Елена Матросова
Проект в группе раннего возраста «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческо-игровой.
Продолжительность проекта : краткосрочный с 6 по 12 февраля
По содержанию проекта : познавательный.
Участники проекта : педагоги, дети группы раннего возраста, родители.
Возраст детей : 2-3 года.
Актуальность:
С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста - актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора - народных сказок, игр, сказок, песенок, потешек в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, взаимосвязи человека с природой, учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Публикация «Проект в группе раннего возраста „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребёнка. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем свой народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Сказка - источник проявления всех чувств ребенка.
Целью проекта является активизация речевой и познавательной активности детей раннего возраста посредством использования русских народных сказок.
Основные задачи проекта :
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Создание эмоционально положительного климата в группе.
3. Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
4. Формировать интерес к сказкам.
5. Воспитывать у детей отзывчивость и доброжелательность.
6. Разнообразить развивающую среду предметными картинками и наглядно- демонстрационными картинками.
Постановка проблемы.
современные дети второго и третьего года жизни употребляют мало слов, невнятно произносят звуки, часто вообще отсутствует мотивация разговаривать - эти проблемы в настоящее время встречаются все чаще. Поскольку дети нашей группы все так же плохо говорят, в проекте постарались при помощи сказочных героев активизировать речь, расширить знания детей об окружающем мире. Проект представляет собой ежедневную смену сказок в течении недели. За неделю мы погостили в таких сказках как : “Теремок”, “Репка”, “Колобок”, “Курочка ряба”, “Заюшкина избушка”.
Механизм реализации проекта предполагает три этапа.
1 этап - подготовительный.
1. Беседа с детьми.
Цель: выявить уровень знаний детей о многообразии сказок.
2. “Круглый стол”
Цель: обсудить цели и задачи проекта. Создание условий реализации проекта. Создание условий реализации проекта. Сформировать интерес у детей.
3. Подбор литературы в библиотеке.
Цель: развивать у детей интерес к русским народным произведениям.
4. Формирование родительского уголка:
Беседа “Надо ли читать ребенку сказки?”
Консультации: “Влияние русских народных сказок на развитие ребенка”.
Цель: посвящать родителей, размещать статьи, рекомендации по реализации проекта.
5. Подбор наглядно-дидактических пособий.
Цель: Создать условия для регистрации проекта.
6. Памятка для родителей “Роль сказки в жизни ребенка”.
Цель: Привлечь родителей к чтению сказок детям.
2 этап - основной.
1 день. Просмотр и прослушивание сказки “Заюшкина избушка”.
Цель: учить эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Учить показывать чувства героев сказки мимикой лица, развивать речь детей, память, воображение.
Настольный пальчиковый театр: показ сказки “Заюшкина избушка”.
Цель: прививать интерес к театрально-игровой деятельности, развивать у детей умение разыгрывать спектакль с помощью настольного театра по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей, вызвать эмоциональный отклик у детей от общения со сказкой. Воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Лепка “Морковка для зайчика”.
Цель: учить детей узнавать овощи в натуральном виде, называть их: учить рассказывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путем продавливания, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.
2-ой день.
Рассказывание сказки “Колобок” с показом иллюстраций.
Цель: учить дек слушать сказку, развивать речь, память.
Театр на фланелеграфе показ сказки “Колобок”.
Цель: учить детей пересказывать сказку, тем самым развивая речь и память.
Рисование “Колобок”.
Цель: продолжать учить детей рисовать круг, учить передавать образ Колобка на бумаге, развивать сюжетно-игровой замысел.
3-ий день.
Чтение русской народной сказки “Курочка ряба”, рассматривание иллюстраций.
Цель: формировать умение слушать сказку, побуждать детей называть героев сказки.
Настольный кукольный театр: показ сказки “Курочка ряба”.
Цель: вовлекать детей в театрализованную деятельность, учить пересказывать и наглядно- показывать сказку.
Лепка: “Зернышки для курочки Рябы”.
Цель: учить детей скатывать колбаску из пластилина и отрывать кусочки “зернышки для курочки рябы”. Формировать эмоциональное переживание.
4-ый день
Чтение русской народной сказки “Репка”.
Цель: формировать у детей любовь к сказкам, учить сопереживать вместе со сказочными героями.
Дидактическая игра “Узнай овощ”.
Цель: учить детей различать и называть овощ, сортировать их по цвету и размеру.
Настольный театр из фетра: показ сказки “Репка”.
Цель: формировать у детей умение слушать сказки и смотреть театральное представление. Развивать речь, память, мышление.
5-ый день.
Рассказывание сказки “Теремок” с показом иллюстраций “Дикие животные”.
Цель: закрепить знания детей о диких животных их детенышах, о месте проживания.
Настольный кукольный театр: показ сказки “Теремок”.
Цель: побуждать детей к активному восприятию сказки, научить выражать эмоции через движения и мимику. Развивать способность понимать текст и обогащать словарь детей.
Конструирование “Построим теремок”.
Цель: развивать конструктивные способности и навыки в процессе действия со строительным материалом. Упражнять детей строить домик,развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память.
3 этап - заключительный.
В процессе реализации проекта с детьми были проведены следующие дидактические игры:
Д/И “Чудесный мешочек”.
Цель: учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его.
Д/И “Теремок”.
Цель: учить детей составлять пирамидку и называть героев сказки “Теремок”.
Д/И “Дикие животные”.
Цель: учить различать и называть диких животных, развивать речь, память, мышление, воспитывать усидчивость.
За период работы с родителями были организованы консультации, и также были сделаны папки-передвижки “Сказки читаем - речь развиваем”.
При реализации данного проекта можно предложить следующие результаты:
- В группе будут созданы необходимые условия для театрализованной деятельности детей.
- Будет организована выставка детских рисунков “Колобок”.
- Отношение детей к книгам будет бережным.
- Будет сделан подбор игр на тему “ По дороге в сказку”.
- Дети научатся договариваться и играть дружно вместе.
- В группе создана эмоционально-комфортная среда.
Практическая значимость результатов.
Данный педагогический проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным родителям.
Проект имеет значение для всех участников образовательных отношений:
Для детей. Дети узнают героев сказки “Теремок”, “Репка”, “Курочка ряба”, “Заюшкина избушка”, “Колобок”. В процессе ознакомления со сказками активизируется речь детей. У детей появится интерес к играм и развлечениям.
Для родителей. Созданы условия для участия родителей в образовательном процессе ДОО. Родителями получены знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки.
Для педагога. Расширяются профессиональные знания о сказках, их использования в работе с детьми; совершенствуются практические навыки и умения.
Данный проект может реализован педагогами нашего детского сада и коллегами других дошкольных учреждений.
Список литературы.
1. Брязгун А. Ф. “Сказка в гости к нам пришла” - Детство - Пресс, 2015
2. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем/ Р. М. Ткач. СПБ. : Речь; М. : Сфера, 2008. -118с.
3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками/ Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева. СПБ. : Речь, 2008. -240с
4. Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Цепикина Н. П. Сказкотерапия в ДОО и семье. - М. : ТЦ Сфера, 2010. -128с.