Татьяна Чуприна
Проект «Удивительный сорняк»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад с. Мандрово
Разработала: Чуприна Татьяна Витальевна
воспитатель 1 кв. категории
Паспорт проекта
Вид проекта : среднесрочный групповой исследовательский проект с элементами творчества для детей 2-4 лет.
Продолжительность проекта : 2 месяца, май - июнь.
Участники проекта : дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Удивительный сорняк“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Экологическое воспитание, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Наш детский сад находится в уникальной природной зоне. У нас река, пруд, поле, лес, парк.
В нашем посё лке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы.
Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет её педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является, на сегодняшний день, очень актуальной.
Проведенный проект определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание младших дошкольников.
Цель проекта :
*Формирование начал экологической культуры младших школьников, экологически грамотного поведения в природе,
* Изучение детьми объектов природы (одуванчика) во взаимосвязи со средой обитания
* Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
* Привить любовь к миру растений, расширить кругозор детей.
Задачи проекта :
* Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней;
* Прививать экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом;
* Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;
* Воспитывать бережное отношение к одуванчику;
* Познакомить со строением одуванчика;
* Развивать наблюдательность, речь ребенка;
* Формировать умения видеть красоту цветущего луга; Вызывать желание передавать красоту увиденного в коллективной работе;
* Формировать умение рисовать одуванчики с использованием нетрадиционной техники рисования “Пальчиковая живопись”, делать объемную аппликацию с помощью взрослого.
* Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Ожидаемый результат:
* Осознанное правильное отношение детей к растениям.
* Стремления детей к выполнению оригинальных творческих работ.
* Развитие познавательной активности детей.
* Усвоение детьми необходимых знаний по теме «рост и развитие растений».
* Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного и растительного мира.
* Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.
* Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Подготовительный этап:
* Подготовить природный объект для деятельности детей,
* Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме; загадок; поговорок; стихотворений по теме проекта.
* Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
* Слушание музыки И. Чайковского «Времена года».
* Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.
* Чтение произведений художественной литературы по теме:
* Подготовка материала для изобразительной деятельности;
* Договориться с родителями о приготовлении «Майского меда» из одуванчиков.
Реализация проекта :
Наблюдения:
Наблюдения в разную погоду,
Наблюдения «Где растёт одуванчик»
Наблюдение за одуванчиком в разное время суток.
«Рассматривание одуванчиков».
Наблюдение за одуванчиками
Беседы: «Одуванчик», «Кому нужен одуванчик?»
Дыхательное упражнение
Физкульт минутка «Одуванчик»
Занятия: «Одуванчик на лугу», На прогулке «Солнышко на травке»
«Праздник весны», «Одуванчик», «Наблюдение за одуванчиками»
«Сравнение одуванчика и тюльпана», «Наши одуванчики»,
Рисование: «Жёлтые одуванчики на лужайке», «Одуванчики и жуки на лугу», «Одуванчик, одуванчик! Стебель тоненький как пальчик!»
Аппликация: «Цветочек для мамы»
Мастер класс: «Одуванчик из пластилина»
Сценарий развлечения «Удивительный сорняк».
Спектакль: «Я не сорву тебя, одуванчик»
Художественное слово:
Стихи: Е. Серова «Одуванчик»,
З. Александрова «Одуванчик», О. Высотская «Одуванчик», В. Данько «Одуванчики», Т. Собакина «Если я сорву цветок»
Рассказы: М. Пришвин «Золотой луг», «Одуванчиковый луг».
Загадки
Работа с родителями:
* Проведение консультаций для родителей: «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье». «Общие сведения об одуванчике. Мёд из одуванчиков. Одуванчик опасен!
Одуванчик обыкновенный и его свойства. Одуванчик и народная медицина».
* Совместное изготовление детьми и родителями поделок из природного материала и участие в выставке «Чудеса огорода».
* Совместные экскурсии в парк, поле.
* Угощение «майским медом», приготовленным родителями.
Подведение итогов
* Выставка детских работ
* Оформление «Дневника наблюдения».
*«Гербарий растения»
* «Фотографии и иллюстрации одуванчика».
Выводы:
Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты: дети, наблюдая за ростом растений, рассуждали, делали самостоятельные выводы, видели их постепенный рост и зарисовывали в дневнике наблюдений.
Дети учились практическим действиям по охране природы, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Заключение:
Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе — есть забота о человеке, о его будущем. То, что приносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Поведение маленького ребенка в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, дети могут сорвать растения и попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, и это может привести к травме как малыша, так и животного. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и учить правильно вести себя в окружающее среде — в нашем общем Доме – и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.
«Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя».
Список литературы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика – Синтез, 2010 г.
2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. Москва, УЦ «Перспектива», 2013 г.
3. О. А. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2005.
4. С. Н. Теплюк Занятия на прогулке с малышами 2-4 лет. М. Мозаика-Синтез, 2006