Ольга Владимировна Селиверстова
Проект «В гостях у сказки» для детей 6–7 лет
▼ Скачать
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно-творческий
Вид: групповой
Форма проведения: беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, трудовая деятельность, чтение художественной литературы, драматизация.
Продолжительность проекта : 1 неделя
Место проведения: групповая комната, семья.
Возраст детей : 6-7 лет
Публикация «Проект „В гостях у сказки“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
Проблема: недостаточные знания детей к театру, несформированность умений детей в «актерском мастерстве», поверхностные знания детей о разных видах театра и сложности для обыгрывания с детьми.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Цель: создание условий для художественно-эстетического развития через различные виды деятельности в процессе формирования интереса детей к разным видам театра и совместной театральной деятельности.
Задачи проекта :
Образовательные:
• создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
• познакомить детей с видами театра в детском саду;
• привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
• привлечь родителей к изготовлению разных атрибутов для театральной деятельности.
Развивающие:
• развивать умение сравнивать и анализировать.
• развивать воображение, память в процессе театрализованной деятельности;
• развивать творческие и коммуникативные способности, речевую активность;
• развивать связную речь, обогащать словарь детей.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к театрализованной деятельности;
• воспитывать у детей потребность видеть и понимать прекрасное;
• воспитывать культуру поведения, трудолюбие и любознательность.
Линии развития личности:
• социально-коммуникативное развитие дошкольников;
• художественно-эстетическое развитие дошкольников;
• речевое развитие дошкольников;
• познавательное развитие дошкольников.
Обеспечение проекта :
• научно - методическое (подбор литературы, книги, картины);
• материально - техническое (фотоаппарат, магнитофон, канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь);
• экспериментальная площадка (групповая комната, оформленная соответственно темы проекта).
Этапы проекта :
• подготовительный этап: формулировка темы проекта, определение целей, задач проекта, разработка содержания проекта и мероприятий проекта;
• этап реализации: ознакомление с произведения литературы, упражнения на развитие творческих способностей, творческие работы, драматизации этюдов, сказок, итоговое мероприятие.
• рефлексивно-аналитический: установление соответствия результата проекта первоначальному замыслу, качество полученного результата.
Методы проекта :
• наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
• игровой (физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные игры)
• практические (выполнение работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию);
Ожидаемый результат:
• дети познакомятся с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
• увлеченное использование театрального уголка детьми в группе с самостоятельной деятельности и дадут хорошие показатели «актерского мастерства» для детей 6-7 лет;
• дети освоят правила поведения в театре;
• дети научатся работать в коллективе сверстников, выслушивать друг друга, приходить на выручку.
Пояснительная записка
Театр как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильного поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Занятия театральной деятельностью, посредством спектаклей – сказок, праздников, кукольных представлений или занятий смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, раскрывают значение таких понятий, как дружба, доброта, честность, смелость и др. Театрализованная деятельность помогает решить многие актуальные проблемы реализации образовательных областей. А именно связанные с развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения, воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, формированием эстетического вкуса.
Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т. е. способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС.
Исходя из этого, данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности, что способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, способности к сопереживанию.
План осуществления проекта
Образовательные области Виды детской деятельности
Физическое развитие Разучивание и проведение пальчиковой гимнастики «Поросята», «Два козлика», «Улей», «Лодочка», «Замок».
Пластические этюды «Считалочка», «Бабочка»
Этюд на подражание движениям животных
Подвижные игры «Лохматый пес», «У медведя во бору»
Упражнения с опорой на дыхание «Самолет», «Ниточка», «АУ-АУ»
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Идем в театр»
Консультация для родителей «История театра»
Изготовление атрибутов для спектакля (родители)
Познавательное развитие Беседы «Что мы знаем о театре», «Театральный словарь», решение проблемных ситуаций
Дидактические игры «Плохо-хорошо», «Ассоциации», «Эмоции»
Речевое развитие Чтение сказки Л. Чарской «Принцесса – льдинка», сказки С. Козлова «Зимняя сказка», стихотворения «Лесные правила»
Заучивание потешки «Белка»
Речевые игры «Эхо», «Смешные стихи»
Этюд «Еж», «Новичок»
Проговаривание скороговорок
Художественно-эстетическое развитие Этюды на развитие мимики, внимания, слуховой памяти, воспроизведения черт характера и основных эмоций «Вкусные конфеты», «Жадный пес», «Слушай хлопки», «Заводные игрушки», «Угадай ситуацию»
Рисование по сказке «Лиса и кувшин»
Рисование «Сказочный дворец»
Аппликация «Петрушка»
Конструирование «Игрушка – дергунчик»
Лепка «Лягушка – Царевна»
Драматизация сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Работа с родителями
1. Изготовление масок для театрального уголка
2. Консультация «История театра»
Пальчиковые гимнастики
Поросята
Двое толстых поросят
Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут
Что им кушать принесут.
Ладони ставятся ребром на стол, большие пальцы приподнимаются.
Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят.
Большие пальцы просовываются между мизинцами и безымянными.
Бегают туда – сюда:
«Где же вкусная еда?»
Сгибать и разгибать большие пальцы.
Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,
Стучать большими пальцами по ладошкам.
Вдруг открылась эта дверь:
«Можно выбежать теперь!»
Ладони немного раскрываются не отрываясь от стола.
Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:
«Вот корыто, да, да, да
А в нём вкусная еда!»
Ладошки складываются корытцем, большие пальцы шевелятся.
Два козлика
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
На обеих руках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.
Вот с разбега лбами – бух!
На слово «бух» – хлопок в ладоши.
И с моста в водичку – плюх!
Роняем руки на колени.
Улей
Вот маленький улей, где пчёлы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками – пчёлы улетели.
Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова “паруса подниму” – поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
Замок
На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком повертели,
Мы замочком покрутили
Мы замочком постучали,
Постучали, и открыли!
Пальцы в замочек, слегка покачивать «замочком» вперёд – назад.
Повертеть «замочком».
Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Показать ладошки.
Этюд по стихотворению А. Бродского «Новичок»
В детский сад пришел Молчок. Очень робкий новичок. Он сначала был не смел. С нами песенок не пел. А потом, глядим привык: словно зайка скок да прыг! До чего ж я осмелел. Даже песенку запел! (песенка)
Этюд по стихотворению Л. Корчагиной «Еж»
Был бы еж ты хорош, только в руки не возьмешь!
Нехорош? Ну и что ж! Без иголок я не еж!
Упражнения с опорой на дыхание «Самолет», «Ниточка», «АУ-АУ»
Дети пропевают на выдохе звуки (И, У, А, О) с усилением и ослаблением силы голоса. Также Ау-ау (близко – далеко)
Потешка «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке,
Заиньке усатому,
Мишке толстопятому,
Волчонку зубастому,
Петушку горластому: Кукареку!
Речевые игры
Смешные стихи
Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.
«На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается.
А посмеяться хочется!»
«-Был сапожник? - Был!
- Шил сапожник? – Шил!
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!»
«- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережёшь ты мышку тут?
- Мяу!
- Мяу! Хочешь молока?
- Мяу!
- А в товарищи щенка?
- Фрр!»
Эхо
Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.
Мы бродили темным бором,
Мы спросили дружно хором:
- Дома ль бабушка Яга?
Лес ответил нам:
- Ага!»
Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –
«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»
Скороговорки
«Сеня вёз воз сена»
«Палкой Саша шишки сшиб».
«Орёл на горе, перо на орле».
Этюды на развитие мимики, внимания, слуховой памяти, воспроизведения черт характера и основных эмоций
Вкусные конфеты
Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.
Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
Жадный пёс
Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.
«Жадный пёс дрова принёс,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напёк, спрятал в уголок,
И съел сам – гам, гам, гам!»
Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.
Слушай хлопки
Цель: Развивать активное внимание.
Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Заводные игрушки
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».
Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.
Угадай ситуацию
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:
1) «Таня собирает грибы в лесу».
Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.
2) «Олег плавает под водой».
Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.
3) «Катя попала под дождь».
Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.
Пластические этюды
Этюд № 1. Считалочка
Вышли мыши как-то раз (ходьба на носках)
Посмотреть, который час.
Час, два, три, четыре (4 хлопка в ладоши)
Мыши дёрнули за гири (поднять и опустить руки)
Вдруг раздался страшный звон (присесть, закрыть уши)
Убежали мышки вон!
Этюд № 2. Бабочка
Меня напрасно осуждают,
Что я танцую без конца, (взмахи руками)
Пою, кружусь я и порхаю,
Чтоб людям радовать сердца (покружиться на месте)
А мир так весел и прекрасен,
В нём звон ручьёв и леса шум (подскоки вправо со взмахами рук)
И как же должен быть несчастен
Кто вечно мрачен и угрюм. (подскоки влево со взмахами рук)
Упражнения на повторение движений животных
Упражнение №1. Кошка
Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома. Какие же пластичные движения свойственны кошке? Представьте себе какую-нибудь кошку, которую Вы видели. А теперь вспомните, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину. Пройдитесь как кошка! Вспомните, как кошка умывается, попробуйте вместе с ребёнком делать те же движения, что и она. Кошка фырчит, выгибая спину, когда сердится или хочет напугать. Посмотрите, как она прогнулась, когда ластиться или когда у неё просто хорошее настроение.
Можно придумать и сыграть сценку – этюд: кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но вот она проснулась, потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.
Упражнение № 2. Лягушка
Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.
Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.
Упражнение № 3. Лебедь
Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.
Подвижные игры
Лохматый пес
В начале игры выбирается один ребенок «пес», выбирается место для «конуры», где пес будет отдыхать. «Пес» садится в конуру закрывает глаза и делает вид, что спит. Дети берутся за руки цепочкой идут к псу, рассказывая стишок :
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет?
На последних словах дети дотрагиваются до «пса», он просыпается и ловит детей, они убегают в домик.
У медведя во бору
Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.