МААМ-картинки

Проект сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей младшего дошкольного возраста

Анастасия Жукова Рябкова
Проект сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей младшего дошкольного возраста

Проект сюжетно-ролевой игры «Автобус»

Цель: обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.

Задачи:

Образовательные:

1. Помочь детям усвоить новую профессию;

2. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный материал.

Развивающие:

1. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение;

2. Закреплять знания детей об общественном транспорте;

3. Развивать и обогащать сюжет игры «Автобус»

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре;

2. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Актуальность проекта: психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. В игру вовлекаются все стороны личности (ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы – мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления).

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Игра для ребенка – это его работа. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга.

Освоение проектного метода, в том числе организации сюжетно-ролевых игр с детьми позволяет создать в группе условия для планомерной и эффективной работы. Во время игры дети работают активно и увлеченно именно благодаря использованию интересного, занимательного материала, который способствует развитию связной речи, формированию лексика-грамматических категорий русского языка. Дети открывают для себя удивительный мир слов и задумываются над значением, что обогатит их словарный запас.

Возрастные особенности:

В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.

Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Научно-методическое обеспечение:

Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигаю более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельность. В игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать как они.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовиться, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: Игра позволяет проявить свои влечения – стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.

Ресурсное обеспечение:

• Атрибуты – детские стульчики, руль, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора, табличка «дети», инструменты механика, аптечка.

Участники проекта:

Воспитатели;

Дети;

Родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

• получение знаний о «автобусе»;

• обогащение и расширение словарного запаса;

• получение элементарных знаний о профессии водителя автобуса;

• формирование коммуникативных навыков, умения комментировать свои действия и действия партнеров.

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

Подготовительный этап

Выявление проблемы

Диагностика: игровых и речевых навыков; игровой среды

Диагностика по методике Д. Б. Эльконина

Обрисовка сюжетной канвы

Вечером в группе должно состояться мероприятие посвященное транспорту. Дети готовятся к этому развлечению.

Изучение литературы:

- «Большая энциклопедия для дошкольника» (Олма-Пресс, 2001);

- Смоленцева А. А. «Сюжетно-дидактическая игра»;

- Большая энциклопедия транспорта;

- Энциклопедия для детей: «История: История транспорта».

Организационная работа

Чтение художественной литературы:

- Н. Носов «Автомобиль»;

- В. Берестов «Про машину»;

- С. Фангинштейн «Наша улица»;

- Н. Павлова «На машине»;

- Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»;

- С. Михалков «Постовой»;

- Заучивание С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток – переход»;

- Загадывание загадок о транспорте.

- Экскурсии: в авто парк, к автостоянке, к гаражам, автозаправочной станции.

- Встреча с инспектором ГИБДД.

- Рассматривание машин на проезжей части.

- Создание коллективной работы – макета «Общественный транспорт в городе»

- Рассматривание картин «Шоферы», «Едем в автобусе».

Придумывание воспитателем материала для игры:

- для шофера;

- для кондуктора;

- для контролера;

- для пассажира.

Работа с родителями

- Проезд с детьми на автобусе;

- Домашний просмотр мультфильмов о транспорте;

- Чтение книг о транспорте.

Консультация «Сюжетно – ролевые игры в жизни младших дошкольников»

Основной этап

Систематизация информации

Организация игрового простанства:

- автобус (места для пассажиров);

- билеты;

- деньги;

Принятие детьми на себя роли

Обеспечение руководства.

Распределение ролей.

Обсуждение суждение содержания игры.

Руководства организацией игрового пространства.

Заключительный этап

Итог

Участие детей в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе.

Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений.

Словарный минимум

Часть словаря

Содержание

Профессии

Шофер, кондуктор, контролер, механик.

Орудия труда

Деньги, билеты, проездные билеты.

Трудовые действия

Продавать, везти, проверять, приобрести, наводить контроль за соблюдением правил

Качества труда

Вежливо, внимательно, ответственно, добросовестно

Общественная значимость

Возможность добраться до нужного места

Результаты труда

Ознакомление с правилами проезда в автобусе; получение знаний о профессии шофер, кондуктор, контролер.

Вежливые слова и выражения

Здравствуйте; добрый день; доброе утро; добрый вечер; до свидания; всего доброго; извините; пожалуйста; будьте добры; спасибо.

План- схема конспекта сюжетно-ролевой игры «Автобус»

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Автобус».

Задачи: учить играть в сюжетно-ролевую игру «автобус», формировать умение словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие; развивать умение детей играть дружно, коллективом.

Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы используемые в игре

Задачи

Формировать умение словесно обозначать игровую роль.

Реализовывать специфические ролевые действия.

Развивать парное ролевое взаимодействие.

Формировать элементарные ролевые диалоги.

Формировать умение обозначать свои роли – шофер, контролер, пассажир.

Учить выполнять роли:

- шофер (ведет автобус);

- кондуктор (продает билеты);

- пассажир (покупает билет);

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Включать детей в ролевое взаимодействие. Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополнительную роль. Взяв на себя дополнительную игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события

Вступительная беседа о работе общественного транспорта.

Распределить роли.

Обозначить роли: пассажир заходит в автобус, покупает билет, едет до нужной ему остановки.

Организовать пространство и подобрать атрибуты: кабина автобуса, билеты, сумка контролера, шапочка шофера.

Способы руководства игрой

Использовать многоперсонажные сюжеты. Принять на себя второстепенную роль (воспитатель).

Взять на себя роль пассажира

Структура сюжета игры

Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными.

Последовательность сюжетных событий развертывается через последовательное взаимодействие.

Сюжет игры:

-проблемная ситуация (автобус не пригоден к провозу пассажиров);

- обсуждение гипотез решения проблемы;

- распределение ролей и определения ролевых действий;

- ремонт автобуса;

- осмотр автобуса механиком;

-поездка на автобусе.

Построение ролевого диалога

Роли

Ролевые действия

Пассажир

Покупает билет, едет до нужного пункта прибытия

Кондуктор

Продает билеты

Шофер

Ведет автобус

Контролер

Проверяет билеты

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении сюжетно-ролевой игры «Больница» с детьми младшего дошкольного возраста.Фотоотчёт о проведении сюжетно-ролевой игры «Больница» с детьми младшего дошкольного возраста. Цель: Создать условия для формирования знаний о работе врача; Задачи: -подвести ребёнка к выполнению игровых действий по показу, по образцу,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей младшей группыКонспект сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей младшей группы Конспект сюжетно-ролевой игры «Автобус» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Возрастная группа: первая младшая.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Автомастерская» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Автомастерская» с детьми младшего дошкольного возраста Формирование представления детей о различных видах транспорта, упражнять в различении предметов по форме и величине, развивать наглядно-образное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 августа 2024 в 21:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Жукова Рябкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД