Юлия Колесникова
Проект «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В мире профессий»
(средний возраст)
Авторы: Колесникова Ю. И. – воспитатель МБДОУ №15 «Солнышко».
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.
Вид: фронтальный, иформационно-творческий, среднесрочный.
Срок реализации: 3 месяца.
Актуальность.
Детский сад №15 «Солнышко» работает в рамках регионального инновационного проекта «Мы-Гагаринцы», и одна из задач этого проекта является профориентация дошкольников.
Публикация «Проект „В мире профессий“» размещена в разделах
Наши наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели нас к выводу о том, что дети четырехлетнего возраста мало знают о профессиях : их названии, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано понятие о профессиях взрослых.
Анализ опроса для детей показал, что дети проявляют интерес к профессиям взрослых, но достаточными знаниями не обладают. Родители же в силу своей занятости не могут предложить детям ничего, кроме рассказов о профессиях мамы и папы, и то не в полном объёме, а это значит, что ребята не смогут наполнить содержанием сюжетные игры. А ведь склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Цель: систематизировать, обобщить и дополнить представления детей о профессиях, в частности о профессиях связанных с космосом.
Задачи:
- Вызвать интерес к профессиональной деятельности взрослых.
- Сформировать представления детей о профессиях (название, предметы – помощники, содержание трудовой деятельности, спец. одежда).
- сформировать представления детей о профессиях космоса, познакомить с понятиями: космос, вселенная, солнечная система, звезда, планета, комета, космодром, космонавт, летательный аппарат, ракета, иллюминатор.
- Обогатить материалами предметно – развивающую среду для сюжетно – ролевых игр.
- создать в группе центра «Солнечная система».
- Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению между собой.
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Интеграция образовательных областей: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы.
Предполагаемые результаты:
У детей сформируются представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках, в том числе о профессиях связанных с космосом. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов. Где дети будут подражать взрослым и воспроизводить их действия, присваивая себе роли продавцов, врачей, поваров, полицейских, врачей, космонавтов.
1) сформированы представления о космосе, планетах, летательных аппаратах, космонавтах.
2) вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
3) реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
4) создание в группе центр «Солнечная система»
5) разработана картотека дидактических игр.
1 этап. Подготовительный.
1) Включение родителей в проектную деятельность.
Цель: приобщение родителей к участию в проекте.
2) Провести диагностику знаний детей по теме проекта.
Цель: выявить знания и представления детей о профессиях родителей : что знают? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать? Проведение диагностики. Создание стенгазеты.
3) Подбор информации, художественной, методической литературы; иллюстраций, фотографий, аудио и видеоматериалов.
2 этап. Содержательный.
Образователь
ная область Название темы Задачи Срок реали
зации
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Будущие космонавты», «Врач», «Повар», «Полицейский», «Учёный».
Подвижные игры:
«Полицейский», «Водитель».
Разработка дидактических игр для детей средней группы по теме «В Мире Профессий», создание атрибутов для игр и картотеки.
Экскурсия по детскому саду «Кто работает в детском саду?». Наблюдение за трудом взрослых (медик, повар, прачка, дворник, младший воспитатель) Развивать у детей умение самостоятельно распределять роли и развивать сюжет игры, формировать ролевые диалоги.
Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь. Развивать речь детей.
Улучшить точность ориентировки в пространстве; учить двигаться легко, действовать после сигнала; развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Воспитание самостоятельности в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.
Развивать память, логическое мышление, умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо признаку; упражнять в умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.
Расширение представлений о профессиях, воспитание уважительного отношения к труду взрослых, вызывать желание помогать им.
1 месяц
1неделя
4 недели
4 дня
Труд Воспитание у дошкольников стремления быть всегда аккуратными, опрятными. Развитие умения выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Расширение представлений дошкольников о труде взрослых, о разных профессиях.
3 недели
Безопасность Игра-геокешинг, знакомство с профессией «Туристы-кладоискатели» Знакомство с понятиями: «режим дня», «ориентирование», «туризм». Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, учить детей «читать» карту-схему. Знакомство с правилами безопасного поведения во время игр.
3 недели
Познание
«Посещение музея на базе ДОУ»
Мастер-класс родителей «Профессии наших родителей».
Пригласить родителей основных профессий (стоматолог, полицейский, инженер).
Сбор информации, фотографий для презентации «Профессии наших родителей»
Продолжать обогащать и расширять знания детей о профессиях космоса и космической техники; Развивать патриотические чувства и любовь к Родине. Коллективный просмотр выставки.
Продолжать закреплять знания детей о профессиях, об орудиях труда, уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Развивать у детей мышление, воображение и интерес к разным профессиям. Воспитывать уважение к людям разных профессий. продолжать воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Беседа и рассказ детьми по фотографии о рабочем месте родителей.
Побуждать обыгрывать сооружения, объединяться в играх.
1 день
1 день
1 день
Продуктивная деятельность Выставка совместных работ детей с родителями
«Солнечная система»
Оформление выставки «Солнечная система». Развивать творчество, изобретательность. Ко Дню космонавтики в группе оформить творческую выставку работ, выполненных детьми вместе с родителями. На ней представлены различные ракеты, планеты солнечной системы, космический модуль, мини-макет и т. д. Модели ракет и летающих аппаратов выполнены из разнообразных материалов: бумаги, пластилина, бросового материала, гофрированного картона.
Коммуникация Беседы: «В мире профессий», «Зачем нужно знать профессии?»,
Рассказывание по картине «Врач», «Покорители космоса», «Швея», «Доярка», «Сталевар».
Чтение стихов В. Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Совершенствование диалогической речи (умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их) и монологической речи. Сформировать у детей понятия: «профессия», «виды профессий», «режим дня», «ответственность». Развивать кругозор, воображение, любознательность. Воспитывать уважение к труду родителей.
Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Развитие навыков творческого рассказывания. Приобщать детей к поэзии.
Учить детей строить предложения типа суждений. Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании. Учить детей четко и громко произносить слова. Формировать навык выражения своего мнения. Развитие способности к коллективному творчеству.
9 дней
1 день
1 день
Чтение художественной литературы Рассказы, загадки и пословицы о профессиях и труде. Расширять представлений детей о профессиях. Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою. Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого, личностного отношения к произведению. Продолжать работу по формированию интереса к профессиям. Развивать литературную речь. Развивать умение разгадывать загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых. 7 дней
3. Результат проекта
Из результатов анкетирования дошкольников о труде взрослых было выявлено, что дети довольно ограничено знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных. Таким образом, и возникла одна из идей не только рассказать, но и показать нашим воспитанникам о различных профессиях.
Вот некоторые ответы детей: Ксюша: «Мама работает с феном, водичкой брызгает». Даня: «Папа работает на работе, делает светильники». Ваня «Профессия - это работает мама». Аня: «Мама работает на работе». Лё ша: «Папа строит из палок», «С дядями и тётями разговаривает на работе». 80% детей ответили однообразно «Мама или папа работает на работе, деньги зарабатывает». На вопрос – «Каким образом?», практически все затруднялись с ответом.
После проделанной работы, описанной в основной части повторное анкетирование дало положительный результат. Дети более полно и подробно рассказывали о профессиях своих родителей. Практически после каждого мастер-класса дети стали задавать вопросы: Леша: «Хочу узнать, кем работает и мой папа, что делает? Спрошу у него», Витя: «Как папа полицейский наказывает преступников?», Маша: «Что маме нужно для работы?». Ваня: «Спрошу у мамы или попрошусь к ней на работу». Арина: «Можно ещё посмотреть в книге о профессиях». Тимур: «Попрошу родителей сфотографировать и принести фотографии с маминой работы».
РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ О ПРОФЕССИЯХ РОДИТЕЛЕЙ.
Милана – «Моя мама работает в Доме творчества. Она плетет из бумажных трубочек вазочки, корзинки. Для работы ей нужны: газета, клей, ножницы, краска». Тимофей – «Моя мама Лена работает врачом. Она лечит людей. Помогают ей в работе разные приборы. А еще она выписывает таблетки». Варя: «Мой папа дом строит, он пилит брёвна. Он - строитель». Ваня: «Мама работает в медицине, лечит обычных людей. Я тоже, когда вырасту, то буду стоматологом». Максим – «Мой папа на работе чинит всякие лампы, он работает электриком». И т. д.
В ходе проекта «В мире профессий» дети группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать об известных им уже профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Теперь дошкольники более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе. Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно развиваться в условия Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Все предполагаемые результаты, описанные в начале проекта, нам удалось выполнить, проделана большая работа, которая имела положительный результат.
Литература:
• «Учимся общаться с ребенком» (В. А. Петровский, А. М. Виноградова)
• «Учите, играя» (А. И. Максаков, Г. А. Тумакова)
• Программа по формированию математических представлений (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)
• Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова)
• Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников (Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина)
МБДОУ д. с. №15 «Солнышко»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ
«В мире профессий»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Назови профессию»
Цель: Закреплять знания детей о труде взрослых, развивать умение употреблять обобщённые названия профессий (строитель, рабочий, колхозник, различать трудовые действия. Развивать внимание, мышление. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
Игровое правило: Отвечает тот, кого выбрал воспитатель
Игровое действие: Выбор карточки, рассказ.
Ход игры: На столе разложены карточки с изображением людей разных профессий. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любую карточку и рассказать о профессии человека, изображённого на карточке.
Итог: За правильный ответ ребёнок награждается с фишкой.
«Профессии транспорта»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера. Отмечать их особенности. Продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.
Словарь: грузовик, такси, трактор, самосвал, трамвай, пожарная машина, скорая помощь.
Игровое правило: Рассматривание карточек, классификация их по месту передвижения, ответы на вопросы.
Игровое действие: Поиск нужной картинки.
Ход игры: Воспитатель показывает карточки детям, говорит о том, что существуют машины, которые едут по земле, плывут по воде и летают в воздухе. Нужно карточки разделить на три этих группы. Дети по очереди подходят к столу, выбирают карточку, называют и описывают машину, говорят для чего она служит и кладут карточку к аналогичным видам транспорта, классифицируя их.
Итог игры: Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется и получит большее количество фишек.
«Спец. одежда»
Дидактическая задача: Уточнить знания детей о рабочей одежде, учить по спецодежде различать людей разных профессий. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий.
Игровое правило: по рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать ее детям.
Игровое действие: поиск карточки.
Словарь: форма, каска, фуражка, плащ, халат, фартук, комбинезон и т. д.
Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что люди разных профессий носят разную одежду на работе. Дает задание по одежде найти врача. Дети находят нужную карточку и описывают форму одежды врача и т. д. игра продолжается.
Итог игры: за правильный ответ ребенок поощряется воспитателем.
«Я повар!»
Дидактическая задача: Продолжать закреплять знания детей о профессии повара. Учить подбирать продукты в соответствии с приготовляемым блюдом. Закрепить название посуды и ее предназначение. Развивать внимание, память. Прививать уважение к людям данной профессии.
Словарь: сковородка, кастрюля, шумовка, половник, готовить, варить, жарить, вкусный, горячий, холодный, борщ, гарнир, напиток.
Игровое правило: не выкрикивать, не мешать играющим, дать возможность подумать.
Игровое действие: поиск карточки.
Ход игры: Воспитатель располагает перед детьми карточки с изображением предметов, имеющих отношение к профессии повара и не имеющих к ней отношение, и предлагает детям условия игры. Каждый повар должен отобрать нужные карточки и сварить «обед». Кто раньше справится с заданием, рассказывают, что они варили, какую посуду использовали, в какой последовательности клали продукты. Один варит компот, другой – суп.
Итог игры: Кто быстрее справится с заданием, тот победил.
«Накрой на стол»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о столовой посуде. Активизировать их речь. Воспитывать культуру поведения во время еды. Учить правильно сервировать стол. Развивать зрительное восприятие.
Игровое правило: правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы.
Игровое действие: поиск карточки, называние предмета.
Словарь: вилка, ложка, салфетка, тарелка, чашка и т. д.
Ход игры: Перед детьми на доске выставлены карточки вперемешку, среди которых посуда и разные предметы. Дети должны найти и взять только те карточки, на которых изображена посуда для обеда. Выложить их на столе. Каждый ребенок может взять и назвать только один предмет.
Итог игры: При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка – грозят пальчиком.
«Какие предметы нужны дворнику?»
Дидактическая задача: Закрепить знания об орудиях труда дворника. Развивать внимание, сообразительность. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им.
Игровое правило: Отобрать орудия труда в соответствии с профессией, вспомнить, как они называются и используются.
Игровое действие: поиск карточки, называние предмета.
Словарь: метла, веник, савок, грабли, шланг, лопата, тележка, носилки.
Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить, кто наводит порядок на территории детского сада. Какими инструментами он пользуется в своей работе. Выкладывает на доске карточки, предлагает детям отобрать предметы, необходимые для работы дворника.
Итог игры: При правильном ответе дети хлопают в ладоши.
«Кому что нужно для работы?»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Развивать память, мышление.
Игровое правило: закрывать карточки на большой карте только теми картинками, которые соответствуют ее сюжету.
Игровое действие: поиск карточек.
Словарь: носилки, кран, мастерок, витрина, бидон и т. д.
Ход игры: Воспитатель показывает большие карточки с изображением людей определенной профессии. Предлагает отобрать среди маленьких карточек те, на которых изображены предметы необходимые людям данной профессии.
Итог игры: Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее всех.
«Кем быть?»
Дидактическая задача: Закрепление, уточнение и углубление знаний детей о труде людей разных профессий. Учить называть орудия труда, используемые в работе, предметы спец. одежды. Развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать уважение к людям труда, интерес к различным профессиям
Словарь: овощевод, птичница, садовод, тракторист, механизатор, музыкант, строитель, художник, ферма, сад, поле, вырастить, ухаживать, трудолюбие, заботливые, приносить пользу.
Игровое правило: о содержании картинки, рассказывает ребёнок, названный ведущим
Игровое действие: выбирать, рассказывать.
Ход игры: Воспитатель беседует с детьми о людях разных профессий. Рассказывает, что труд ценится всеми и приносит радость им самим, Люди труда заботливы, честны и всегда готовы прийти на помощь друг другу. Они правдивы, трудолюбивы, скромны, веселы и радостны. Воспитатель показывает детям картинки, дети выбирают понравившуюся профессию, рассказывают о ней подробно и интересно. Говорят, кем хотели бы быть, когда вырастут
Итог: Дети наиболее удачно и полно рассказавшие о профессии, поощряются воспитателем.
Игра-Геокешинг «Туристы-кладоискатели»
Образовательный геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития школьников и дошкольников. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников. геокешинг – совсем новая игра, в неё играют во всем мире.
Цель:
доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь. Закреплять знания детей, полученные ранее.
Задачи: Лабиринты помогают детям развивать такие качества как целеустремленность, концентрацию внимания, стимулировать развитие мыслительных способностей. Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
Оборудование: письмо от главного конструктора, карта маршрута, 5 табличек на пунктах, коробка со смятыми газетами, крупный конструктор-лего, сам «клад» (часть от главной ракеты).
Способ поиска клада - это поиск по загадкам, заданиям, схемам. Кладом в нашей игре является часть ракеты от общей, которая стоит на взлёте и готова к полёту.
Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад.
Ход игры:
Охранник приносит письмо для 10 группы «Капитошки». Воспитатель открывает письмо и читает текст: «Ребята, на территории детского сада находится ракета, готовая к старту в космос. Надо только найти не достающую часть для её запуска. Давайте её найдём. Но, чтобы её найти надо стать туристами-кладоискателями и пройти несколько испытаний. Вы готовы? Но прежде чем, отправляться в путь вам надо найти карту, по которой выбудете следовать. Выполнив первое задание, вам и откроется карта. Вы её найдёте по ориентиру, на котором изображена «Ракета».
Первое задание: Дети, всем вам нужно быстро –
Застегнуть застёжки на своей одёжке.
Пуговки и кнопочки, разные заклёпочки.
Наденем на ножки тёплые сапожки
И пойдём скорей гулять.
Задания и карту вам надо разыскать.
Когда дети оденутся, подойдя к входной двери, они обнаружат символ «ракеты» наклеенный на двери. Там же будет конверт с картой. На карте нарисовано куда нужно следовать. Если дети затрудняются, воспитатель помогает (пункт – входная калитка в ДОУ)
Второе задание: чтобы получить следующую подсказку, надо отгадать загадки о профессиях.
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит (шофер)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (Пилот)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит (пожарный)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает (продавец)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит (строитель)
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает (столяр)
Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а (машинист)
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья (плотник)
На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется (военный)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает (врач)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведет не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (космонавт)
Подружившись с физкультурой, космонавт смотрит вперёд!
Он не лечится микстурой, он здоровый круглый год!
Хочешь космонавтом быть? Должен ты здоровым быть!
Ребята, а где мы можем заниматься спортом круглый год? (на спортивной площадке). Если дети затрудняются, то воспитатель обращается к карте.
Третье задание: на спортивном участке лежит коробка, заполненная смятыми в комки газетами. В одном из них находится следующее задание. Всем детям воспитатель раздаёт по комку, пусть разворачивают. Найдя табличку с «ракетой», воспитатель зачитывает задание. «Следующую подсказку вы сможете найти на своём участке, в помещении, где вы прячетесь от дождя. Но до своего участка вы должны дойти «паровозиком», положив руки на плечи, впереди стоящего. Вы все будете вагонами, а воспитатель паровозом. ТУ-ТУ!»
Четвё ртое задание: на веранде лежит картинка ракеты и письмо с заданием.
Воспитатель читает: «Сложите из разбросанного по веранде конструктора ракету. Ракету надо собрать по схеме, тогда Вам откроется тайна клада».
Если дети правильно сложат кубики, то получится картинка с последним заданием.
Пятое задание: Воспитатель читает: «Вы просто молодцы! Прошли такой сложный и интересный путь. Вам осталось выполнить последнее задание. Посчитайте – сколько деревьев растёт на вашем участке? (например -5). Значит под пятым окном детского сада и спрятан клад».
Дети находят и забирают клад. Несут недостающую часть ракеты на центральную часть учреждения и складывают там ракету.
Подведение итогов. Понравилась ли Вам игра?
Ответы детей.
ФОТООТЧЁТ
ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР
КОСМОНАВТ
ПОВАР
МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
ДВОРНИК
ВОСПИТАТЕЛЬ
ПОЛИЦЕЙСКИЙ
СТОМАТОЛОГ
ВОДИТЕЛЬ
ТУРИСТЫ-КЛАДОИСКАТЕЛИ
СЮЖЕНО-РОЛЕВЕ ИГРЫ
ЦЕНТР «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА