Заботина Людмила Николевна
Проект «В мире сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «В мире сказок»
Участники проекта : дети старшей группы, их родители, воспитатели, работник библиотеки.
Вид проекта : долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Продолжительность: 5 месяцев (сентябрь – январь).
Актуальность.
Сказка – ложь, да в ней – намек,
добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин.
Публикация «Проект „В мире сказок“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их герои– это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.
Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
Цель:
Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений, помощь родителям в осознании роли сказок в развитии ребенка, формирование у детей интереса к библиотеке.
Задачи:
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название и автора, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.
2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
4. Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей
5. Воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность.
6. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения работника библиотеки и родителей к реализации проекта.
Предполагаемый результат:
- пробудить у детей интерес к общению с книгой; интерес к сказкам.
-развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; развитие эмоциональной отзывчивости;
- расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;
- пополнить развивающую среду в группе;
- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
- Установление тесного сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, педагогом и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.
В результате совместной деятельности: (педагоги, родители, дети) дети получат возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научатся сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
Групповая библиотечка пополнится новыми книгами сказок.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап.
Определение темы проекта. Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Ежедневное чтение произведений художественной литературы Помощь в организации развивающей среды по проекту.
Консультация: «Вечером слушаю сказки», «Влияние сказки на развитие речи детей»
Практический этап.
Совместная деятельность детей и воспитателя.
Самостоятельная деятельность детей.
Совместная деятельность детей и родителей.
Совместная деятельность детей воспитателя и сотрудника библиотеки:
- Беседа «Что такое сказка?».
- Чтение разных сказок.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
- Самостоятельное составление сказок.
-Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения
-Оформление выставки детских работ по сказкам
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
-Загадки о сказках, героях сказок.
- Викторина по сказкам.
-визиты сотрудника библиотеки в группу с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями, сказками.
-Сюжетно- ролевая игра «Библиотека».
Совместная деятельность детей и родителей:
-Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.
-Заучивание отрывков из сказок.
-Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
-Пополнение театральных уголков в группе.
Взаимодействие воспитателя с родителями.
-Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
- Придумывание сказок с детьми.
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
- Организация выставки поделок, рисунков.
- Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов
- Подготовка консультаций для родителей по данной тематике.
-Оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг и учитель».
-Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».
Описание проекта :
Проект направлен на повышение уровня знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повышение речевой активности. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Просвещению родителей, консультации по использованию в воспитании сказок, разъяснение им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создать теплую, задушевную атмосферу в доме.
Заключительный этап
В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.
Презентация проекта.
Литература:
1. Жукова Г. Д. «Семейное чтение в год семьи» : Русская школьная ассоциация, -М: 2007 г.
2. «Международный день детской книги» : Дошкольное образование, -М: 2010 №6
3. «Праздник книги и чтения». Сборник сценариев по привлечению к чтению и умением работать с информацией. Российская государственная детская библиотека, -Ж: 2017г.
4. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет», -М: 2010 г.
5. Тимофеева И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением. Русская школьная библиотечная ассоциация, М: 2009г.
6. В. В. Коноваленко «Развитие связной речи».
7. Н. Е. Арбекова «Развиваем связную речь» О. М. Дьяченко
8. «Придумываем истории и сказки»
9. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Сказки советских писателей. – М. : «Правда», 1991.
10. Народные русские сказки. - М., «Правда», 1982. И. А. Лыкова.
11. Изобразительное творчество в детском саду. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2008. М. Ю. Картушина
12. «Конспекты логоритмических занятий»
13. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников»
14. Интернет ресурс: https://www.maam.ru/
15. Интернет ресурс: https://doshkolnik.ru/