инна соловьева
Проект «Традиции и быт русского народа» для детей старшего дошкольного возраста
Проект «Традиции и быт русского народа»
для детей старшего дошкольного возраста
Содержание:
Введение
1. Цель и задачи проекта
2. Принципы реализации проекта
3. Формы и методы работы
4. Основные направления нашей работы:
5. Этапы реализации проекта
Заключение
Введение
Публикация «Проект „Традиции и быт русского народа“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
Основная проблема: многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Актуальность темы. В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих, нравственных качеств личности. Приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С Дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом- человеком, имеющим чувства к Родине, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Сроки: январь-май 2019 г.
Тип проекта : творческий, познавательный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Участники: дети и родители детей старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели.
1. Цель и задачи проекта
Цель проекта : формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, я выбрала тему своего проекта «Традиции и быт русского народа». Я посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из анкет и общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
2. Дать понятие о русском костюме.
3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского быта человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
2. Принципы реализации проекта
В своей работе я опираюсь на следующие научные принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
Принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Новизна проекта состоит в открытости качественного современного образования и предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий.
3. Формы и методы работы
Формы и методы работы.
Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).
Наглядно-слуховой метод, является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.
Информационно-рецептивный метод, применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.
Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д.
Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором — дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :
заучивание потешек, прибауток, закличек.
использование пословиц, загадок, поговорок.
чтение художественной литературы.
использование русских народных песен и танцев.
проведение русских народных игр.
использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
рассказ о народных обычаях и традициях.
рассматривание иллюстраций о русском быте.
беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми:
организованные занятия.
совместная деятельность.
праздники и развлечения.
наблюдения в быту и природе.
слушание музыки.
Адресная направленность: опыт проектной деятельности на тему «Традиции и быт русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
4. Основные направления нашей работы:
1. Создание атмосферы национального быта – создание макетов интерьера русской избы и русского подворья. Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Я решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Постаралась воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, сундук, ухват, посуда, жернова, русская печь, веретено, стол, кровать, лавка, коромысло и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальных музыкальных инструментов, образцы народных промыслов : «Хохлома», «Жестов», «Городец», «Гжель». С каким интересом ребятишки рассматривали,старинные,вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.
2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т. п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
4. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры привлекли мое внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
5. Этапы реализации проекта
I этап – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, формулирование цели и задач проекта : знакомство с содержанием книг, чтение познавательной и художественной литературы; первичный мониторинг; анкетирование родителей; привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д.
….
II этап – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта : занятия в соответствии с планом; беседы; чтение познавательной и художественной литературы; слушание классической музыки; слушание русских народных песен; экскурсия в русскую избу.
Таблица 1
Мероприятия с детьми
Название мероприятия Цель: Срок проведения
Занятие «Русь-матушка».
Цель: познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему. январь
Экскурсия в комнату «Русская изба»(макет). Цель: познакомить с бытом крестьянской семьи. февраль
Беседы: «Имена старинные и современные»;
«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» Цель: воспитывать любовь и уважение к своим родителям. март
Чтение русских народных сказок, былин об Илье Муромце.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, картины Васнецова «Три богатыря».
Цель: показать на основе художественных произведений быт, жизнь людей, познакомить с подвигами богатырей.
январь-март
Праздник «Под березонькой кудрявой завели мы хоровод».
Цель:знакомить детей с русскими народными плясками, хороводами, играми, костюмом.
апрель
Игра-хоровод «Гори, гори ясно» ,«Дударь».
Цель: познакомить детей с хороводными играми.
апрель
Слушание русских народных песен.
Цель: показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа март-апрель
Игра «Ручеёк».
Цель: показать детям как отдыхали в старину апрель
Вечер загадок про домашнюю утварь и т. д
Цель: закрепить с детьми названия домашней утвари и т. д.
март
Украшение банченного веника.
Цель:развивать творчество, фантазию.
февраль
Рассказы детей о членах своей семьи из личного опыта
Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду.
февраль-апрель
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», Деревенская изба».
Цель: закреплять представления детей о семье. Об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Продолжать учить распределять роли, развивать сюжет. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Закреплять полученные знания о русской избе, быте русского народа.
апрель- май
Д / и «Сувенирная лавка»
Д / и «Собери тарелочку»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, формировать интерес к народным промыслам, закреплять названия росписей
март
Итоговое занятие НОД «Как люди на Руси жили на Руси, их традиции и быт».;
Цель: закрепить знания детей о быте и традициях русского народа.
май
Мониторинг.
Мероприятия с родителями
Участие родителей в весеннем празднике.
Разучивание с детьми частушек, стихов о Родине.
Создание альбомов генеалогического древа семьи «Я и моя семья»
Подборка консультаций для родителей.
Изготовление кукол
Приняли участие в изготовлении макета русской избы и подворья.
Раскрашивание уличной веранды в русских народных мотивах.
Привлечение родителей к участию в городских мероприятиях.
Цель:привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.
Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
январь- май
III этап – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе: мониторинг; итоговое занятие НОД «Как люди на Руси жили на Руси, их традиции и быт»; презентация проекта.
Заключение
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян. Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов.
Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.