Елена Дольчанина
Проект в первой младшей группе «Моя безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, многообразием техники в доме.
Публикация «Проект в первой младшей группе „Моя безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к различным сложным, а порой опасным жизненным ситуациям.
Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь мало, а чаще всего вообще неэффективны. Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Проблема: у детей младшего дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Срок реализации: Краткосрочный - 2 недели
Цель проекта: Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Задачи проекта:
1. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).
2. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
3. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
4. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».
5. Способствовать развитию познавательного интереса.
6. Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя.
7. Привлечь внимание родителей к проблеме безопасности ребенка.
Методы и приёмы:
Практические: подвижные и дидактические игры, игры - ситуации.
Наглядные: демонстрация иллюстраций по правилам безопасности.
Словесные: ситуативные разговоры, прослушивание.
Предполагаемый результат:
1. Сформировать представление у детей о безопасном поведении на дороге, в природе и в собственной жизнедеятельности.
2. Пополнение словарного запаса детей;
3. Вовлечение родителей в совместную деятельность.
1 этап: Подготовительный
Подбор художественной литературы, развивающих мультфильмов.
Изготовление дидактических игр.
Подбор наглядно-иллюстративного материала.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап: Выполнение проекта
Первая неделя.
1) Ситуативные разговоры: «Безопасность в нашей группе», «Опасные предметы», «Незнакомые люди», «Как общаться с незнакомыми животными».
Цель: Способствовать развитию чувства самосохранения и безопасности, формировать первичные представления о безопасном поведении в природе и в собственной жизнедеятельности.
2) Рассматривание: картинки «Пожарный и пожарная машина», «Опасные предметы», книжки «Как не попасть в беду»
Цель: Знакомить с понятиями «можно – нельзя», «опасно». Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображении на картинке. Развивать активный словарь
3) Игры:
Дидактические игры: «Что можно, а что нельзя», «Светит - греет».
Цель: формировать знания о безопасном поведении в быту, о правилах пожарной безопасности, активизировать речь детей.
Пальчиковые игры: «Пожарные», «Костер»
Цель: формировать умение соотносить слова и движения рук.
Игры - ситуации: «Поможем мишке потушить пожар», «Хрюша попал в беду»
Цель: формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
4) Занятия:
Занятие по художественно – эстетическому развитию (рисование)
«Петушка я накормлю, дам я зернышек ему»
Цель: продолжить знакомить со свойствами красок, учить пользоваться краской, ритмично нанося ватной палочкой тычки (отпечатки) на бумагу.
Занятие по речевому развитию
«Тили – бом, тили – бом»
Цель: приучать слушать произведение без наглядного сопровождения, учить отвечать на вопросы по содержанию, знакомить с правилами безопасного обращения с предметами, воспитывать и развивать усидчивость.
Занятие по познавательному развитию
«Спички – невелички»
Цель: формировать представление о пожароопасных предметах, которые нельзя брать самостоятельно, дать представление о том, что огонь может приносить как пользу, так и вред, сформировать чувство опасности огня, закрепить знания о профессии пожарного и спецтехники, закрепить знания о правилах пожарной безопасности.
Занятие по художественно – эстетическому развитию (лепка)
«Кошкин дворик»
Цель: формировать умение раскатывать из пластилина колбаски и прочно соединять между собой, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук, пополнять словарный запас.
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский
«Путаница»
Цель: познакомить детей с новым произведением, азкой «Кот, дрозд и петух», формировать способность слушать без наглядного сопровождения, обогатить словарь за счет звукоподражания, развивать слуховое внимание, воспитывать любовь к чтению.
5) Мультфильмы: «Три котенка. Коробок – шершавый бок», «Смешарики. Азбука безопасности»
Вторая неделя.
1) Ситуативные разговоры: «Правила безопасности дома и в группе», «Как правильно играть с животными», «Расскажи, что будет с мишкой, если он будет играть со спичками», «Чужие взрослые»
Цель: Способствовать развитию чувства самосохранения и безопасности, формировать первичные представления о безопасном поведении в природе и в собственной жизнедеятельности, способствовать развитию речи как средства общения.
2) Рассматривание: картинки «Кошкин дом», игрушки «Пожарная машина»
Цель: Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображении на картинке. Развивать активный словарь.
3) Игры
Дидактические игры: «С чем можно играть, а с чем нельзя», «Огонь друг, огонь враг».
Цель: формировать знания о безопасном поведении в быту, о правилах пожарной безопасности, активизировать речь детей.
Пальчиковые игры: «Спички», «Машина»
Цель: формировать умение соотносить слова и движения рук.
Игры - ситуации: «Машины едут по дороге», «Пожарные»
Цель: формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
4) Занятия:
Художественно – эстетическое развитие (рисование)
«Коврик для кошечки»
Цель: формировать умение правильно держать кисть, учить рисовать прямые горизонтальные линии, рисовать способом примакивания, воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Занятие по познавательному развитию
«Волшебные огоньки»
Цель: формировать умение различать цвета: красный, желтый, зеленый; познакомить детей: со светофором, правилами дорожного движения; научить детей правильно переходить дорогу; воспитывать у детей чувство ответственности и послушания.
Речевое развитие
«Курочка Ряба»
Цель: формировать умение четко произносить слова из сказки, формировать правильное произношение звуков «п», «п’», развивать умение выполнять имитационные движения в соответствии с текстом, воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Художественно – эстетическое развитие (лепка)
«Колобок»
Цель: развивать интерес к русским народным сказкам, учить лепить форму шарика путем раскатывания комка пластилина круговыми движениями ладоней, закрепить желтый цвет, воспитывать усидчивость.
Чтение художественной литературы:
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Цель: познакомить детей со сказкой, помочь понять содержание, развивать активный словарь, формировать простейшие представления о правилах безопасного поведения.
5) Мультфильмы: «Смешарики. Азбука безопасности»
Работа с родителями:
1. Папка – передвижка «Опасные предметы»
2. Папка – передвижка «Правила дорожного движения. Памятка родителям»
3. Буклет - памятка «Безопасность ребенка дома»
4. Родительское собрание «Безопасность ребенка».
III этап: Итоговый
Развлечение «Помогите кошке».
Цель: прививать детям первичные навыки пожарной безопасности, знакомить детей с правилами поведения в случае возникновения пожара; воспитывать осторожное обращение с огнеопасными предметами.