Папки-передвижки

Проект «Театр физической культуры как средство формирования здорового образа жизни дошкольников»

Елена Кондракова
Проект «Театр физической культуры как средство формирования здорового образа жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В опыте работы рассматриваются вопрос о важности формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) дошкольников, виды анкетирования родителей, используемые педагогом, позволяющие выявить образовательные потребности семьи. Демонстрируются этапы создания Театра физической культуры как нетрадиционной формы работы ДОО. Представлены разнообразные формы работы с семьями воспитанников, с помощью которых происходит осознанное вовлечение родителей в единый совместный с педагогами процесс развития ребенка. Подчеркивается эффективность создания Театра физической культуры.

Публикация «Проект „Театр физической культуры как средство формирования здорового образа жизни дошкольников“» размещена в разделах

Данный опыт может быть использован для повышения профессиональной компетентности педагогических коллективов ДОО, прежде всего инструкторов по физической культуре, представлять интерес для родителей дошкольников.

Содержание

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» - эти словосочетания всё чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляя её неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.

Практически все дети требуют внимания по укреплению здоровья, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития детей. Кроме того, серьёзным недостатком является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются и редко играют на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии.

Теоретической базой опыта является программа Н. А. Фоминой «Сказочный театр физической культуры».

Ведущая идея: привлечение детей и родителей к формированию ЗОЖ.

Цель: способствовать формированию привычки к ЗОЖ в семьях воспитанников.

Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить отношения родителей к вопросу формирования ЗОЖ.

2. Повысить интерес детей к занятиям физической культурой и ЗОЖ через сюжетно-игровую деятельность.

3. Укреплять атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в работе с семьёй.

Выявление образовательных потребностей семьи

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка проведена диагностика и анкетирование участников образовательного процесса по темам : «Здоровье детей в условиях детского сада»; «Физкультура и семейное воспитание»; опрос детей по теме: «Как я отдыхаю с семьей»; мониторинг здоровья детей в ДОУ.

По результатам обследования 54% родителей снимают с себя ответственность за укрепление здоровья детей. Пребыванию детей на свежем воздухе, совместным с ребёнком занятия спортом уделяют на много меньше внимания, чем интеллектуальному развитию и занятиям у компьютера и телевизора.

Проанализировав формы работы по физическому развитию, такие как клуб заботливых родителей «Здоровячок», совместные походы, проекты по ЗОЖ, мини-библиотека «Путь к здоровью», решено создать в детском саду Театр физической культуры, способный заинтересовать в вопросе формирования ЗОЖ и детей, и взрослых.

Театр физической культуры как нетрадиционная форма работы

Что же такое театр физической культуры? Это нетрадиционная форма работы ДОО, в процессе которой в сюжетно-игровой деятельности решаются вопросы приобщения дошкольников к ЗОЖ.

Рассмотрев понятие ЗОЖ, были определены темы:

1. Закаливание.

2. Культурно-гигиенические навыки (КГН).

3. Здоровое питание.

4. Двигательная активность.

5. Оптимизм.

Этапы работы

Первым этапом в работе стал Праздник знакомств, цель которого не только знакомство детей и родителей с детским садом, но и решение проблемы эмоционального благополучия в период адаптации. Родители вместе с детьми участвовали в различных подвижных играх, получили от этого массу положительных эмоций и… готовились стать артистами.

На втором этапе во время встреч в родительской гостиной, дети придумали название театру, а родители подобрали яркую эмблему, далее обсудили интересующие темы по ЗОЖ, обменялись опытом и совместно подобрали репертуар :

- Постановка по произведениям К. И. Чуковского «Чудо-дерево» рассказала о здоровом питании. Привитию КГН способствовала инсценировка сказки «Мойдодыр», никто из ребят не захотел быть похожим на Грязнулю, от которого убежали все вещи. Подготовке этой миниатюры предшествовала серия бесед под общим названием «Путешествие в королевство чистоты». Они помогли детям понять роль КГН в сохранении здоровья человека. Крокодила из сказки «Краденое солнце» ребята с удовольствием научили делать оздоровительный массаж. В знак благодарности он вернул им солнце.

- В «Азбуке здоровья Смешариков» роли, полюбившихся детям персонажей, исполнили родители. Дети познакомились с видами закаливающих процедур и их значением для здоровья человека. Во время подготовки родители не только получили новую информацию о закаливании, но и с удовольствием делились своими семейными секретами укрепления здоровья.

- Инсценировка сказки «Репка на новый лад» раскрыла пользу зарядки. Во время репетиций этого спектакля были предложены новые комплексы зарядки на каждый день недели, которую впоследствии ребята стали делать дома вместе с родителями.

- Во время подготовки сценки «Волк и семеро козлят» дети получили заряд положительных эмоций от совместной работы с взрослыми. Веселая музыка, танцы подняли настроение и научили быть оптимистами.

- Развлечение «Осень в Теремке», все роли в котором были исполнены детьми, открыло большое поле для совместной двигательной активности родителей и детей, доставило много радости и вызвало желание даже у малоактивных родителей стать артистами нашего театра.

В Театре физической культуры важной составляющей успеха в процессе физического воспитания детей является взаимосвязь с родителями. Во время выступления рядом самые дорогие и любимые люди, невозможное кажется возможным, а те важные знания о ЗОЖ, которые раскрываются в процессе действия, воспринимается ребёнком более осознанно.

Театральным постановкам предшествуют беседы, творческие проекты, многочисленные занятия, включающие в себя элементы пантомимы, упражнения корригирующей гимнастики, дыхательные упражнения, элементы аэробики, народного танца, упражнения с предметами и снарядами. Всё это готовит и больших и маленьких артистов не только к выступлению, но даёт огромный запас знаний о ЗОЖ.

Эффективность Театра физической культуры

Проанализировав результаты деятельности, можно сделать вывод:

Театр физической культуры как форма работы оказалась эффективной, так как

- знания о ЗОЖ, полученные в театре физической культуры, успешно используются в семье.

- вырос интерес детей к занятиям по физической культуре;

- повысилась активность родителей в совместных мероприятиях;

- установлены партнёрские отношения с семьями воспитанников;

- повысился уровень компетенции родителей в вопросах формирования ЗОЖ;

Кроме того, театр, выступления, зрители и аплодисменты – это всегда для детей большая радость, а как сказал Жак Далькроз: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветания всего организма, чем чувство радости….»

Давайте дарить радость жизни вместе, ведь оптимизм заставляет нас не только забывать о проблемах, но и решать трудные в нашей жизни задачи!

Список литературы

1. Фомина Н. А. Сказочный театр физической культуры. М: Учитель, 2013г.

2. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2010 г.

3. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. М: Новая школа, 1994г.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством дидактических игр и игровых пособий «Мир здоровья»Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством дидактических игр и игровых пособий «Мир здоровья» Одной из задач ФОП ДО по формированию основ здорового образа жизни, является: расширение, уточнение и закрепление представлений о факторах,.

Игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД №1 Представляю вашему вниманию игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Театр физической культуры как средство формирования здорового образа жизни дошкольников»
Опубликовано: 19 сентября 2024 в 18:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Театр физической культуры как средство формирования здорового образа жизни дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кондракова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД