Елена Куличева
Проект «Шахматы — это интересно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Куличева Е. Г
воспитатель
ГБОУ СОШ с. Кошки
СП д/с «Радуга»
муниципального района
Кошкинский
Самарской области
ПРОЕКТ «ШАХМАТЫ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности…Как утверждают педагоги и психологи, развитие детей. необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Именно в игровой деятельности ребенок познаёт окружающий мир, проявляет интерес, любознательность к разным предметам.
Публикация «Проект „Шахматы — это интересно!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Поэтому, я создала проект «Шахматы – это интересно!».
Цель: ознакомление детей младшего дошкольного возраста со старинной игрой «шахматы».
Задачи:
• формировать познавательные интересы к игре;
• развивать любознательность, внимание, память, мышление, пространственное воображение, речь;
• воспитывать интерес к игре, дружеские отношения в совместной деятельности взрослого с детьми.
Актуальность.
Игра в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира: А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю. Полгар и других. Шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей уже в младшем дошкольном возрасте.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки детей к школе. Развитие предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательных координации.
Развитие интеллекта определяется не только степенью возрастного созревания структуры головного мозга, но и познавательной деятельностью в процессе обучения и воспитания. Поскольку обучение является источником и движущей силой умственного развития и существует жизненно важная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы - не самоцель. Использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в этой игре.
Что же такое шахматы? : «Шахматы - это пробный камень человеческого ума» (И. Гете, «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления» (Г. Клаус).
Основная часть.
Работа с одарёнными детьми в рамках проекта «Шахматы – это интересно!» я начала с детьми трёх лет в 2017 учебном году. На начальном этапе знакомства с шахматной игрой, учитывая возрастные особенности детей, была определена цель: ознакомление детей с шахматными фигурами. У малышей с трёх лет наряду с наглядно-действенным мышлением формируются элементы образного мышления, развивается память, внимание. Дети понимают речь взрослого без наглядного сопровождения. Учатся сравнивать, подбирать предметы по цвету и величине. А к 3.5 годам у детей совершенствуется пространственная ориентировка, развивается способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, дети учатся простейшим обобщениям. Все эти знания и умения - та база, на которой можно построить процесс обучения шахматной игре.
В рамках реализации поставленных задач были использованы разные формы работы с детьми и родителями:
• Чтение стихотворений о шахматной игре;
• Путешествие по Шахматной стране со сказочными героями;
• Знакомство с шахматной доской;
• Чудесные шахматные фигуры;
• Загадки – отгадки;
• Заучивание стихотворений о шахматных фигурах;
• Знакомство с выдающимися шахматистами.
Создание развивающей предметно – пространственной среды стало необходимым условием для игровой деятельности. В группе организован центр шахматной игры. Совместно с детьми была сделана магнитная шахматная доска, дидактические игры «Кубики», «Шахматный веер», «Волшебный мешочек», «Собери картинку», упражнение «Закрась фигуру».
Изготовила шапочки «Шахматные фигуры».
Вместе с детьми рассматривали шахматную доску с фигурами, знакомила детей с вертикалью, горизонталью, диагональю и умением расставлять шахматные фигуры на доске.
Была проведена работа с родителями: анкетирование, беседы, консультации, рекомендации. Оформлен информационный стенд для родителей. Чтобы лучше дети запомнили названия шахматных фигур, родители вместе с детьми делали из соленого теста шахматные фигуры.
Была организована выставка «Шахматные фигуры».
Вместе с родителями сшили костюмы к празднику «Шахматное поле».
В конце первого года обучения детей игре в шахматы было проведено развлечение «В шахматном королевстве».
Ожидаемые результаты: дети знают и называют шахматные фигуры, умеют
расставлять на шахматной доске.
Вывод: Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в тоже время игра тысячи радостей. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития одарённых детей в игровой форме. Это подтверждает мой опыт работы с детьми. Дети получали огромное удовольствие от процесса игры. Игра в шахматы стала одной из самых любимых интеллектуальных игр наших воспитанников.