Элла Альбертовна Чухонцева
Проект «Танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
"Музыкально–ритмическая и
танцевальная деятельность, как средство развития творческих
способностей детей старшего
возраста"
«МЫ ЛЮБИМ ТАНЦЕВАТЬ!»
Автор проекта: Чухонцева Элла Альбертовна
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МДОУ№ 83
Участники проекта: дети, родители группы, педагоги ДОУ: воспитатели, хореограф.
Вид проекта: инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2022-2023 учебный год.
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
База реализации проекта: МДОУ№ 83, старшая группа
Каждый ребенок – маленький лучик,
Вместе собравшись, - журчащий род-ник.
Что понесут они речкою жизни?
Ты призадумайся только на миг.
Обоснование актуальности проекта
Обращенность современной системы образования к культурным ценностям актуализирует проблему приобщения к культуре и искусству уже в дошкольном возрасте. Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью и высоким уровнем духовности.
В законе Российской Федерации «Об образовании» указано на гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В Федеральной целевой программе «Наша новая школа» выделена система поддержки талантливых детей, которая предполагает «одновременно с реализацией стандарта общего образования» «выстраивание разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности».
По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий, они были убеждены,
что обучать ритмике необходимо всех детей. Я считаю, что развивать в де-тях творческое воображение, формировать умение выражать себя в движениях, нужно как можно раньше, потому что музыка является первоосновой.
Недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движе-ний предлагаемых программой «Гармония» в условиях ДОУ влияет на развитие музыкально-творческих способностей ребенка. Танцы, как и остальное искусство, постоянно прогрессируют и отображают реалии нашего времени и тенденции моды.
Для детей занятия танцами очень полезны, они помогут улучшить осанку, будут способствовать физическому развитию и формировать краси-вую фигуру. Дети учатся всему гораздо быстрее, чем взрослые, у них больше энергии и более гибкое тело.
Изучив методическую литературу и проанализировав её, я сделала выводы:
• Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид му-зыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
• Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности.
• Организуя работу по развитию творческих способностей детей, воз-никла необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
• Наличие образных музыкально-двигательных этюдов, способствуют коррекции личности, её раскрепощению.
• Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они та-лантливы и неповторимы.
• Привлечь внимание педагогов и родителей к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОПЫТА:
1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют ком-фортно, раскрепощено.
2. Творческая направленность – формирование творческих способно-стей дошкольников, улучшение их психофизического состояния по-средством танца, результатом которого является самостоятельное со-здание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера – танец «Осенние ли-сточки», «Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа.
5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практи-кой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооцен-ка. Он начинает верить в свои способности.
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций, подбор танцевальных игр, этюдов, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, на занятиях в танцевальных кружках.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Главные цели и задачи моей педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце, как вид искусства, а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процес-се работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.
Цель проекта:
Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Задачи проекта:
Разработать систему работы по музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Обновить развивающую среду по данному направлению.
Ввести дополнительные занятия для развития творческих
способностей в танцевальной деятельности с одаренными детьми.
Пополнить и подобрать дополнительный музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным движениям.
Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.
Предполагаемый результат:
Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце
Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям, ис-пользуя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и композиционного)
Раскроется индивидуальность каждого ребенка, проявится его одарен-ность
Дети с желанием будут учиться танцевать
Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направле-нии, помогая детям
Механизм реализации проекта:
• анализ до проектной деятельности;
• изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению;
• подбор музыкального сопровождения;
• подготовка программно-методических условий;
• отбор необходимых средств и форм для развития творческих способностей;
• пополнение развивающей среды в группе;
• организационная работа;
• работа с педагогами ДОУ;
• работа с родителями;
• мониторинг управления качеством реализации проекта.
Инновационность проекта:
Работа по проекту дает возможность развивать творческие способно-сти ребенка в танце, развивать его потенциал, уверенность в себе. Приобретаются такие качества, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, ребенку дается возможность почувствовать радость от движения под музыку.
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
Техническое обеспечение
Компьютер
Принтер
Фотоаппарат
Телевизор
Проектор
Аудио и видеотехника
Методические пособия
Музыкальный материал (ноты)
Учебно-методическая литература
Медиатека
Мультимедийные презентации
Фонограммы
Оборудование
Различные предметы для танцевального творчества (цветные платки, ленты, кольца, шарики, деревянные ложки, султанчики и др.)
Костюмы для выступлений
Содержание проекта
1 этап: Организационно-подготовительный
сентябрь – октябрь 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• Изучение нормативной базы по данному направлению
• Теоретическое осмысление проекта
• Анализ условий ДОУ
• Составление диагностических карт, подбор диагностического инстру-ментария, анкет для родителей
• Диагностика детей, педагогов и родителей
• Ознакомление с результатами диагностики педагогов и родителей
• Тематическое планирование работы по движению
• Разработка системы развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую и танцевальную деятельность
• Создание в ДОУ полноценных условий
• Пополнение медиотеки, библиотеки методической литературы
• Подбор музыкального репертуара
ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
o Подготовка нормативной документации и плана деятельности по внедрению инновационного проекта.
o Диагностические карты
o Анкеты
o Анализ анкет (справка, диаграммы)
o Перспективно-тематический план.
o Модель взаимодействия педагогов.
o Обогащение среды в группе: изготовление костюмов, атрибутов
o Приобретение иллюстраций, видеоматериалов, дисков с музыкой.
o Библиотека, медиотеки для родителей и педагогов.
o Мультимедийные презентации.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Осознание родителями и педагогами значимости актуальности проблемы
Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного про-цесса
Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ.
2 этап: Основной
ноябрь 2022г. – апрель 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• Реализация системы развития творческих способностей детей с помо-щью музыкально – ритмической и танцевальной деятельности:
• кружок «Школа феи танцев»;
• различные виды деятельности: занятия с использованием творческих заданий, мультимедиа, игровые задания;
• развлечения и досуги;
• работа по формированию у детей творческих танцевальных действий с использованием творческих заданий.
• Консультации, семинары для педагогов и родителей;
• Информационные материалы для педагогов и родителей.
ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
o План работы кружка
o Конспекты
o Сценарии
o Мультимедийные презентации:
o Конспекты консультаций, выступлений;
o Буклеты, стенгазеты, тематические выставки, фотовыставки и др. ;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце.
В современном мире существуют разнообразные виды танцевальных направлений:
Тематические, сюжетные;
танец "Поварята"
танец "Стюардесс"
танец парами "Ты - морячка, я - моряк"
народные, хороводные;
танец "Кадриль"
новогодний хоровод
хоровод "У Калинушки"
фольклорные,
бальные,
спортивные,
современные.
Накопление методического материала для педагогов по данному направлению.
Умение организовать эффективное взаимодействие с родителями и детьми.
3 этап: Заключительный
май – июнь 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• Подведение итогов и анализ результатов работы: итоговая диагности-ка, анкетирование родителей и педагогов.
• Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной про-блеме.
• Обобщение опыта работы опыта на педагогическом совете ДОУ.
• Определение перспектив.
ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
o Диагностический отчёт
o Выпуск методических брошюр.
o Информационный банк данных.
o Видеозаписи.
o Презентация.
o Выставка игрового, демонстрационного материала по теме.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям, ис-пользуя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и композиционного).
Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направле-нии, помогая детям.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Расширение содержания деятельности творческой направленности.
Использование в образовательном процессе современного мультимедий-ного оборудования
Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ.
Постепенно танцевальные стили развиваются, совершенствуются, на их основе появляются новые, поскольку каждое поколение стремится по-своему выражать себя, свои мысли и чувства.
Помните: танцевать никогда не поздно!