Людмила
Проект в группе дошкольного возраста от4 до 5 лет «Нам интересно все знать»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нам интересно все знать»
Актуальность: Для современного этапа развития системы образования
характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания
детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельности подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в
процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Публикация «Проект в группе дошкольного возраста от4 до 5 лет „Нам интересно все знать“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Общая характеристика проекта
Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Срок реализации проекта:Среднесрочный(1 месяц - 18.02. 2019 г. по 15.03.2019г).
Цель: создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами;
-Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
- Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.
Воспитывающие:
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Образовательные:
- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;
- Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента;
- Формировать представления детей о свойствах воды, песка, земли и воздуха;
- Расширять представления детей об окружающем мире.
Формы взаимодействия:
1. Формы образовательной работы с детьми:
* Продуктивная деятельность;
* Игровая деятельность.
2. Формы работы с родителями:
* Консультации;
* Буклеты.
3. Формы работы с педагогами:
*Семинар
*Открытое занятие
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.
Очень взаимосвязаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
2. Проявление познавательного интереса к экспериментированию, улучшение речевого развития;
3. Сформированность основ диалектического мышления;
4. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения;
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира;
6. Сформированность коммуникативных навыков;
7. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена
необходимыми материалами и оборудованием.
Подготовка к реализации проекта:
1. Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность
данной темы;
2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для следовательской деятельности;
4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром»;
2. Консультация для родителей «Изготовление цветного песка в домашних условиях»;
3. Семинар для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково исследовательской деятельности дошкольников»
4. Оказание помощи в создании детской лаборатории;
5. Подбор материалов, предметов для коллекций;
6. Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»
Основное оборудование мини-лаборатории:
1. Приборы: мерные ложки, пипетки, трубочки, емкости для игр с водой разных объемов и форм, целлофановые пакеты;
2. Природный материал: песок, бумага, бумажные салфетки, камушки;
3. Красители: пищевые, гуашь, мелки;
4. Прочие материалы: сито, уксус, воздушные шарики, пластиковая бутылочка, пищевая сода, жидкое мыло, пена для бритья, соль, сахар
Практическая деятельность проекта:
3 неделя февраля
1. «Как вытолкнуть воду?» Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже).
2. «Окрашивание воды» Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи.
3. «Теплая и холодная вода» Выявить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворяются вещества. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Содействовать положительному отношению к опытнической деятельности.
4 неделя февраля
1. «Поймай воздух» Формировать представления детей о таком как взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать, что в нем находится воздух. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать простейшие выводы. Содействовать развитию интереса к миру природы.
2. «Воздух легче воды» Доказать, что воздух легче воды
Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
3. «Надувание мыльных пузырей» Сделать раствор для мыльных пузырей.
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
1 неделя марта
1. «Получение нового цвета» возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.
2. «Дождевые облака» Показать круговорот воды в природе. Познакомить с природным явлением – дождем. В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.
3. «Цветные льдинки» В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд; познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.
2 неделя марта
1. «Как сделать цветной песок» Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (с добавлением гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета. Содействовать доброжелательное отношение к сверстникам.
2. «Надувающийся шарик» Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает.
3. «Шарик – магнит» Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги.
Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик!
Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.
Выводы
Эксперименты были подобраны самые разнообразные, но самое главное – они интересные и привлекательные для детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
В ходе проектной деятельности у детей расширились представления об окружающем мире, о свойствах неживой природы. Появился интерес и желание заниматься исследовательской работой. Активный словарь пополнился новыми словами.
Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
Источники:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»;
2. Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ;
3. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
4. Журнал «Ребенок в д/с» №2, 2014 год
5. «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко.
6. maam.ru, nsportal.ru.