Юлия Бреднева
Проект «У порога школы». Литературный мини-музей в детском саду как средство развития интереса к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая среда в группе детского сада должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей :
Познавательное развитие – представление о социокультурных ценностях нашего народа.
Публикация «Проект „У порога школы“, Литературный мини-музей в детском саду как средство развития интереса к чтению» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Речевое развитие – овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Многие педагоги и психологи отмечают, что современные дошкольники все реже читают (и самостоятельно, и со взрослыми). Несмотря на то, что во многих группах детских садов есть книжные уголки для чтения и мини-библиотеки, сегодня речь идет о том, что и сказка уходит из дошкольного детства, хотя без нее трудно представить детство. К сожалению, современная информационная среда меняет жизнь не только взрослых, но и детей. Как при этом развить у дошкольника интерес к чтению и сформировать любовь к книгам?
Мы решили создать в нашей группе литературный мини-музей «Книги – наши лучшие друзья». Обратились за помощью к родителям. Они откликнулись на нашу просьбу и вместе с детьми участвовали в создании музея: приносили разнообразные книги, помогали в оформлении экспозиции. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно брать книги с полок, читать и рассматривать иллюстрации. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его родители, бабушка и дедушка. Наш мини-музей – результат общения и совместной работы воспитателей, детей и их семей.
Цель создания мини-музея : обогащение предметно-развивающей среды для разностороннего развития ребенка.
Задачи мини-музея :
Формирование у детей системы ценностей, приобщение их к мировой и отечественной культуре.
Развитие познавательного интереса, эмоциональной сферы, воображения, эстетического вкуса, творческих способностей.
Формирование интереса и привычки к чтению, навыков бережного отношения к книге.
Развитие умения искать и находить нужную информацию.
Основные принципы работы нашего мини-музея :
Наглядность - обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
Доступность - обеспечивает непосредственное использование книг для чтения и рассматривания.
Интегративность - позволяет воспитателю с помощью экспонатов музея познакомить дошкольников с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.
Принцип деятельности - предоставляет ребенку возможность реализовывать новые виды деятельности, например, пополнение музея книгами, сделанными своими руками.
Культуросообразность - помогает приобщать детей к мировой социокультуре, общечеловеческим ценностям.
Разнообразность – книги в мини-музее разные по содержанию, по жанру, по форме, по размеру, по назначению и т. д.
Непрерывность – музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражает тематику занятий, экскурсий, игр.
Партнерство – музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, детского сада и семьи, благодаря чему реализуются права ребенка.
Структура мини-музея, его разделы:
Любимые сказки нашей группы.
Книги наших мам и пап, бабушек и дедушек.
Книжки-раскладушки, книги-панорамы.
Книжки-малышки.
«Умные» книги.
Книжки, сделанные из разных материалов.
Книжки разной формы.
Книги-самоделки или книги, сделанные своими руками.
Звуковые книжки.
В мини-музее книги дети знакомятся с разными видами книг, с поэтами и писателями, с историей книгопечатания, с иллюстрациями к текстам. Экспонатами нашего музея стали книги разной величины и толщины, старинные и современные, книги разных жанров, звуковые книги, книги из разных материалов и так далее. Портреты писателей и художников. Много интересных книг с яркими красочными иллюстрациями. Дети узнают, что над изданием книги трудятся не только писатели, но и художники. *Ф. И. художников Что за книга без картинок! Слова писателя оживают под кистью художника. Писатель и художник часто работают вместе. Пример Дети с большим интересом рассматривают иллюстрации к книгам, составляют по ним свои маленькие рассказы. На занятиях по художественному творчеству мы предлагаем детям стать художниками, придумать и нарисовать свои иллюстрации к какой-либо сказке или рассказу. Пример.
В нашем мини-музее мы выставляем коллекции книг по различным темам: «Любимые книги наших мам и пап», «Любимые сказки», «Любимые книги дедушек и бабушек». Дети с интересом рассматривают книгу, которой почти 100 лет, бережно перелистывают пожелтевшие страницы и представляют, как эту книгу когда-то читала чья-то прабабушка.
Хранитель музея. Знаки-символы, предметы, сказочные герои.
Большой вклад в наш мини-музей внесли родители, которые участвовали в семейном конкурсе «Книга, выполненная своими руками». На полках появились разнообразные самодельные книги * названия книг, Ф. И. детей. необычной формы: книга «Сундучок сказок», книги в виде машинки, бабочки, домика. Дети проявили к таким книгам огромный интерес, с удовольствием их читали и рассматривали иллюстрации. Гордость за свои книги – Я. П. подарил в библиотеку. Участие в фестивале и совместное изготовление самодельных книг. Мастерская. Как создаются книги.
Во время экскурсии по музею проводим беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. Поскольку всякая экспозиция представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный открытый диалог. Рассматривая книги, дети усваивают опыт реальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность других, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, со взрослыми. Организованные формы работы с детьми в музее (викторины, задания, игра-драматизация, день рождения книги, моделирование текста и др.) Дети-экскурсоводы.
В нашем музее работает «Книжкина больница», где дети, вооружившись ножницами, клеем, цветной бумагой, ремонтируют старые, потрепанные книжки. После такой трудотерапии дети начинают более бережно относиться к книгам: аккуратно перелистывать страницы, убирать книги на место.
Результативность работы: По отдельным детям и в целом по группе, по речи, по знаниям, по возникшим новым традициям в группе, в семьях, предпосылки учебной деятельности и подготовка к школе, личностное развитие детей (качества) и т. д. Дети-экскурсоводы.
Таким образом, мини-музей в группе является эффективным и действенным средством развития интереса дошкольников к чтению.