Батракова Елена
Проект «Учусь жить безопасно»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю
Директор
МКУ «СРЦ для несовершеннолетних»
___ С. Г. Карач
«___»___2021 г
Руководитель
Батракова Е. Н.
Воспитатель
Отделения социальной
диагностики и реабилитации
Мариинск, 2021
Информационная карта проекта.
Полное название проекта : «Учусь жить безопасно…»
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Автор проекта : воспитатель Батракова Е. Н.
Продолжительность проекта : 1 год
Вид проекта : долгосрочный.
Тип проекта : познавательно – ориентированный, открытый, коллективный
Участники проекта : дети разновозрастных групп, воспитатели, инспектор ГИБДД, инспектор Госпожнадзора, участковый полицейский, специалисты, технический персонал СРЦ, социум.
Возраст воспитанников: дети в возрасте 7-15лет
По числу участников проекта : индивидуальный, групповой. (10-18 человек, все желающие).
По характеру контактов: ребенок и взрослый, в рамках СРЦ
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Руководитель проекта : воспитатель.
Актуальность проекта :
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», — подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.
Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Задача взрослых состоят не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложностями, а порой с опасными жизненными ситуациями.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации, как на улице, так и дома.
Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О. Н. Русак близкие к нему определения безопасности дают С. К. Шойгу, Н. Н. Авдеева. Как отмечает С. К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности — это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.
Пояснительная записка.
Социальный проект – это деятельность, направленная на результат, который получается при решении той или иной социальной проблемы. Тип проекта (познавательно – ориентированный) рассматривает опережающее развитие как постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение. Это позволяет создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и влияние привычек на качество жизни, и наконец, получать удовольствие от развития собственных талантов и склонностей. В данном проекте социально значимой проблемой является безопасное проведение детей в окружающем мире: правила безопасного проведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях; правилам поведения в природе и пропаганда здорового образа жизни.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Одно из направлений работы в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних– обеспечение безопасности жизнедеятельности. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и экологической обстановки в обществе.
Цель проекта :
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта :
Воспитательно – реабилитационные:
Содействовать воспитанию личностных навыков безопасного поведения в социуме и в быту.
Развивающие:
Способствовать развитию «чувства опасности» в быту и на улице
Информирующие:
Познакомить воспитанников с элементарными правилами безопасного поведения в опасных ситуациях дома и на улице.
Принципы реализации проекта :
- принцип доступности (учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала)
- принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому);
- принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия (должны знать, какие опасности могут подстерегать их, если они не будут соблюдать правила безопасности)
- принцип социальной безопасности (воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих)
-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения представлений и элементарных навыков);
-принцип учета возрастных и психофизических особенностей воспитания - предусматривает изучение уровня развития, воспитанности и социальной зрелости детей; изучения сложности внутреннего мира воспитанников и анализа сложившегося у них опыта.
Критерии эффективности проекта :
• Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с педагогами по охране и безопасности жизни детей.
• Формирование у детей самостоятельности и ответственности в чрезвычайных ситуациях.
• Налаживание связи семьи с сотрудниками СРЦ и социумом.
• Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой ситуации.
• Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения, но так же привлекать к тому других людей.
Ожидаемый результат реализации проекта :
• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
• умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
• знание правил безопасного поведения на улицах города.
• умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
• умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
• способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
• представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Этапы реализации проекта :
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в СРЦ.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, СРЦ и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Ресурсное обеспечение проекта :
Уголок здоровья.
Уголок «Безопасности».
Дидактические игры, настольно-печатные игры.
Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г. К. Андерсена, и других писателей.
Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
Оформление папок – передвижек, памяток, листовок
Конкурс детских творческих работ на тему «Безопасность» :
• противопожарная безопасность
• личная безопасность
• безопасность на природе
• безопасность на водных объектах
(в течение года)
- анкетирование
- СБ диски с мультфильмами
- фотографии занятий
- конспекты занятий и тематических дней
- мультимедийная презентация
- самостоятельная деятельность
- экскурсии.
-«Не играй с огнем!» демонстрационный материал для занятий в группах и инд-но
Продукты проекта :
-Разработка тематического проекта по теме для детей и взрослых.
-Участие в Международном творческом конкурсе «Страна безопасности».
-Участие в Международной занимательной викторине «Основы безопасности жизнедеятельности»;
-Участие во Всероссийской занимательной викторине по ОБЖ «Безопасные приключения Фиксиков»
-Создание компьютерных презентаций: «Мое безопасное лето» + викторина, «Весна такая прекрасная и такая опасная» и др.
-Выставка книг по ознакомлению детей с безопасным поведением.
-Оформление информационной стены для детей по темам «Правила поведения у водоема», «Внимание, антитеррор!» и др.
-Подбор материала для родителей, сотрудников: папки-раскладки, фотогазеты.
-Подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми.
-Изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме.
-Организация выставки творческих работ «Безопасность глазами детей». «Я и моя безопасность».
-Выставка детских рисунков «Не шути с огнем» ,«Опасные места в моем доме».
-Выставка-конкурс детского рисунка»Мир без огня»
-Рассматривание иллюстраций «Специализированный транспорт».
-Рисование «Я дома один»
- Выставка рисунков и ииллюстраций «Осторожно, огонь!».
-Рисование на тему «Берегите лес от пожара», оформление выставки.
- Рассматривание плаката «Советы огнетушителя».
-Оформление выставки «Опасные предметы в моем доме». Творческое задание — изобразить опасную ситуацию дома.
-Беседы «В мире опасных предметов» «Осторожно ледоход!», «Поведение детей у воды»,
«Поведение при грозе», «Поведение на плавучих средствах», «Лекарства - друзья или враги»
- Беседа-размышление «Что такое здоровый образ жизни?».
-Викторина «Спасатели вперед!»
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
проекта «Учусь жить безопасно»
Цель: выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасности жизнедеятельности детей.
Мониторинг с детьми проводится два раза (в начале и в конце пребывания несовершеннолетних в СРЦ).
Мониторинг проводится по следующим показателям:
• Знание о безопасной деятельности в природе.
• Знание правил безопасного поведения.
• Умение принимать решение.
• Коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребё нком предложенного задания:
• Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
• Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
• Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
Тесты для воспитанников
«Служба 01»
1. Как ты думаешь, почему возникают пожары?
2. Что надо сделать, если пожар все — таки возник?
3. Какая служба тушит пожары?
4. Знаешь ли ты номер пожарной безопасности?
5. Люди, какой профессии работают в службе пожарной безопасности?
6. Какой техникой они пользуются?
7. Как избежать возникновение пожара?
«Пожарная безопасность»
1. Назови свое имя, фамилию, адрес, домашний телефон.
2. Расскажи, как должны вести себя дети, если они остаются дома одни?
3. Отчего может возникнуть пожар?
4. Назови пожароопасные предметы, которые есть у тебя дома?
5. Почему не исправные электроприборы могут стать причиной пожаров?
6. Где нужно хранить спички и зажигалки?
7. Почему нельзя украшать новогоднюю елку восковыми свечами и зажигать их?
8. Что ты будешь делать, если дома начался пожар?
9. По какому номеру нужно звонить при пожаре?
10. Покажи, как ты по телефону будешь вызывать службу спасения?
11. Кто помогает людям при пожаре? Расскажите о работе пожарных?
12. Как поступить, если дым попадает в квартиру с лестничной клетки?
13. Почему во время пожара, нужно стараться передвигаться нагнувшись?
14. Почему при пожаре нужно дышать через мокрую ткань?
15. Чего нельзя делать при пожаре?
«Как избежать беды?»
(общение с социальном окружением)
1. Представь, что ты остался дома один, и в дверь позвонили незнакомые тебе люди. Что ты будешь делать?
2. Представь, что ты гуляешь во дворе и к тебе подходит незнакомая женщина (мужчина, угощает тебя конфетами, и предлагает пойти с ней домой и посмотреть на ее красивых котят, которые родились у ее кошки. Что ты будешь делать?
3. Как ты думаешь, можно ли детям одним гулять далеко от дома — в лесу, в парке и т. д.? Почему?
4. Представь, что пошел с мамой в магазин и случайно потерялся. Что ты будешь делать?
5. Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его.
6. У тебя дома есть телефон. Представь, что мама пошла в магазин, папа на работе, а ты дома один. Вдруг зазвонил телефон. Ты поднимешь трубку, и незнакомый голос спрашивает твоих родителей. Твои действия?
7. Как ты считаешь, можно ли детям гулять до темноты? Почему?
8. Как ты думаешь, нужно ли рассказывать родителям, о том, что с тобой случилось? Почему?
Анкета «Ребенок и телевидение»
(для детей)
1. Что больше всего ты любишь делать вечером, после прихода из детского сада?
• Играть
• Смотреть телевизор
• Кушать
• Читать вместе с родителями книги
• Играть вместе с родителями
• Гулять
• Что-то другое.
2. Как часто ты смотришь телевизор?
• Каждый день
• Иногда
• Редко
• Почти не смотрю
• Не смотрю
• Сколько хочу
3. Какие передачи, мультфильмы тебе нравятся больше всего?
4. Какие герои мультфильмов тебе больше всего нравятся и почему?
5. Если какой то герой тебе не нравится и почему?
6. Каких героев сказок (из книг) ты знаешь?
7. Кто тебе из них нравится и почему?
8. Представь себе, что вечером перед сном, папа или мама предлагают тебе на выбор – почитать вместе с ним сказку или посмотреть мультик. Что бы ты выбрал?
9. Почему ты выбрал именно это?
Литература:
1. Арсенина Е. Н. Классные часы в школе -Ярославль. : Академия развития,2008.
2. ГайдинаЛ. И. ,Кочергина А. В. Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3-4 классы-М. : ВАКО, 2009.
3. Дорожная безопасность : обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2005.
4. Журнал «Основы безопасности жизни»/ Гл. редактор- В. А. Девисилов. -М. : (Журнал издается при участии Минобрнауки, МЧС и Минздравсоцразвития России, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности)
5. Иванкова В. Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы -М. :ООО»АКВА- РИУМ БУК»,2004.
6 Как вести себя в опасных ситуациях/ И. Е. Чеснова; худож. М. Кудрявцева. - Москва: издательство АСТ, 2017.
7. Ковалько В. И. Школа физминуток 1-4 классы: Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников--- М. : ВАКО,2005.
8. КоганМ. С. Игровая кладовая- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.
9. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс- М. : ВАКО, 2004.-(Мастерская учителя).
10. Пожарные и спасатели…Твоя первая энциклопедия. Для среднего школьного возраста. / ООО»Издательская Группа «Азбука - Аттикус» - Москва «Махаон» 2018.
11. Ромашина Н. Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме (классные часы, познавательные игры, КТД, проекты, викторины, турниры, общешкольные праздники). 5-11 классы – М. : Глобус, 2007. – (Классное руководство).
12. Уроки безопасности (16 обучающих карточек)
13. Черных О. Г., Дмитриева А. А. Внеклассные мероприятия: 5 класс – М. : ВАКО, 2008. – (Мозаика детского отдыха).
План работы
№ Тема занятия Форма занятия Ответственный
1 «Что такое чрезвычайная ситуация» Беседа воспитатель
2 «Наши верные друзья» викторина воспитатель
3 Что за»зверь» живет в розетке
Рассказ, просмотр иллюстраций воспитатель
4 «Лесной пожар» Беседа, просмотр фильма Воспитатель
Сотрудник МЧС
5 «Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний период»
инструктаж Воспитатель
Инженер по ТБ.
6 «Правила и меры безопасного поведения на воде в зимний период»
инструктаж Воспитатель
Инженер по ТБ.
7 «Правила и меры безопасного поведения на водоемах в весенний период» инструктаж Воспитатель
Инженер по ТБ.
8 «Где работает огонь?» Экскурсия Инженер по ТБ.
9 Путешествие в город безопасности Познавательный час воспитатель
10 Пожарная безопасность
Викторина, анкетирование
воспитатель
11 Медицинская аптечка
Практическая работа, рассказ медсестра
12 Эстафета выживания
Игра-соревнование Инструктор по физической культуре, воспитатель
13 Бытовая техника Дид. игры, анкета, работа с загадками
воспитатель
14 Правила поведения на природе Экскурсия в лес
Инструктор по физической культуре, воспитатель, медсестра
15 «Осторожно, огонь!»
Выставка рисунков воспитатель
16 Здоровье - наш выбор Беседа, викторина, составление сказок, работа с
пословицами, анкета воспитатель
17 Правила безопасного проведения в ситуациях криминогенного характера
Познавательный час, инструкции воспитатель
18 Правила поведения на горке, во время гололеда, на дороге инструктаж воспитатель
19 «Его Величество Электричество»
досуг воспитатель
20 Внимание, опасность! Занятие-игра воспитатель
21 Остаться здоровым Игра по охране труда
воспитатель
22 Путешествие в мир природы
занятие Воспитатель, медсестра
23 Правила поведения при общении с незнакомыми людьми занятие воспитатель
24 Что?Где? Когда? Игровая программа воспитатель
25 «Безопасность на дороге»
Беседа,выставка рисунков Инспектор ПДД,
воспитатель
26 «Как принимать гостей» Сюжетно-ролевая игра воспитатель
27 «Крепко помните, друзья, что с огнём шутить нельзя»
КВН по пожарной безопасности воспитатель
28
Твоя безопасность
Итоговое занятие воспитатель
«