Любовь Рыбакова
Проект «Транспорт» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Рыбакова Л. А.
Паспорт проекта.
Тип проекта: групповой, интегрированный, краткосрочный, информационный. Продолжительность проекта: одна неделя. Участники проекта: воспитатели, дети, музыкальный работник, родители.
Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная, социально-личностная.
Публикация «Проект „Транспорт“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
Актуальность проблемы: Социальное образование детей дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами окружения, с которым ребёнок сталкивается каждый день. Для повышения познавательного интереса ребёнку важно показать, что окружающий его мир не всегда был таким, он всё время меняется. Реализуя данный проект, ребёнок сам постарается получить знания об истории создания транспорта, о современных требованиях к транспорту. В течение недели были запланированы мероприятия на закрепление и уточнение представлений детей о видах транспорта и знакомство с конкретной классификацией названий транспорта (водный, воздушный, наземный, а так же его назначении и безопасном поведении на дороге.
Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей о транспорте, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с видами транспорта.
Задачи проекта.
Обучающие: - расширять, углублять знания детей о транспорте, его видах и назначении; - знакомить с историей создания транспорта; - учить безопасному поведению на улицах; - учить изображать виды транспорта в продуктивной деятельности, передавая форму основных частей, деталей, их величину, расположение.
Развивающие: - развивать познавательную активность детей, обогащая представления о транспорте; - развивать логическое и ассоциативное мышление, воображение, любознательность, смекалку, умение по описанию (загадке) узнавать виды транспорта; - развивать коммуникативные умения и навыки, побуждать детей высказывать свои суждения, мнения, выводы.
Воспитательные: - воспитывать умение преодолевать трудности, активность, доброжелательность, бережное отношение к продуктам деятельности человека.
Задачи по работе с родителями: - привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Этапы проекта:
1. Подготовительно – информационный.
- Постановка цели и задач, приемов;
- предварительная работа с детьми и родителями;
- выбор и подготовка оборудования и материалов.
2. Поисково-познавательный.
- Поиск ответов на поставленные задачи, вопросы разными способами.
3. Обобщающий (заключительный).
- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний;
- оформление коллажа «Какой бывает транспорт»;
- организация выставки макетов «Моя улица».
4. Презентационный
Ресурсы:
Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка стихов о транспорте.
Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, загадки о транспорте.
Кадровые: рассказы о профессиях, связанных с работой на транспорте.
Материально-технические: фотоаппарат, компьютер, иллюстрации, книги.
План реализации проекта:
Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.
Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.
Деятельность родителей: беседы с детьми, рассказы о способах передвижения человека, прогулки по улицам нашего города с познавательной целью, участие в создании выставки макетов «Моя улица», коллажа «Какой бывает транспорт».
1 этап. Подготовительно – информационный.
Цель. Формирование мотива к предстоящей деятельности, постановка цели, задач, подбор необходимого материала по теме проекта. Подбор методической и детской литературы. Сбор информации о различных видах транспорта, информации истории его происхождения. Подбор фотоматериалов, иллюстраций, стихов, загадок, пальчиковых игр. Изготовление атрибутов, пособий. Составление плана мероприятий на неделю.
Подбор методической и художественной литературы:
Э. Мошковская «В порту», Н. Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину», С. Михалков «Моя улица», «От кареты до ракеты», «Должен помнить пешеход: перекресток-переход», В. В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», С. В. Сахаров «Самый лучший пароход», Е. Тараховская «Метро», Карл Арон «Человек поднялся в небо», Карл Арон «Едем, плаваем, летаем», Детская энциклопедия.
Подбор дидактических игр::
«Угадай транспорт», «Мы летим, плывем, едем», «Чего не хватает?», «Что лишнее?», «Можно ли обойтись без колеса?», «Для чего нужен транспорт?», «Незаконченные изображения», «Правильно – неправильно» (безопасность).
Подбор сюжетно-ролевых игр:
«Отправляемся в путешествие», «Пожарные на учении», «Пароход», «Поезд», «Мы – шофёры».
Подбор подвижных игр:
«Самолеты», «Гонки», «Водители», «Красный, желтый, зеленый»., «Грузовики и легковушки»,. «Опоздавший пассажир»,. «Тише едешь, дальше будешь».
Подбор настольно-печатных игр:
«Чего не хватает?», «Виды транспорта», «Ралли», «Большие гонки».
Выбор объектов для целевых прогулок:
- Транспортная стоянка во дворе детского сада. - Экскурсия на перекрёсток. - Автостоянка пожарной части.
Необходимая образовательная деятельность.
Познание «Путешествие в прошлое автомобиля». Развитие речи «Составление рассказов по сюжетным картинкам из серии «Транспорт». Конструирование из природного материала «Вертолёт». Рисование «На большом воздушном шаре». Аппликация «Автобус». Лепка «Грузовая и легковая машины».
Определение тематики проблемных вопросов и ситуаций:
«Если бы на свете не было машин?», «Какой бывает транспорт и зачем он нужен?», «Какой должна быть безопасная дорога?», «Как надо вести себя в транспорте», «Что бы ты придумал, если бы был знаменитым конструктором?»
Формы работы с родителями.
- Консультация «Как правильно переходить улицу с ребёнком». - Изготовление макетов «Моя улица». - Помощь в подборке материала для изготовления коллажа «Какой бывает транспорт».
2 этап. Поисково – познавательный (практический)
Цель. Расширять представления детей о транспорте, его видах.
Задачи. Знакомить детей с видами транспорта, его назначением, активизировать словарный запас детей по теме "Транспорт", развивать навыки и умения детей в продуктивной и других видах деятельности, вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Образовательная деятельность с детьми, с родителями.
Понедельник
Беседа: «Какой бывает транспорт и зачем он нужен?»
Д/и «Угадай транспорт», «Что лишнее?».
НОД
1. Ознакомление с окружающим «Путешествие в прошлое автомобиля».
Наблюдение за проезжающими машинами (грузовые, легковые).
П/и «Тише едешь, дальше будешь», «Займи место в автобусе».
Игра-имитация «Подъемный кран».
Дыхательная гимнастика «Колесо спустило», «Машина».
Чтение художественной литературы: С. Михалков «От кареты до ракеты»».
Конструктивная игра «Собери транспорт» (машины, самолёты, корабли) из конструктора ЛЕГО
Консультация для родителей «Как правильно переходить улицу с ребёнком».
Привлечь родителей к оказанию помощи в организации целевых прогулок.
Вторник
Беседа «Если бы не было на свете машин…»
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Автомобиль».
Д/и «Можно ли обойтись без колеса?», «Незаконченные изображения»,
«Построй машину из «Пифагора»
НОД
1. Развитие речи «Составление рассказов по сюжетным картинкам из серии «Транспорт».
2. Лепка «Грузовая и легковая машины»
Целевая прогулка к транспортной стоянке во дворе детского сада.
П/и «Красный, желтый, зеленый».
Игровое упражнение «Провези машину, не выронив груз».
С/р игра «Отправляемся в путешествие».
Рассматривание с детьми иллюстраций в Детской энциклопедии.
Привлечь родителей к созданию макетов «Моя улица»
Среда
Беседа о прошлом воздушного транспорта. Познакомить с воздушным шаром.
Чтение художественной литературы: К. Арон «Человек поднялся в небо»
Пальчиковые игры «Транспорт», «Заводные машинки», «Кораблик».
Д/и «Мы летим, плывём, едем»», «Что лишнее?», «Подбери запасную часть».
НОД
Рисование. «На большом воздушном шаре»
Наблюдение за воздушным транспортом: самолёты, вертолёты.
П/и «Самолеты», «Грузовики и легковушки».
ТРИЗ «Транспорт - это хорошо или плохо?»
С/Р игра «Мы – шофёры»
Привлечь родителей к подбору материала для создания коллажа о транспорте.
Четверг
Проблемная ситуация: «Какой должна быть безопасная дорога?».
Д/и «Собери знак», «Летает – не летает».
Чтение художественной литературы: С. Сахаров «Самый лучший пароход».
НОД
Аппликация «Автобус»
Целевая прогулка в Пожарную часть «Гараж спецмашин»
Создать условий для рисования «Служебный транспорт».
С/р игра «Пожарные на учении»
Привлечь родителей к подборке стихов и загадок о транспорте.
Пятница
Проблемная ситуация: Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?
Д/и «Угадай, на чём повезём?», «Правильно – неправильно» (безопасность).
Настольно – печатные игры «Большие гонки», «Ралли»
НОД
Конструирование из природного материала «Вертолёт»
Создание коллажа «Какой бывает транспорт».
Беседа-рассуждение «Транспорт – друг или враг?»
П/и «Шофёры», «Красный, желтый, зеленый».
Рассматривание книги «Едем, плаваем, летаем».
Беседа «Как надо вести себя в транспорте».
Вечер загадок
Пригласить родителей на выставку макетов «Моя улица», организованную в группе.
III этап - заключительный.
Цель: Обобщение знаний и представлений детей о различных видах транспорта, его классификации и назначении.
Продукты проекта:
1. Оформление коллажа «Какой бывает транспорт»
2. Изготовление макетов «Моя улица».
Прогнозируемые результаты:
-дети научатся различать и называть виды транспорта,
- рассказывать об отдельных видах транспорта, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы,
-научатся классифицировать наземный, водный, воздушный транспорт,
- будут иметь представление о разнообразии одного вида транспорта, получат знания об эволюции транспорта,
-на основе проблемных ситуаций и вопросов будут иметь возможность проявить свое воображение, творчество, с опорой на полученные знания,
-родители активно примут участие в педагогическом процессе и повысят свою компетенцию по данной теме.
Перспектива дальнейшего развития: на основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления о транспорте специального назначения (снегоуборочные, комбайн, поливальная машина, трактор, пожарная, полицейская, внедрить в активный словарь названия профессий, связанных с работой на спецтранспорте.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ «Сфера», 2001
2. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб. : «Речь», 2013
3. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М. : ТЦ «Сфера», 2015
4. Лобанова В. А. Учебное проектирование ДОО. Конспекты совместных практических занятий: методическое пособие для педагогов ДОО. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2013
Приложение к проекту «Транспорт»
Гимнастика для глаз «Cамолёт»
Пролетает самолет
(Поднимаем правую руку вверх, выполняем плавные движения, смотрим на свою руку);
С ним отправлюсь я в полет
(Поднимаем левую руку вверх, выполняем плавные движения, смотрим на руку);
Я моторчик завожу
(Сжимаем руки в кулачки);
И внимательно гляжу
(Выполняем перед собой круговые движения руками сжатыми в кулаки);
Поднимаюсь вверх, лечу
(Поднимаем вверх обе руки, смотрим на руки);
Возвращаться не хочу
(Опускаем обе руки вниз, смотрим на руки).
Пальчиковая игра «Транспорт»
Будем пальчики сгибать – Сжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть: На каждое слово сжимают пальцы
Автомобиль и вертолет, в кулачок, начиная с большого.
Трамвай, метро и самолет. Поочередно разжимают пальчики,
Пять пальцев мы в кулак зажали, начиная с мизинца.
Пять видов транспорта назвали.
Пальчиковая игра «Заводные машинки!»
Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в «заводные машинки». Ключ – в руках педагога. Педагог «заводит» «машины» тремя поворотами ключа. Вдох – и «машины» трогаются с места со звуком «ж-ж-ж!» Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга все быстрее и быстрее, пока не закончится «завод» (пока хватает дыхания).
Физкультминутка «Едем, едем на машине»
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
«Дворники» счищают капли,
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы – шофёры хоть куда!
Физкультминутка «Мы по воздуху летим»
Мы по воздуху летим, (Руки в стороны, корпус наклонен вперёд)
Мы на палубе стоим, (Корпус наклонен вперёд, рука у лба, смотрим вдаль)
На машине едем быстро, быстро, (Руки держат руль, крутим руль)
Поезд мчится во весь дух: (Руки согнуты в локте, движение поезда)
Чух-чух, чух-чух.
Физкультминутка «Теплоход»
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
(Шаг вперёд, руки опущены)
Раз, два –
Он назад шагнул сначала.
(Два шага назад)
А потом шагнул вперёд –
Раз, два.
(Два шага вперёд)
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
(Руки вытянуты вперёд и сомкнуты – это «нос» теплохода; движения по кругу мелкими шажками)
Физкультминутка «Самолёт»
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
(Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны)
Правое крыло вперёд,
(Поворот через правое плечо)
Левое крыло вперёд –
(Поворот через левое плечо)
Полетел наш самолёт.
(Бегут по кругу, расставив руки в стороны)
Физкультминутка «Самолёт»
Руки ставим мы в разлет
(Вытянуть руки в стороны)
Получился самолет
Мах крылом, туда-сюда
Делай раз и делай два.
(Поочерёдно взмахивать руками)
Вот мотор включился: ж-ж-ж.
(Произносят звук)
К облакам поднялись, шасси убрались
Вот лес, мы тут приготовили парашют
Парашюты все раскрылись
Дети мягко приземлились.
(Садятся на корточки)
Физкультминутка «Корабли»
Волны плещут в океане.
(Машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане?
(Вытягивают руки вперед)
Это мачты кораблей.
(Вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(Приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем.
(Ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны)
И сжимаем в кулаке
(Дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать.
(Приседания)
Загадки о транспорте
***
Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда поднявши пыль,
Побежит (Автомобиль)
***
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
***
Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(Машина)
***
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
***
С края на край
Режет черный каравай,
Бездорожье не преграда,
Нет дороги – и не надо:
Сам себе кладет под ноги
Две широкие дороги.
(Трактор)
***
Поднимает великан
Много груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъемный кран)
***
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный.
(Вертолет)
***
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
(Корабль)
***
Железная птица в небе кружится,
По сигналу пилота на землю садится.
(Самолёт)
***
Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе.
(Автобусы)
***
Я важная машина,
Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
И парты, и арбузы
Я вам доставлю в срок.
(Грузовик)
Комплекс утренней гимнастики «Машины»
Вводная часть
Я еду, еду, еду
Я руль кручу, кручу
Везет меня машина
Туда, куда хочу.
(Ходьба друг за другом.)
Я машина, я машина
И внутри меня пружина.
И с утра она всегда
Целый день заведена.
(Бег друг за другом)
Общеразвивающие упражнения
Фар волшебные лучи
Освещают путь в ночи.
И. П. – о. с.
1 – руки вперед
2-3 – поворот ладоней вверх, вниз
4 – И. П.
(Выполнить 6 раз.)
Вот машина хочет есть
За руль ее уже не сесть.
Бак бензином заливаем
И про голод забываем.
И. П. – о. с. руки на поясе
1-2 – наклон вперед
3-4 – И. П.
(Выполнить 5-6 раз.)
Я сегодня сам шофер
Завожу я свой мотор,
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль.
И. П. – сидя на полу, упор руками сзади
1-согнуть в колене левую ногу
2 – выпрямить
3 - согнуть в колене правую ногу
4 – выпрямить.
(Выполнить 6 раз.)
На улице нашей машины, машины
Машины - малютки,
Машины - большие.
И. П. – о. с.
1- присесть
2 – И. П.
3- поднять прямые руки вверх
4 – И. П.
(Выполнить 5-6 раз.)
Легковой автомобиль
По дороге мчится,
А за ним густая пыль
Тучею клубится.
(Бег друг за другом, 8-10 сек.)
Еду, еду, ту-ту-ту
Слышно даже за версту.
(Ходьба друг за другом, имитируя езду на машине.)
Дыхательная гимнастика «Уставшая машина»
И. П. – о. с. правую ладонь к губам; вдохнуть носом воздух; сомкнуть губы в трубочку, подуть на ладонь.
Заключительная часть
На машинах покатались
В быстроте соревновались,
А теперь пришла пора
Умываться, детвора!
(Ходьба друг за другом.)