Ирина Масакова
Проект в детском саду «Маленький сити-фермер»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : краткосрочный
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Предварительная работа
Ситуативный разговор «Кем ты хочешь стать?»
Мы предложили ребятам поговорить о профессиях.
Спросили у детей: кто размышлял над выбором будущей профессии?
И дети задумались над поставленным вопросом.
– Мир меняется и появляются новые профессии. Мы предложили детям просмотреть презентацию «Профессии будущего».
Публикация «Проект в детском саду „Маленький сити-фермер“» размещена в разделах
Когда мы с детьми рассуждали о будущих профессиях, были выдвинуты такие интересные гипотезы как появление «людей, понимающих язык птиц и животных», «порталов перемещения», т. е., подготовка к проекту выявила имевшиеся знания, почерпнутые из фантастических фильмов. То есть, потребности общества также были, пусть и поверхностно, но осознаны. Многие ребята осознанно для их возраста задумались над своей профессией. Можно считать, что дети понимают, что выбирать в качестве профессии нужно то, к чему имеешь склонность и это только начало дороги к понманию своего «я».
Актуальность
В настоящее время много говорят о профессиях будущего. Современная действительность диктует новые условия жизни и нашим детям предстоит самим строить то будущее, в котором они хотят жить.
Дошкольники уже сейчас активно осваивают цифровые технологии, предлагают креативные идеи оформления поделок и проектных работ, быстро «схватывают» всё новое, интересное, технологичное.
Темп развития современных технологий очень динамичен поэтому важно, чтобы вопросы развития необходимых для жизни навыков вставали перед педагогами и родителями как можно раньше.
Рост численности населения, затрагивает такие вопросы, как создание системы снабжения или самообеспечения городов продуктами питания растительного происхождения и обеспечение перспективной продовольственной безопасности. В связи свыше перечисленными условиями актуальность развития технологий городского агропроизводства - сити-фермерства очевидна.
В скором времени на российском рынке труда появятся новая востребованная профессия - сити-фермер. Сити-фермер - специалист по обустройству и обслуживанию агропромышленных хозяйств (в том числе выращиванию продуктов питания) на крышах и стенах небоскребов мегаполисов. Сити-фермерство – это перспективное направление в сельском хозяйстве, когда продукты (овощи, ягоды, зелень) выращиваются в городе, а не за его пределами. Это общемировой тренд: такой подход дает колоссальную экономию на логистике и ресурсах, что очень актуально для перенаселенных территорий. Сокращение затрат позволяет снизить стоимость продукции, не говоря уже о том, что люди получают возможность есть свежие овощи и зелень, которые не преодолели тысячи километров пути, чтобы попасть на стол к покупателю.
Дети дошкольного возраста вместе со своими наставниками пробовали свои силы в компетенции «Сити-фермерство». Получение новых знаний и умений в данной области оказалось сложным и трудоёмким, но вместе с тем интересным и увлекательным процессом.
Проблема.
Знания дошкольников о разнообразии профессий, в сельском хозяйстве поверхностны. Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях. В основном ребята знакомятся с растениеводством в летний период на огородах и дачах с родителями, и посредством реализации проектной деятельности «Огород на подоконнике» где на практике знакомятся и ухаживают за растениями и наблюдают за их ростом.
Проект расширяет у детей знания о труде фермеров и агрономов, а также способствует формированию необходимых начальных навыков в выращивании цветочных и сельскохозяйственных культур в условиях города.
Идея.
Для знакомства детей с будущими и современными профессиями нами был создан и реализуется проект «Маленький сити-фермер». Современное образования требует раннего самоопределения и естественно- научной подготовки детей. Нельзя воспитывать людей будущего, опираясь лишь на собственный опыт. Заглядывая в будущее, мы можем его менять. Важным считаем дать понять ребенку, что лично он сможет сделать в той или иной области и что ему для этого потребуется.
Выбранная нами для проекта профессия зарождаются на базе уже широко известных нам ныне специальностей в области сельского хозяйства. Мы взяли пока только эти сферы, так как считаем наиболее важными и простыми для апробации в имеющихся условиях.
Сити-фермерство относится к профессиям будущего. Растения выращиваются не в парниках, а в вертикальных фермах, круглый год (для личного пользования, либо размещаясь в пустующих помещениях (подвалах, складах, производстве), в коммерческих целях. Это выгодно, экологично и очень удобно.
Цель. В процессе практической деятельности формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к опытнической и познавательно-исследовательской деятельности по выращиванию цветочных и сельскохозяйственных культур в комнатных условиях.
Целью данной работы является изучение возможности выращивания продуктов питания в условиях ДОУ; развитие творческих способностей у детей; улучшение пространственного видения и образного мышления; развитие мелкой моторики рук и интеллекта; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
Целью данной работы является изучение возможности выращивания продуктов питания в условиях ДОУ; развитие творческих способностей у детей; улучшение пространственного видения и образного мышления; развитие мелкой моторики рук и интеллекта; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
Задачи:
1. Познакомить детей с профессией сити-фермер;
2. Расширить представления об особенностях выращивания растений в городских условиях.
3. Формировать у детей представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
5. Осваивать умения посева, полива, рыхления и пикировки растений.
4. Этапы работы над проектом
4.1. Организационный:
Задачи этапа.
1. Сформулировать цель и задачи проекта, определить актуальность, проблему и идею проекта «Маленький сити - фермер».
2. Создать предметно-развивающую среду в группе: подобрать методическую, художественной литературу, определить тематики бесед и проблемных вопросов, изготовить наглядно-дидактический материал в соответствии с темой проекта.
3. Определить и разработать план экскурсий по теме проекта «Маленький сити-фермер».
4. Привлечь родителей к участию в реализации проекта «Маленький сити-фермер».
5. Создание макета вертикальной мини-фермы взрослыми участниками проекта.
6 Провести соревнования в формате «Беби скилс» с участием родителей.
4.2 этап внедренческий
Цель- Формировать у детей представлений о профессии будущего сити-фермер через различные виды деятельности
№ Тема Форма проведения Задачи
1. «Сити-фермер — профессия будущего» Вводная познавательная презентация Знакомство с профессией сити-фермер. Формирование у детей позитивных установок к сити-фермерству.
2. «Маленькие сити-фермеры» Познавательно-исследовательская деятельность Выбор и подготовка к высадке посадочного материала (семян). Подготовка почвы (удобрение, пролив и т. п.) С помощью исследовательской работы дети знакомятся с многообразием и разнообразием посевного материала (пособие «Семена», знакомство с методом выращивания растений по вертикали, знакомство с разновидностями сити ферм)
3. «От семени к ростку» Художественно-эстетическое развитие (рисование) Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. Развивать познавательные и творческие способности. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям
4. «Первые всходы»
Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение за ростом посевов. Знакомство с гидропоникой –методом выращивания растений в пит. растворе без грунта. Формировать у детей умение замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян. Обобщение представлений о необходимости света, тепла, влаги, почвы, грунта для роста растений. Развитие умения планировать свою деятельность и работать на результат
5. «Рассада» Познавательно-исследовательская деятельность Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. Наблюдения за тем, как растут наши растения. Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
6. «Флора и фауна» Экскурсия Познакомить детей с видами растений, редкими в нашей климатической зоне, его многообразием, значением в природе и хозяйственной деятельности человека.
7. «Наша сити-ферма» Познавательно-исследовательская деятельность Продолжить знакомство детей с особенностями выращивания культурных растений в вертикальных формах. Способствовать закреплению умения детей ухаживать за растениями в городских условиях. Способствовать развитию чувства ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Продолжать способствовать развитию наблюдательности, умения замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся
4.3. Результативный:
1. Презентация результатов проекта.
2. Трансляция отчетных фотоматериалов на сайте, о проведённых мероприятиях, и консультативного материала для родителей, по тематике Проекта.
3. Итоговое праздничное соревнование «Маленький сити-фермер» в формате «Беби скилс» с участием родителей.
7. Предполагаемый результат:
1. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями.
4. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
5. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции в ходе общения, полученных и примененных знаний, совместного труда и полученных результатов.
Полученный в ходе реализации проекта опыт позволит нашим ребятам достойно выступить в соревновании формата «Беби скилс», где ребята используют приобретённые навыки по выращиванию растений, а также подготовке и высадке растений в вертикальные грунт.
Участие в соревновании формата «Беби скилс» позволило ребятам совершенствовать навыки самостоятельной и командной работы и навыки практического решения задач в конкретных профессиональных ситуациях, а нам, воспитателям – «раздвинуть» образовательное пространство для ранней профориентационной подготовки обучающихся.
Независимо от того, какую профессию выберут участники нашей команды, реализоваться в будущем им помогут навыки, полученные на соревновании: целеустремлённость и любознательность, изобретательность и трудолюбие, аккуратность и безопасность, ответственность и умение работать в команде, интерес к природе и экологии, огромное желание сделать нашу жизнь современной, удобной, здоровой и красивой! И может в далеком бедующем кому-то из ребят захочется стать сити-фермером, пусть не многим кому это станет интересно, и они будут развиваться в этом направлении.