Алеся Рустамян
Конспект НОД по познавательному развитию «Мир удивительных цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию.
«Мир удивительных цветов»
Цель: Формировать у детей умения составлять и читать схемы последовательных действий посадки цветов.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания об условиях необходимых для роста и развития
растений.
- Закреплять представления об экологических связях в природе,
зависимость живой природы от неживой.
Развивающие:
- Развивать качества личности: наблюдательность, отзывчивость,
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Мир удивительных цветов“» размещена в разделах
самостоятельность, трудолюбие.
Воспитывающие:
- Формировать бережное отношение к природе, проявлять
самостоятельность в трудовой деятельности.
Материал демонстрационный:
Карточки: солнце, воздух, вода, почва.
Карточки:
С изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковица с проросшим ростком, совок для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка, стрелки -5 шт.
Материал раздаточный: горшочки, совочки, луковицы цветов, ёмкость с большим количеством земли, лейки, фартуки, влажные салфетки.
Оборудование: магнитная доска, магниты, 2 стола сдвинутых вместе и накрытых клеёнкой.
Вход в игровую ситуацию.
Вос-ль. Ребята к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. Они рады вас видеть и улыбаются вам. Покажите им, что вы тоже им рады, улыбнитесь.
Обращаю внимание на фото детского сада, на участке клумбы с красивыми цветами. Смотрите, какая красивая фотография. А вы знаете что это? Дети отвечают, что это наш детский сад.
Вос-ль. Конечно же, это наш детский сад, а какие цветы красивые цветут вокруг здания, прелесть. А сейчас таких цветов нет, так как была зима, потом наступила весна, снег растаял и в клумбах только сухая трава. Скучная картина, так ведь? А как можно все исправить? Что нужно для этого сделать?
Дети отвечают, что надо всем вместе посадить цветы.
Вос-ль. Конечно, ребята, я с вами согласна. А вы знаете, что необходимо растениям чтобы они хорошо росли?
Дети. Нужна земля (почва) (почва в которой находятся корни обеспечивает цветы питательными веществами.)
Выбери (имя ребёнка) нужную карточку (карточки лежат на столе) и прикрепи её на доску.
Вос-ль. Без чего цветы не могут расти? Дети. Без воды. Спрашиваю, для чего нужна вода? Дети отвечают, что вода поит растения, умывает их. Говорю кому- нибудь из детей найти нужную карточку и прикрепить её к доске.
Вос-ль. Что ещё необходимо? Дети отвечают, что нужно солнце, ведь оно согревает растения, дает им тепло.
Выбери… нужную картинку и прикрепи ее к доске.
Задаю вопрос, как вы думаете растениям еще что то нужно? (если дети затрудняются) Я подскажу вам. Растениям (цветам) нужен воздух. Ведь он нужен всем живым для дыхания.
Выбери …нужную картинку и прикрепи ее на доску.
Вос-ль. Вот мы с вами повторили, что необходимо растениям, что бы они хорошо росли. Но ведь это не все. Для того, что бы цветы хорошо росли им что то нужно. Вы знаете? Вот допустим я посадила цветок и забыла про него. Как вы думаете, будет мой цветок расти?
Дети. Нет не будет, его надо поливать, ухаживать.
Вос-ль. Правильно, для того, что бы растения хорошо росли о них нужно заботиться. Давайте представим себя растениями.
Психогимнастика. Я растение.
Текст Движения детей
Представь, что ты растение малыш. Тебя посадили в землю. Ты еще очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленькими растениями.
Но вот чьи то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Вос-ль подходит к детям, гладит их по голове. Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.
Твои листочки подросли. Стебель стал крепким. Ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивают вверх руки.
Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами, и улыбаются.
Вос-ль. Вам понравилось быть растениями? Почему?
Дети. За нами ухаживали. О нас заботились.
Затруднение в игровой ситуации.
Вос-ль. Мы вспомнили условия для того, чтобы цветы хорошо за ними нужно ухаживать. Но если их не посадить. Они вырастут? Ответ детей (нет) а вы умеете правильно садить цветы? (кто-то из детей говорит, что видел как садит цветы мама или бабушка, но сам не садил)
Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.
Вос-ль. Что нужно для посадки? Куда мы должны насыпать почву? Дети отвечают, что нужен цветочный горшок.
Выбери … нужную карточку и прикрепи ее на доску. Ребенок прикрепляет карточку с пустым горшочком на доску. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? Прикрепляю стрелку (как обозначение следующего действия осуществляемого при посадке цветов)
Дети. Насыплем в горшок почвы.
Вос-ль. И зачем? Дети отвечают, что для растений нужна почва, чтобы цветок питался.
Выбери… нужную карточку и прикрепи ее на доску. Ребенок прикрепляет карточку с изображением горшочка с землей.
Вос-ль. Посмотрите – Я прорастила луковицу гладиолуса. Давайте ее рассмотрим. Где корешки, а где вершки?
Дети. Вершки, это зеленые ростки, а корешки внизу. Они тоненькие, как ниточки.
Вос-ль. Как мы будем сажать луковицу? Корешками или вершками?
Дети. Корешками. Спрашиваю: Почему они так думают?
Дети отвечают, что корни у всех цветов в земле. Прикрепляю стрелочку, обозначая следующее действие. Вызываю одного из детей (или по желанию, чтобы он прикрепил к доске нужную карточку. Ребенок выбирает карточку с проросшей.
Вос-ль. Что необходимо сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле? Ответы детей: надо сделать ямку совочком или пальчиками.
Молодцы, такая ямка называется лунка. Прикрепляю на доску стрелку, обозначая следующее действие. Говорю: выберите пожалуйста нужную карточку, и прикрепите ее. Выбрав карточку с изображением горшочка и совка, ребенок прикрепляет ее к доске.
Вос-ль. Что же будем делать дальше? Прикрепляю стрелку.
Дети. Засыплем луковицу землей, она прикроет ей корешки. Хвалю детей и предлагаю выбрать необходимую карточку. Дети выбирают картинку с изображением луковицы в горшке и прикрепляют ее к доске.
Вос-ль. Вы все сделали, чтобы наш цветок рос? Дети. Нет не все. Прикрепляю стрелку. Дети говорят, что цветок нужно полить. Спрашиваю: Что случится если цветок не полить? Ответ детей: Цветок погибнет. Растениям нужна вода, это их питание.
Вос-ль. Кто хочет найти нужную карточку? Хорошо иди… выбирай карточку. Ребенок берет карточку с изображением лейки с водой и прикрепляет ее к доске.
Вос-ль. Давайте повторим все наши действия при посадке цветов. Называем действия друг за другом. Показываю (сама или вызываю кого-нибудь из детей) веду указкой по доске.
Мы с вами составили рисуночную схему: Как правильно сажать цветы. Как вы думаете, она нам нужна?
Дети говорят, что она поможет посадить цветы, если вдруг что- то забыл, то посмотрел на нее и быстро все вспомнил. Можно рассказать и объяснить другим детям или взрослым.
Самостоятельное применение «нового» в игровой ситуации.
Вос-ль. Сейчас мы подойдем к столу и приступим к работе. (Приглашаю детей к столам, где стоит емкость с землей, цветочные горшки, совочки, луковицы цветов, лейки). Одевайте фартуки. У каждого из вас есть все необходимое для посадки цветов.
Дети приступают к работе (я контролирую) когда дети делают действия по схеме, спрашиваю, что сделал для чего и т п., обращаю внимание детей на схему. (Можно включить музыку).
Вос-ль. Молодцы, вы все сделали согласно схеме. Чтобы наши цветы хорошо росли, расскажу вам посевную приговорку. (дети вытирают руки влажными салфетками и снимают фартуки). Повторяют вместе со мной слова.
Уж ты луковка моя,
Ты не бойся что земля!
Ляжешь в лунку ты на дно!
Ничего что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли!
Как весною в ранний час,
Пусть ростки взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй солнце это мы!»
Как вы думаете, что еще нужно цветам. Ответы детей (тепло, свет)
Давайте поставим горшочки с высаженными цветами на подоконник.
Итог занятия.
Ребята, что делали мы с вами сегодня? Дети отвечают: садили цветы.
Как вы думаете, что помогло нам справиться с посадкой цветов?
Дети. Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть как правильно сажать цветы. Мы в горшочки насыпали землю, делали лунку, садили луковицу корешками вниз, присыпали землей, полили и поставили на подоконник.
Вос-ль. Это полезные и важные знания. Где они могут вам пригодиться?
Ответы детей: мы можем посадить цветы дома, научит других, как правильно садить цветы.
Как вы думаете, у нас все получилось? Дети: да.
Вы сегодня были очень дружными, старательными, внимательными. Спасибо вам!