Марина Коришева
Проект «Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательного интереса старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : долгосрочный, познавательно-исследовательский
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Цель - способствовать закреплению знаний детей о социокультурной и природной среде родного посёлка, формированию эколого-туристских знаний и бережливого сознания.
Задачи:
- дать детям представления о культурных объектах деревни Бебяево, села Пешелань, села Новосёлки;
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
- способствовать экологическому воспитанию детей, побуждать к бережному отношению к природе родного края;
- способствовать развитию социального интеллекта ребенка;
- закреплять туристические навыки;
- способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.
Актуальность.
Внедрение информационных технологий и компьютеризация обусловливает проблему сохранения и укрепления здоровья детей. Одна из важнейших задач современного общества – воспитание физически здорового ребенка-патриота своей страны, красной нитью пронизанная в стратегии воспитания в Российской Федерации до 2025 г. Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки нравственных ценностей и патриотических чувств.
Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является средством активного познания дошкольниками окружающей действительности. Краеведческий подход дает возможность обогащать воспитательный процесс, закреплять знания о достопримечательностях Родного края, приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.
Туристско-краеведческая деятельность дошкольников интегрирует в себе несколько компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.
Формы работы:
- Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала;
- Спортивные эстафеты;
- Игровая деятельность;
- Викторины, конкурсы;
- Экскурсии;
- Маршруты выходного дня;
- Квесты.
Продукт проекта – фотоальбом «Мой край родной», паспорт образовательных туристических маршрутов по деревне Бебяево, с. Пшелань, с. Новосёлки, картотека маршрутов выходного дня.
Ожидаемые результаты:
- сформированы знания о достопримечательностях родного посёлка;
- сформированы знания о туристско-краеведческой деятельности, снаряжении туриста;
- знают о представителях растений и животных Нижегородской области;
- сформированы элементарные туристические навыки и умения;
- родители активно участвуют в туристско-краеведческой деятельности, организовывают самостоятельно маршруты выходного дня.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Установочный.
Сентябрь.
Определение цели и задач проекта, обоснование актуальности, формулировка проблемы, разработка плана реализации проекта.
Изучение соответствующей методической литературы, опыта коллег.
Родительское собрание «Готовимся в поход».
2 этап. Внедренческий.
Октябрь – апрель.
Сбор и систематизация информации о социокультурных и природных объектах Родного края, разработка маршрутов выходного дня, установление прочных связей с социальными партнёрами.
Организация экскурсий, игровой деятельности, эстафет, викторин и т. д.
3 этап. Заключительный.
Май.
Подведение итогов реализации проекта, рефлексия, отчётное выступление на педагогическом совете.
Представление родителям и педагогам продукта деятельности.
Перспективный план работы с воспитанниками, родителями.
1. Блок. «Наш детский сад» (сентрябрь-октябрь).
- Путешествие по детскому саду (экскурсии на прачечную, пищеблок, медицинский кабинет, кабинет заведующего, бухгалтерию, методический кабинет, фитозону).
- Викторина «Детский сад – домик для ребят».
- Рассматривание альбома «Наш детский сад», работа с картой-схемой детского сада.
- Экскурсии по экологической тропе детского сада «В гостях у дедушки Ау» (фитолужок, птичья столовая, грибная полянка, метеостанция, цветочная клумба, огород, озеро, отель для насекомых, ферма).
- Эстафета «Следопыты».
- Консультация для родителей «Туристско-краеведческая деятельность в ДОУ».
2. Блок. «Туристята» (ноябрь-декабрь).
- Просмотр презентации «Снаряжение туриста».
- Творческая мастерская: карта родного посёлка.
- Презентация «Мы – туристы».
- Беседа «Для чего нужен компас и карта».
- Квест «Найди клад по карте».
- Викторина «Правила безопасного поведения в походе».
- Игра «Собери рюкзак туриста».
- Эстафеты «Весёлые старты», «Туристята».
- Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход».
- Папка-передвижка для родителей «Прогулки с детьми в лесу».
- Помощь родителей в организации «уголка туриста» туристическим снаряжением : компас, рюкзак, палатка, котелок и др.
3. Блок. «Мой родной посёлок» (январь-февраль).
- Рассматривание альбома «Мой родной посёлок».
- Экскурсия в парк «Династия», знакомство с сооружениями парка, растениями. Уборка мусора.
- Экскурсия в дом культуры.
- Экскурсия в сельскую библиотеку, встреча с библиотекарем.
- Экскурсия в амбулаторию.
- Экскурсия в пожарную часть.
- Виртуальная экскурсия на Пешеланский гипсовый завод, шахту.
-Конкурс макетов «Мой родной посёлок» (совместно с родителями).
- Экскурсия в выставочный центр «Афанасий» (совместно с родителями).
- Викторина «Достопримечательности родного посёлка».
- «День здоровья» (совместно с родителями).
4. Блок. «Природа нашего края» (март-апрель).
- Презентация «Красная книга Нижегородской области».
- Игра «Правила поведения в лесу».
- Викторина «Эколята – защитники природы».
- Туристический поход в лес.
- Экскурсия на родник.
- Беседы, чтение художественной литературы о природе.
- Акция «Поможем бездомным животным» (совместно с родителями).
- Конкурс рисунков «Пейзажи родного края».
- Презентация «Лекарственные растения».
- Квест «Вперёд за здоровьем».
- Семейная эстафета «Путешествие в страну Здоровейка».
- Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу».