Гамилова Мария Геннадьевна
Проект «Стимуляция сенсомоторной сферы как основной метод коррекционно-развивающей работы с Детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы-составители:
Карагужева Г. А – учитель-логопед высшей квалификационной категории,
Ермолич Е. В. – учитель-логопед первой квалификационной категории, Бажина Е. В. – учитель-логопед первой квалификационной категории,
Гамилова М. Г. – педагог-психолог высшей квалификационной категории
Проект
СТИМУЛЯЦИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ
КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Краткая аннотация проекта
Публикация «Проект „Стимуляция сенсомоторной сферы как основной метод коррекционно-развивающей работы с Детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Проект представляет разработку и реализацию программы, включающей в себя систему коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Он предполагает приобретение сенсорного и сенсомоторного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических, чувственных возможностях.
Программа ориентирована на дошкольников 3-6 лет с ОВЗ и включает в себя коррекционно-развивающую деятельность по образовательным областям согласно ФГОС ДО, делится на три ступени обучения. Каждой ступени обучения соответствует определенный уровень развития ребёнка с ОВЗ и может не соответствовать его возрасту. Структура Программы содержит комплекс разработанных мероприятий, игр, упражнений, основанных на расширении реальных представлений о мире, согласно учебно-тематическому плану. В Программу включен материал по работе с родителями детей с ОВЗ в целях повышения их компетенции в вопросах речевого и психического развития посредством развития сенсомоторной сферы.
Работа по данной программе строится в соответствии с моделью организации коррекционно-образовательного процесса и предполагает интеграцию усилий всех специалистов ДОУ по развитию детей с ОВЗ посредством развития сенсомоторной сферы.
В работе по образовательным областям участвуют воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсомоторному развитию. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
В результате реализации Программы сформировано специальное образовательное пространство ДОУ, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, объединению в единый функциональный комплекс образовательных, воспитательных и коррекционных процессов специалистов и педагогов ДОУ с помощью разработанного перспективного планирования. Возможно применение материалов программы специалистами образовательных организаций в диагностических целях и в процессе отслеживания динамики развития детей с различными нарушениями.
Срок реализации проекта: 2017- 2018 г.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ, предусматривающей интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников через стимулирование сенсомоторной сферы на основе разработанной коррекционно-развивающей программы.
Задачи проекта:
Для специалистов ЧДОУ:
- разработать перспективное планирование для специалистов и педагогов, участвующих в реализации программы для детей с ОВЗ;
- создать благоприятные условия для стимулирования сенсомоторной сферы детей с ОВЗ в соответствии с Программой;
- организовать коррекционно - развивающую работу в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ;
- обеспечить интеграцию усилий специалистов по коррекционно-развивающей работе для детей с ОВЗ посредством стимулирования сенсомоторной сферы.
Для воспитателей, сотрудников и администрации:
- создать условия для осуществления коррекционно-развивающей работы;
- способствовать коррекции и развитию детей с ОВЗ по основным направлениям психолого-педагогической работы посредством стимулирования сенсомоторной сферы;
- создать условия для повышения качества работы педагогического коллектива по развитию компенсаторных возможностей у детей.
Для родителей и социума:
- установить партнерские отношения родителей с ЧДОУ, как способ повышения эффективности образовательного процесса;
- повысить компетенции родителей по вопросам коррекционно-развивающего
Обоснование актуальности проекта
Разработка и апробация программы коррекционно-развивающей направленности посредством стимуляции сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ:
- обеспечивает равные стартовые возможности детей с ОВЗ дошкольного возраста и расширению спектра образовательных услуг в школе.
- помогает включать обучающихся в разные виды деятельности;
- решает проблемы социальной адаптации;
- повышает уровня квалификации педагогов;
- повышает компетентность родителей в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.
К достоинствам такой системы можно отнести:
- четкую организационную структуру;
- простоту управления;
- возможность взаимодействия детей между собой;
- экономичность.
Новизна проекта: Внедрение в деятельность ДОУ данной программы коррекционно-развивающегося сопровождения детей с ОВЗ на основе основной образовательной программы и дополнительного образования, как эффективного средства, способствующего повышению качества образования. Трансляция опыта позволит повысить качество процесса коррекционно-образовательной работы ДОУ города Новосибирска, способствует преемственности в работе дошкольных работников и учителей, социализации детей с ОВЗ в обществе.
Готовность к реализации проекта
Эффективность оснащения РППС и соблюдение принципов организации среды в соответствии с ФГОС ДО проанализированы с помощью мониторинга, а также с использованием наблюдения за игровой деятельностью детей в непосредственно образовательной, совместной деятельностью, режимных моментах.
Оценка включенности родителей, их заинтересованности проанализирована с помощью анкетирования, бесед, активности участия родителей воспитанников в проводимых мероприятиях. Оценка уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания и обогащения РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО проведена в ходе участия в организованных мероприятиях, а также трансляции опыта в печатных изданиях, интернет-ресурсах, презентации опыта на мероприятиях различного уровня.
По итогам реализации проекта предполагается обобщение материалов в виде фото-, видеоматериалов, анализа анкет и отзывов. Для реализации программы в группах и специально оборудованной комнате для проведения коррекционной работы созданы сенсомоторные зоны, которые сосредоточены как в специально организованном центре, так и в других развивающих центрах (приложение 2):
- мягкая: мягкие игровые модули, подушки; сухой бассейн, надувные матрацы, круги, валики и мячи;
- зрительная: цветной шар, зеркало, переливающиеся ткани, бумага, фотообои с изображением природного ландшафта, неоновые палочки, карманные фонарики, цветные стёклышки, пластинки и камешки, бусы, пуговицы, калейдоскоп, фольга, елочные мишура и дождик, газовые и шелковые платки различных цветов, разноцветные перья мыльные пузыри, цветные прищепки, световая панель, светодиодная лента, оптоволоконные предметы, проектор звездного неба, пузырьковые колонны, зеркальный шар;
- звуковая: музыкальная колонка, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, бубен, маракасы, музыкальные игрушки, музыкальные шкатулки, звенящие мячи, погремушки, шумовые банки, звучащие коробочки, свистки, колокольчики, музыкально-дидактические игры;
- тактильная: сухой душ из лент, тактильные панно из разнообразных материалов - фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева, игры с различными видами застежек: пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками, сенсорная тропа для ног, ребристый мостик, стол-ванна для песка и воды, пальчиковые бассейны с наполнителями - горох, фасоль, крупы; массажный коврик, различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмал, крупа, мягкий пластилин, цветное соленое тесто, стол Эбру со специальными красками;
- воздушная: ароматические масла, различные приправы, ароматические палочки, тряпичные куклы, набитые сухими травами.
- двигательная: балансиры, малые батуты, гамак, разнофактурные дорожки, роликовая доска, «парные лыжи», канат, фитбол, мячики разной фактуры, кресла-качалки, яйцо-Кислинг, одеяло глубокого давления, утяжелители для ног и рук, гантели, чулок совы, мягкие маты, вигвам (палатка, сетка для игры «Салют», тоннель.
Программа предполагает использование в процессе коррекционно-развивающей работы специально-созданных многофункциональных пособий (Приложение № 3). Все пособия и материалы соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде (ФГОС 3.3.4.).
Данная коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ разработана на основе ФГОС ДО, обеспечивающая разностороннее развитие ребенка и подготовку его к школьному обучению посредствам полисенсорного развития. Ведущим методом программы является сенсорная интеграция. Главное условие данного метода заключается в том, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС ДО
Формы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ:
Первая ступень включает:
- совместную деятельность воспитателя с детьми;
- свободную самостоятельную деятельность детей;
- индивидуальная деятельность со специалистами доу
Вторая ступень представляет:
- индивидуальная деятельность со специалистами доу;
- непосредственно образовательную деятельность, которая организуется в форме игровых занятий, целевой прогулки;
- совместную деятельность воспитателя с детьми;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Третья ступень включает:
- непосредственно образовательную деятельность, которая организуется в форме игровых занятий, целевой прогулки, экскурсии, экспериментальной деятельности;
- самостоятельную деятельность детей и их совместную деятельность с воспитателем;
- индивидуальная деятельность со специалистами ДОУ.
Методы коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ:
Для осуществления цели программы в процессе коррекционно-развивающей работы основным методом является сенсорная интеграция.
Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем при решении коррекционно-развивающих задач. Этот метод реализуется в двух глобальных направлениях:
1. Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с ОВЗ. РППС включает в себя наполнение центров в группах сенсорным материалом, направленным на решение коррекционно-развивающих задач; оборудование сенсорной комнаты для занятий со специалистами по коррекции психофизической и речевой деятельности.
2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагает, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных умений зрительных, слуховых, тактильных и др. во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений синтез информации, поступающих от различных органов чувств. Особое внимание уделяется формированию сочетанной в сенсорном восприятии, синтезу сенсорных систем. В совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:
1 тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная.
2 тактильная — слуховая — зрительная.
3 тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная.
Другие методы, используемые в программе: натуропатия, фитотерапия, хромотерапия, музыкотерапия, игротерапия, песочная терапия.
Приемы коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ:
При организации коррекционно-развивающего процесса используются как традиционные приемы, так и нетрадиционные:
- приемы кинезотерапии;
- коммуникативная система «круг»;
- дидактические игры с сенсорным материалом.
Направления работы с родителями: диагностическая деятельность; консультативная деятельность; просветительская деятельность; профилактическая деятельность.
При планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ осуществляется по плану
Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:
– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;
– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.
Формы взаимодействия с родителями: консультирование; родительские собрания и круглые столы, мастер-классы; информационно-раздаточный материал; открытые мероприятия; совместная деятельность родителей и детей.
Методы взаимодействия с родителями: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное, метод создания педагогических ситуаций.
Использование данных форм работы с родителями позволяет лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми с ОВЗ (Приложение 6).
Речевое развитие:
- владеет лексико-грамматическими категориями;
- использует различные формы связной речи;
- владеет простыми и сложными формами фонематического анализа;
- правильно произносит звуки, слова различной звукослоговой структуры.
Социально-коммуникативное развитие:
- владеет основными способами продуктивной деятельности;
- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
- регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами;
- отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;
Познавательное развитие:
- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;
- моделирует различные действия, направленные на воспроизведения величины, формы предметов, протяженности, удаленности;
- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно;
-определяет пространственное расположение предметов относительно себя,
- определяет времена года, части суток;
- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;
Художественно-эстетическое развитие:
- стремится к использованию различных средств и материалов;
- умеет определять замысел изображения и реализовывать его до конца;
- эмоционально откликаться на воздействия художественного образа;
- проявляет интерес к музыкальным произведениям и музыкальным инструментам;
Физическое развитие:
- выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции;
- осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий;
- знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
- знает элементарные нормы и правила здорового образа жизни.
Критерии эффективности проекта:
- повышение эффективности комплексного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- рост удовлетворённости родителей (законных представителей) образовательными услугами ДОУ, психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья;
- соответствие материально-технической и методической базы требованиям содержания инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями.
Функционал участников проекта
Основные участники проекта:
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
-педагоги, специалисты ЧДОУ №163 ОАО «РЖД», медицинский персонал, администрация;
- родители (законные представители, воспитывающие детей с ОВЗ.
Модель взаимодействия участников проекта
Модель профессиональной взаимосвязи всех участников образовательного процесса с ребенком с ОВЗ по реализации программы коррекционно-развивающей работы по средством стимуляции сенсомоторной сферы:
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звукопроизношения, формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Музыкальный руководитель:
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• осуществляет укрепление здоровья детей;
• совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально;
• организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Список используемой литературы:
1. Ананьева Т. В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.
2. Айрес Э. Джин Ребенок и сенсорная интеграция Год: 2009 Отрасль
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. –– М. : АСТ: Астрель, 2006. – 319 с. – (высшая школа).
4. Баряева Л. Б., Мурашов В. В., Фаткулов А. Т. Материалы для комплектации и составления паспорта «Темной сенсорной комнаты». – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
5. Баряева Л. Б., Галлямова Ю. С. и др. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
6. Венгер Л. А., Э. Г. Пилюина Воспитание сенсорнй культуры
7. Венгер Л. А Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
8. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб. : «Литера», 2010. – 64 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
9. Домилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/ Т. А. Домилина, В. Я. Зендгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М. : Айрис – пресс, 2008.
10. «Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка». Учебно –методическое пособие /под ред. С. В. Жолована – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
11. Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. Назови и расскажи. Ч. 1 : пособие для детей 3-4 лет : в 2 ч. / - М. : Просвещение, 2007 (Смоленск : Смоленский полиграфкомбинат). - 15 с. - (Из детства в отрочество).
12. Громова О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. М., 2004.
Дурова, Н. В. Фонематика. – М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
13. От 4-х до 7 лет «Теревинф», 2010.
14. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера», 2004 – 126 с.
15. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге – М., 2014.
16. Кэрол Сток Крановиц Разбалансированный ребенок, СПб, 2012.
17. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. : Практическое пособие – М. : Генезис, 2005.
18. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. Лынская М. И. Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающей алалией. Проблемы современного образования № 2 / 2013
19. Лынская М. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений по преодолению артикуляционной апраксии у детей. – М., 2015