Екатерина Амосова
Проект «В мире удивительных линий»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чудесные линии»
Цель: развитие у детей психомоторных связей рука-мозг-рука на базе развития тонкой моторики кисти руки и выработки необходимого для письма, оптимального двигательного стереотипа, а также интеллектуальное развитие ребенка через активизацию чувственного конкретно-образного мышления и формирование понятийного абстрактно-логического мышления.
Задачи:
Формирование основных графических навыков.
Знакомство с различными видами линий, развитие навыков линейного рисования.
Развитие тонкой моторики кисти руки.
Публикация «Проект „В мире удивительных линий“» размещена в разделах
Развитие кинестетической основы тонкодифференцированных движений.
Формирование умений делить бумагу сложением для получения опорных линий.
Знакомство с основными пространственными ориентирами, умение ориентироваться по клеткам и опорным линиям.
Развитие абстрактно-образного мышления. Знакомство с абстрактными символами: пиктограммой, идеограммой, буквами и цифрами.
Формирование навыков работы по словесной инструкции
Развитие творческой самостоятельности и активности
Участники проекта : Руководитель проекта : воспитатель Амосова Е. С., дети подготовительной группы.
Образовательные области: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.
Предполагаемый результат:
К концу года у детей должны быть сформированы следующие навыки:
- правильно держать графический материал, ножницы и пользоваться ими;
- рисовать по опорным линиям, ориентируясь по зрительному образцу и словесной инструкции;
- вписывать и описывать несложные (приближенные к основным сенсорным эталонам) и усложненные (характерные) формы;
- составлять симметричные и ритмичные декоративные композиции (орнаменты);
- размещать на листе предметное и сюжетное изображение;
- владеть разными графическими движениями: рисовать графическими материалами на бумаге прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные и пересекающиеся линии; сочетать прямые вертикальные и горизонтальные линии; рисовать волнистые, ломаные, петлеобразные линии; составлять композиции из данных линий; рисовать спиралевидные линии и спиралевидные линии со смещенным центром витков спирали; создавать орнаментальные бордюрно - меандровые композиции, приближенные по стилистике к письменности (прописным буквам); изображать простые пиктографические символы и элементы печатных и письменных букв; рисовать печатные буквы, составлять из букв простые слова;
- понимать, что информацию можно передать с помощью рисунка, пиктограммы, знаково-символической записи
Паспорт проекта :
Тема: «Чудесные линии»
Вид проекта : Комплексный
Продолжительность: Среднесрочный
Проблема: трудности у детей в освоение обучения ФЭМП в художественной деятельности
Актуальность: Проект «Чудесные линии» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Создан на основе педагогической технологии «Рисование - линейная графика». Направлена на развитие графических навыков и разработан с учетом психофизиологического подхода, позволяющего развивать высшие психические функции и мозг в их единстве, что повышает ресурсные возможности ребенка, способствует его всестороннему гармоничному развитию. При этом данная педагогическая технология предусматривает не просто развитие графических навыков, но освоение выразительных возможностей графических средств и их трансформации в сюжетных, орнаментальных, пиктографических и шрифтовых композициях, позволяя обеспечивать преемственность развития ребенка не только на сенсомоторном, но и смысловом уровнях. Поэтому освоение технологии «Рисование - линейная графика» имеет не только технологический аспект, но и психологический, оно теснейшим образом связано с приобщением детей к духовному опыту поколений, приобретением ими необходимой суммы знаний о мире. Помимо развития линейно-графических навыков данная технология включает в себя задания, направленные на решение проблем возникающих у ребенка в процессе обучения чтению и письму. Чтение и письмо - основа школьного начального учебно-познавательного процесса. Трудности в освоении грамоты, как правило, обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно-условные знаки и символы с конкретными явлениями и предметами. К 5-7 годам у ребенка формируется центральный механизм управления точными дозированными движениями на уровне целого организма. Рисование и письмо, как наиболее высокоорганизованные двигательные функции, относятся к «тонкой» моторике человека. Выработка этих двигательных навыков наиболее эффективна в период от 5.0 до 8 лет, когда, по генетической программе развития человека, происходит становление основных функций человеческого сознания: развивается способность к абстрагированию, формируется речь как средство общения. Тренировка тонкой моторики кисти на этом этапе развития способствует становлению в коре полушарий механизма произвольной регуляции основных нервных процессов, которые лежат в основе таких психических свойств, как концентрация внимания на предмете, длительность целенаправленного доминантного возбуждения, операциональная память, дифференцированное восприятие внешней среды и дифференцированное поведение. Одним из главных направлений в достижении школьной зрелости является развитие тонкой моторики кисти. Освоение данной программы поможет ребенку – дошкольнику успешно подготовиться к школьному обучению. Проект создан на основе прохождения краткосрочного курса обучения в МБДОУ ДПО «РИММЦ» по образовательной программе «Сопровождения целостного развития ребенка в педагогической технологии «Рисование – линейная графика». Авторами пособия являются: Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова, И. В. Волкова, Е. А. Дрягалова, Н. В. Ермилова, Е. В. Вербовская, Н. Ю. Шуваева, Т. А. Ревягина.
Предполагаемый результат:
- правильно держать графический материал, ножницы и пользоваться ими;
- рисовать по опорным линиям, ориентируясь по зрительному образцу и словесной инструкции;
- вписывать и описывать несложные (приближенные к основным сенсорным эталонам) и усложненные (характерные) формы;
- составлять симметричные и ритмичные декоративные композиции (орнаменты);
- размещать на листе предметное и сюжетное изображение;
- владеть разными графическими движениями: рисовать графическими материалами на бумаге прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные и пересекающиеся линии; сочетать прямые вертикальные и горизонтальные линии; рисовать волнистые, ломаные, петлеобразные линии; составлять композиции из данных линий; рисовать спиралевидные линии и спиралевидные линии со смещенным центром витков спирали; создавать орнаментальные бордюрно - меандровые композиции, приближенные по стилистике к письменности (прописным буквам); изображать простые пиктографические символы и элементы печатных и письменных букв; рисовать печатные буквы, составлять из букв простые слова;
- понимать, что информацию можно передать с помощью рисунка, пиктограммы, знаково-символической записи
Вывод: Проект способствовал развитию формирований основных графических навыков; знакомств с различными видами линий, навыков линейного рисования; тонкой моторики кисти рук; формирования умений делить бумагу сложением для получения опорных линий; знакомств с основными пространственными ориентирами, умение ориентироваться по клеткам и опорным линиям; абстрактно-образного мышления; знакомств с абстрактными символами: пиктограммой, идеограммой, буквами и цифрами; формирований навыков работы по словесной инструкции; творческой самостоятельности и активности.
После проведенного мониторинга повысились знания, уровень. Дети могут свободно:
- ориентироваться на листе бумаги без помощи воспитателя
- правильно держать графический материал, ножницы и пользоваться ими;
- делить лист бумаги складыванием на 4; 6; 8; 18; 36 и 64 части;
- рисовать по опорным линиям, ориентируясь по зрительному образцу и словесной инструкции вписывать и описывать несложные (приближенные к основным сенсорным эталонам) и усложненные (характерные) формы;
- составлять симметричные и ритмичные декоративные композиции (орнаменты);
- размещать на листе предметное и сюжетное изображение;
- владеть разными графическими движениями: рисовать графическими материалами на бумаге прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные и пересекающиеся линии; сочетать прямые вертикальные и горизонтальные линии; рисовать волнистые, ломаные, петлеобразные линии; составлять композиции из данных линий; рисовать спиралевидные линии и спиралевидные линии со смещенным центром витков спирали;