названием принадлежностей для купания.
3. Мультфильм «Руки вы помыть не забыли»
Понедельник.
1. Чтение Чуковского «Мойдодыр»
Цель: познакомить с произведением.
2. Разучивание строк «Надо, надо умываться». Рассказывание их Пузырику.
Цель: способствовать запоминанию
3. Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Вторник.
1. Проговаривание потешки «Мой мыло не ленись»
Цель: продолжать учить намыливать руки.
2. Чтение стихотворения Барто «Девочка чумазая»
Цель: помочь понять содержание стихотворения, продолжать учить делать выводы.
3. Просматривание видео иллюстраций к стихотворению «Девочка чумазая».
Среда.
1. Как мы помогали кукле Маше.
Цель: закрепить название принадлежностей для КГН
2. Д/и «Подбери предмет». Расскажем Пузырику о предметах.
Цель: расширять представление детей о предметах личной гигиены.
3. Мультфильм «Смешарики» с. «Личная гигиена»
Четверг.
1. Приключение мыльного пузыря. Опыт с Пузыриком.
Цель: расширять знание детей о мыле, его качествах. Создать радостное настроение от пускания мыльных пузырей
2. Как мы моем наши ручки. Упражнение «Раз – ручки намочили…»
3. Повторение потешек.
Пятница.
Развлечение «Путешествие в страну здоровья»
Привлечение родителей:
1. Анкетирование. ЗОЖ.
2. Создание фотовыставки «Чистые руки»
3. Беседа – консультация «Валиология»
4. Совместная работа с детьми «Да, здравствует мыло душистое…»
Приложение.
1. В гости приходит Пузырик. (Мягкая игрушка, похожая на колобка, с большими глазами и улыбкой).
– здравствуйте, ребята. Меня зовут Пузырик, я так рад вас видеть. (поет песенку) Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату, Все захлопали в ладошки - Очень рады солнышку. Я принес вам лучики, хочу подарить их вам.
Воспитатель: становитесь в круг скорей и зови своих друзей, мы к друг другу повернемся, и друг другу улыбнемся… (Пузырик подходит к каждому ребенку, ребенок называет свое имя, Пузырик дарит лучик.)
Игра – танец с лучиками под музыку «Улыбка».
2. Почему опасно не мыть руки
Пузырик рассказывает детям о том, что у него болел живот.
Воспитатель: расскажи нам как это случилось
Пузырик: Я вчера пришел с улицы, и так хотел кушать, что сразу сел за стол. А когда поел, у меня заболел живот.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что забыл сделать Пузырик? (ответы детей систематизировать) да, правильно он забыл помыть руки, на руках появились микробы.
Пузырик: Ой, а кто это такие, я их не видел.
Рассказ воспитателя о микробах
Пузырик: я их боюсь…
Воспитатель: не бойся, вот послушай: В глубоком черном подземелье Микробы страшные живут И терпеливо днем и ночью, Они детей немытых ждут, С немытых рук пролезет в рот – Противный, маленький микроб. Но только не надо боятся – Надо сопротивляться! Ведь эта страшная сила, Боится простого МЫЛА!
Пузырик: значит надо просто мыть руки перед едой и всё?
Воспитатель: не только перед едой, но и после туалета, как пришел с улицы…
Все болезни у ребят, От микробов, говорят, Чтоб всегда здоровым быть, Надо руки с мылом мыть!
3. Водичка, водичка,
Умой моё личико, Чтобы щечки алели, Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок…
4. Занятие «Водичка, водичка»
Задачи: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни.
Развивать умения детей повторять за педагогом слова «холодная», «горячая», «теплая», «чистая», «грязная». Воспитывать интерес к экспериментированию, к совместной деятельности с другими детьми и педагогом. (Познавательное, физическое, речевое, социально - коммуникативное)
Методическое оборудование: 2 бутылки (с горячей и холодной водой, салфетки по кол – ву детей, картинки: рыбка в аквариуме, цветочек в горшке, ребенок пьет воду, дерево, чайник, стакан, водопроводный кран; поролоновые губки по кол – ву детей, коврик «Аквариум» с рыбками.
Ход занятия:
Малоподвижная игра:
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
Мы качаем головой, мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем, мы руки подаем
И в кружочек все встаем. (дети выполняют движения по ходу текста)
Входит Пузырик с грязными руками.
Пузырик: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Пузырик, какой же ты чумазый….Где ты руки так измазал?
Черные ладошки, на локтях дорожки!
Пузырик: : Мы с друзьями рисовали, я и испачкался!
Воспитатель: Что нам нужно сделать, чтобы Пузырик стал чистым? (ответы детей) А для чего еще моют руки? (ответы детей)
Воспитатель: Вот у меня есть водичка в кувшине. Дети потрогайте воду в кувшине, вода какая? (дети определяют температуру воды)
Дети: Вода холодная.
Воспитатель: Я наливаю водичку в тазик, водичка льется. Что делает водичка? Что я делаю? Можно мыть ручки в такой воде? (нет) Почему? (можно заболеть)
А в другом кувшине у меня другая вода. Осторожно потрогайте кувшин!
Какая вода в кувшине? (горячая). Можно ей мыть руки? (нет, будет больно)
Воспитатель: А что же нам делать?
Пузырик : Нужно смешать горячую и холодную воду (воспитатель смешивает).
Воспитатель: Давайте закатаем рукава и опустим ручки в водичку. Какая стала водичка? Дети: Теплая.
Делают вывод, что при смешивании холодной и горячей воды получается теплая вода.
Воспитатель: А мы видим наши ручки? А почему?
Потому что вода чистая и прозрачная. Давайте скажем это все вместе – водичка чистая и прозрачная. (хоровое и индивидуальное повторение)
Воспитатель: Замечательно. Если вода прозрачная, чистая, то сквозь нее хорошо все видно.
(Воспитатель помогает детям вытереть руки)
Воспитатель: А сейчас и Пузырик помоет свои руки. (Пузырик «опускает в воду» руки (воспитатель растворяет в воде коричневую краску)
Воспитатель: Ой, а что случилось с нашей водичкой?
Дети: Она стала грязная.
Воспитатель: Какая стала водичка? (грязная)
Воспитатель: Наша чистая водичка стала теперь грязная и непрозрачная. Что мы скажем Пузырику?
Дети: Если ты испачкался, то надо сразу мыть руки.
Воспитатель: ребята, расскажите Пузырику как надо правильно мыть руки. (ответы детей по схеме)
А ещё для чего нужна вода? Мыться, купаться, пить…Конечно,
а, еще с водичкой можно поиграть! Вы бы хотели поиграть с водичкой? (воспитатель приглашает детей к столу)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что водичка умеет играть в прятки? Где водичка может спрятаться?
Дети: : В песке, в земле, в туче, в луже, в речке, др.
Воспитатель: А давайте спрячем водичку в эту губку, как в тучку, а потом сделаем дождик. Как мы это сделаем?
(Дети окунают губки в воду, затем их отжимают) Дети вытирают салфетками руки.
Воспитатель: всем везде и всегда очень нужна вода
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу
И цветочкам на лугу,
И котятам и тигрятам,
Даже маленьким ребятам,
Везде и всегда,
Помогает нам вода!
5. Занятие «Купание куклы Кати»
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей.
Задачи:
1. Развивающая: развивать внимание детей, наблюдательность.
2. Обучающая: Закрепить работу со словарем (ванночка, мыло, полотенце, намыливать, смывать, вытирать). Расширять знание детей о состоянием воды (холодная, теплая).
3. Воспитательные: воспитывать культурно-гигиенические навыки детей, бережное и доброе отношение к игрушкам (куклам).
Ход:
Пузырик приглашает детей в круг:
Дружно за руки беритесь
И в кружечек становитесь.
Лучик солнышка возьмите
И друг другу подарите
Воспитатель обращает внимание детей, что в дверь кто-то стучится.
Тук – тук раздается звонкий стук
Кто-то в гости спешит
Кто-то в двери стучит
Это кукла Катя к нам пришла.
Показывает куклу Катю /она перепачкана/.
Воспитатель обращается к кукле:
- Ах, ты, девочка чумазая!
Где ты носик так измазала?
Ребята, посмотрите какая она чумазая, она испачкала лицо и руки.
Надо ее помыть. А что нам для этого нужно?
Водичка и мыло!
А где можно купать кукол? (в ванне, тазике)
У нас есть тазик, в нем будем купать. (здесь и далее используем хоровые и индивидуальные повторения)
А рукавчики вы закатали!
Будем с вами куклу мыть!
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит
Тот водички не получит(2 ведра с тёплой и холодной водой)
- Какая нам нужна водичка? (теплая)
- Нальём тёплой водички в ванночку.
- Начнем мыть Катю. - А сейчас ребята, что будем делать? /помоем Кате голову чистой, тепловой водой, помоем ручки, ножки/.
Водичка, водичка
Умой кукле личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели.
Воспитатель: Посмотрите теперь какие ручки и лицо у Кати?
Дети: Чистые
Молодцы ребята! Теперь кукла стала чистой.
Теперь мы берём полотенце и вытрем нашу куклу. Ребята, какие вы молодцы, кукла говорит вам большое спасибо!
Воспитатель спрашивает детей, что они делали, для чего нужно мыть руки и лицо,
побуждает повторять названия предметов (ванночка, губка, полотенце, мыло).
6. Развлечение "Путешествие в страну здоровья"
Цель: создать радостное настроение, желание участвовать в групповом развлечении
Задачи:
- вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков.
- развивать мышление, память.
- формировать представление о здоровом образе жизни.
- развивать двигательную активность.
- учить детей отвечать на поставленные вопросы, отгадывать загадки.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Действующие лица:
Ведущий, Айболит, Зайка –взрослые, Пузырик.
Реквизит: макет автобуса, корзина с яблоками.
Ход праздника
Дети под музыку заходят в зал. Пузырик идет вместе с детьми.
Ведущий. Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ведущий. Вы друг другу улыбнулись?
Дети. Да.
Ведущий. «Здравствуй» - люди говорят,
Это слово просто клад!
Здравствуй - значит будь здоров!
И не нужно больше слов!
Если «Здравствуй» ты сказал,
Ты здоровья пожелал!
Мы с вами тоже желаем всем здоровья и хорошего настроения (Раздается стук в дверь)
Ведущий. Ребята, к нам кто - то спешит! Давайте сядем на стульчики и посмотрим на нашего гостя.
Дети садятся на стулья.
Ведущий. К нам спешит очень важный герой. Вот угадайте, кто он?
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… Дети. Айболит!
Ведущий. Правильно! Добрый доктор Айболит
К детям в детский сад спешит.
К Ване, Кате и Варваре,
Мише, Маше и Назару.
И ко всем другим ребятам…
Рассказать о том, как надо:
Руки мыть и вытирать,
Да здоровье укреплять.
Очень важно, чтоб на свете
Были чистыми все дети!
Под музыку заходит Айболит.
Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята! (дети здороваются с Айболитом). Какие вы хорошие. А вы не болеете, не кашляете, и насморка нет? Давайте-ка, я вас послушаю (слушает детей). Да, действительно все здоровы. Ребята, а вы знаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Я приглашаю вас в путешествие в страну здоровья!
Ведущий. А отправимся мы в путешествие на автобусе! Рассаживайтесь все по местам. (здесь и далее звучит фонограмма песни «Едет автобус»)
1 станция «Спортивная»
Ведущий. Мы прибыли на станцию «Спортивная»
Чтобы быть здоровым
Нужно рано встать,
Позабыть про лень,
И зарядку делать нужно
Начиная этим день!
Ведущий. Ребята, давайте сделаем веселую зарядку. Ну-ка, дружно поднимитесь, на зарядку становитесь!
Танец «Паучки» (Солнышко сияет, паучок ползет)
Дети садятся на стульчики.
Ведущий. Вы, ребята, молодцы. Впереди нас ждет много интересного, садитесь в автобус, и поедем дальше!
(Когда дети садятся на стулья, выходит Зайка и садится на пенек.)
2 станция «Умывай - ка»
Ведущий. Вот мы и прибыли на станцию, которая называется «Умывай - ка»
(Замечает Зайку) Ой, смотрите, кто сидит и ушами шевелит. (Подходит ближе) Да это же Зайчик! Он почему- то печальный.
Зайка, что случилось?
Зайка. Ой, ребята, не могу, у меня болит живот.
Доктор Айболит: Так сейчас мы посмотрим, что с нашим зайчиком случилось. (Доктор слушает зайку) Ты вчера что кушал?
Зайка: малину, мне ее мишка принес.
Доктор Айболит: А ты ее мыл?
Зайка: нет, забыл.
Доктор Айболит: И руки не мыл?
Зайка: Нет…
Пузырик: Ребята, помните у меня тоже живот болел.
Доктор Айболит: Ребята, как вы думаете, правильно поступил Зайка? (дети отвечают, рассказывают про микробы)
Зайка: Ой, а умываться и мыть руки я не умею…
Пузырик: Не волнуйся, Зайка. Сейчас наши дети тебя научат мыть руки и умываться, и расскажут про предметы личной гигиены. Зайка, ты любишь отгадывать загадки?
Зайка: Ну, конечно, люблю! Это же так интересно!
Ведущий: Наши ребята тоже любят загадки. А загадки лежат вот в этой красивой коробочке. Садись, Зайка, поудобнее и слушай!
Загадка 1. Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
Ведущий. А для чего нам нужно мыло? ( Ответ: Чтобы мыться, намыливать ручки и. т. д.)
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки. (имитируют мытье рук)
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки. (протягивают руки вперед - показывают ладошки)
Загадка 2. Мягкое, пушистое,
Чистое — пречистое.
Об него мы руки вытираем
И на место убираем. (Полотенце)
Для чего полотенце нам нужно? ( Ответ: Чтобы вытирать лицо и руки)
Любишь умываться,
Не забудь вытираться. (имитируют вытирание)
Загадка 3. Всех лохматых расчесать,
Кудри в косы заплетать,
Делать модную прическу
Помогает нам … (расческа)
Для чего нужна? Кто вас в группе после сна заплетает?
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки.
Что мы делаем расческой?
Делаем прическу!
Загадка 4. Кто почистит зубки нам по утрам и вечерам? (Зубная щетка)
Чистим, чистим мы с утра, наши зубы до бела (движения снизу вверх)
Ведущий. Все эти предметы называются предметы личной гигиены. Давайте все вместе скажем: «предметы личной гигиены»
Зайка. Теперь я все знаю про предметы личной гигиены, чтобы мыть руки и умываться! Спасибо вам, ребята.
Ведущий. Наши ребята еще и песенку про тебя знают и тебе ее сейчас споют.
Дети встают со своих мест и поют.
Песня «Серый зайка умывается»
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается. (Дети «умываются».)
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо.
Вытер сухо! (Дети трут ладошками носы, «хвостики», уши.)
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается. (Дети «умываются».)
Зайка. Какая чудесная песенка. Я обязательно буду умываться!
Ведущий. Мы очень рады, Зайка, что ты запомнил все наши советы и сейчас мы приглашаем тебя поплясать с нами в кругу.
Дети берутся за руки и выходят и в круг.
Танец в кругу «Заинька, попляши»
Ведущий. Ребята, нам пора ехать. Давайте попрощаемся с Зайкой!
(Все машут рукой и Зайка машет детям в ответ.)
Все. До свидания!
Ведущий. А мы отправляемся в дорогу на автобусе! Занимайте свои места!
3 станция «Веселинка»
Ведущий. Вот мы и прибыли на станцию, станцию задора, смеха, хорошего настроения, ведь хорошее настроение – залог здоровья.
Очень любим мы играть и ни капли не скучать!
Игра в кругу «Части тела»
Ведущий. А нам пора в детский сад. Занимайте места в автобусе!
Айболит. Ну, что ребята, вам понравилось путешествие на автобусе?
Ведущий. Очень понравилось. Мы время зря не теряли: мы делали зарядку, рассказали Зайке про предметы личной гигиены и даже поиграли.
Айболит. Я очень рад!
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго - долго будут жить.
И запомним, что здоровье
В магазине не купить!
А яблоки в магазине купить можно.
(Айболит выносит корзину с яблоками.)
Я дарю вам эти витамины. Кто кушает витамины, тот тоже будет здоровым!
Ведущий. Спасибо за яблоки, мы обязательно угостимся с ребятами в группе!
Айболит. Не забудьте помыть руки! До свидания!
Все. До свидания!
Дети с воспитателями организованно выходят из зала.