Батыева Наталья
Проект в группе раннего возраста «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Воздух- невидимка».
Вид проекта : познавательно- исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети группы раннего возраста, родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о воздухе, его значении в жизни человека.
Публикация «Проект в группе раннего возраста „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Актуальность проекта.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Одним из направлений познавательного развития дошкольников является формирование у них естественнонаучных представлений об окружающем мире. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Дошкольники, по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения и свойства предметов и явлений. Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго. С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы. Предлагаемый проект (Воздух) позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность.
Цель проекта.
-создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта;
-сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле;
-Активизировать совместную деятельность родителей и их детей.
Задачи проекта.
Образовательные задачи:
-углублять и расширять знания детей о свойствах воздуха посредством опытов;
-формировать представления детей о значении воздуха для человека;
-знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.
Развивающие задачи:
-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;
-развивать творческие способности, воображение, любознательность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
-интерес к экспериментированию;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.
Методы и формы работы с детьми:
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстрации;
-игровые ситуации;
-беседы и наблюдения.
Методы и формы работы с родителями:
- консультации;
- беседы;
- подбор художественной литературы.
Продукты проекта :
-Картотека игр по опытам и экспериментам для дошкольников (поисково-познавательная деятельность в младшей группе.);
-воздух и его свойства;
- игра «Кораблики»;
- наглядный материал по данной теме;
Ожидаемые результаты:
-повысить уровень развития любознательности детей;
- дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах;
-дети должны иметь простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом;
-помочь родителям приобрести знания по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух».
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
-наблюдение за детьми;
-постановка цели;
- определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
-подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;
- организация развивающей среды.
2 этап — практическая часть (основной этап реализации проекта).
Основываясь на интересах и индивидуальных предпочтениях воспитанников во время основного этапа реализации проекта, организовывались все виды деятельности как совместная с воспитателем, так и самостоятельная деятельности.
Мероприятия по теме «Воздух - невидимка», проведенные в 1 младшей группе.
-Беседы с детьми;
-Игры с мыльными пузырями;
-Беседа о том, как они летят и почему они летают?
-Чтение художественного слова про воздух;
-Наблюдение за ветром на прогулке в разные погодные дни;
-Дыхательная гимнастика;
-Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыт с воздухом №1.
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
Опыт с воздухом №2.
Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
Опыт с воздухом №3.
Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).
Опыт с воздухом № 4.
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Опыт с воздухом №5.
Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет? Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
Опыт с воздухом №6.
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (в воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).
Опыт с воздухом №7.
После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
3 этап-заключительный этап:
Оформление результата проекта в виде презентации.
Результатами проекта являются :
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками.
В течение проектной деятельности практически у всех детей наблюдалась позитивная динамика в развитии любознательности, речевой активности. Дети получили элементарные представления о воздухе, его свойствах, получили простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство со свойствами воздуха, дети проявляли интерес.