Ирина Неделькович-Григорьева
Проект. STEM-образование в старшей группе на примере комплектов заданий «Простые механизмы». LEGO-конструирование
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Королёв Московской области
Детский сад компенсирующего вида №23 «Чебурашка».
Проект
Формирование у детей старшего дошкольного возраста исследовательской и проектно-конструкторской деятельности на занятиях кружка STEM-образование на примере комплектов заданий
«Простые механизмы» LEGO education
Составила: Неделькович-Григорьева Ирина Ивановна
воспитатель МБДОУ № 23 г. о. Королев МО
г. о. Королев 2020-2021 гг.
Публикация «Проект, STEM-образование в старшей группе на примере комплектов заданий „Простые механизмы“, LEGO-конструирование» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Содержание:
1. Актуальность, цель, задачи практико-ориентированного проекта.
2. Основная часть.
3. Выводы.
1.
Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности.
У детей старшего дошкольного возраста исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, хочет все знать, исследовать, открывать, изучать. Это замечательная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, самовыражаться.
Одним из эффективных средств формирования познавательной и исследовательской активности, способствующей воспитанию социально-активной личности, формированию навыков общения и сотворчества является робототехника. Она дает ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Образовательная робототехника – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться.
Цель: создание условий для развития проектно-конструкторской деятельности детей старшего дошкольного возраста через игру.
Задачи :
1. Создавать условия для возникновения интереса к конструированию у детей старшего дошкольного возраста.
2. Способствовать формированию исследовательской и проктно-конструкторской деятельности детей 5-7 лет.
3. Способствовать обогащению словарного запаса детей.
2.
Занятие № 1
Занятие кружка STEM-образование для детей старшего дошкольного возраста по модулю LEGO-конструирование.
Конструктор LEGO 9689 «Простые механизмы»
«КАРУСЕЛЬ»
Цель – развитие способностей детей индивидуально и совместно конструировать предметные постройки.
Задачи :
1. Дать представление о «Зубчатых колесах» и их использовании
2. Познакомить детей с активной лексикой LEGO-конструирования
3. Собрать модель «Карусель», используя инструкцию по сборке
4. Использовать собранную модель для игры
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята, проходите и вставайте в круг. Давайте сделаем «гимнастику для мозга», потому что ему сегодня предстоит сложная и очень интересная работа.
Дети выполняют 2-3 кинезиологических упражнения на выбор (Зайчик-колечко-цепочка; Гриб-полянка; Ухо-нос – 2-3 минуты).
Педагог: А теперь садитесь за столы, я хочу загадать вам загадку.
Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом,
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут (Карусель).
Педагог подключает презентацию.
Слайд 1.
Правильно, ребята, карусель.
Слайд 2.
В волшебной стране Лего жили Катя и Дима.
Катя мечтала прокатиться на карусели и попросила Диму смастерить карусель. Дима призадумался: А какой механизм заставляет карусель крутиться?
Слайд 3.
Это зубчатые колеса.
Зубчатое колесо представляет собой колесо с зубьями. Такие колеса используются в часовом механизме, в велосипеде (для переключения скоростей). Зубчатое колесо бывает с прямыми зубьями, а бывает так, что зубья поднимаются кверху в виде короны. Такое колесо называется коронное зубчатое колесо. Коронное зубчатое колесо Дима решил использовать для карусели.
Слайд 4.
А какие еще детали ему понадобятся:
Кирпичики, пластины, ось, штифты.
Вы сможете все эти детали увидеть в инструкции по сборке карусели.
Давайте поможем Диме построить карусель!
Дети работают по двое с одним конструктором.
Слайд 5.
Вот какая замечательная карусель у меня получилась!
А у вас?
Испытай свою карусель!
Дети играют с построенной моделью.
Во время игры педагог подходит к каждому ребенку, просит вспомнить названия деталей, которые использовались при конструировании карусели.
Продолжительность занятия 25 минут.
3.
Вывод: Во время занятия Лего-конструированием дети узнали новые слова: зубчатое колесо, коронное зубчатое колесо, ось, штифт. Учились работать по схеме. Создали модель карусели, обыграли ее. Дети трудились совместно, что способствует развитию коммуникативных навыков. Также занятие Лего-конструированием развивает мелкую моторику, что в свою очередь, создает условия для развития головного мозга. А также, успешная работа создает предпосылки хорошего, радостного настроения и веры в свои силы!
Занятие № 2
Занятие кружка STEM-образование для детей старшего дошкольного возраста по модулю LEGO-конструирование.
Конструктор LEGO 9689 «Простые механизмы»
«АВТОМОБИЛЬ»
Цель – развитие способностей детей индивидуально и совместно конструировать предметные постройки.
Задачи :
1. Дать представление о колесах, колесных дисках, шинах.
1. Закрепить представление о «Зубчатых колесах» и их использовании
2. Продолжать закреплять активную лексику LEGO-конструирования
3. Собрать модель «Автомобиль», используя инструкцию по сборке
4. Использовать собранную модель для игры
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята, проходите и вставайте в круг. Давайте сделаем «гимнастику для мозга».
Дети выполняют 2-3 кинезиологических упражнения на выбор («Пальчики здороваются», «Кулак-ребро-ладонь», «Домик-ежик-замок»2-3 минуты).
Педагог: Замечательно, ребята. Послушайте загадку о том, что мы сегодня будем конструировать.
Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой,
На ногах его - резина,
А питается бензином?
Он рычит, клубится пыль,
Что за зверь?. (Автомобиль)
Педагог подключает презентацию.
Слайд 1.
Правильно, ребята, это автомобиль.
Слайд 2.
Давайте продолжим нашу сказку. В волшебной стране Лего жили Катя и Дима.
Катя очень хотела побывать в зоопарке. Дима предложил смастерить автомобиль, чтобы можно было быстро добраться до зоопарка. Дима призадумался: Без чего автомобиль не сможет катиться? Ну, конечно же, без колес! Автомобилю нужны 4 колеса.
Слайд 3.
Колесо состоит из: колесного диска и шины. А для управления автомобилем мы сможем использовать уже знакомое нам зубчатое колесо. Давайте вспомним.
Зубчатое колесо представляет собой колесо с зубьями. Такие колеса используются в часовом механизме, в велосипеде (для переключения скоростей). Зубчатое колесо бывает с прямыми зубьями, а бывает так, что зубья поднимаются кверху в виде короны. Такое колесо называется коронное зубчатое колесо. Коронное зубчатое колесо Дима решил использовать для руля автомобиля.
Слайд 4.
А какие еще детали ему понадобятся:
балки, пластины, кирпич, втулки, оси, трубы, поперечный блок, зубчатое колесо, штифты, колесные диски и шины.
Вы сможете все эти детали увидеть в инструкции по сборке автомобиля.
Давайте поможем Диме построить автомобиль!
Дети работают по двое с одним конструктором.
Слайд 5.
Вот какой замечательный автомобиль у меня получился!
А у вас?
Испытай свой автомобиль!
Дети играют с построенной моделью.
Во время игры педагог подходит к каждому ребенку, просит вспомнить названия деталей, которые использовались при конструировании карусели.
Продолжительность занятия 25 минут.
Занятие № 3
Занятие кружка STEM-образование для детей старшего дошкольного возраста по модулю LEGO-конструирование.
Конструктор LEGO 9689 «Простые механизмы»
«КАТАПУЛЬТА»
Цель – развитие способностей детей индивидуально и совместно конструировать предметные постройки.
Задачи :
1. Дать представления о катапультах, рычагах.
2. Продолжать знакомить детей с активной лексикой LEGO-конструирования
3. Собрать модель «Катапульта», используя инструкцию по сборке
4. Использовать собранную модель для игры.
Необходимое оборудование:
1. Наборы 9689 «Простые механизмы» компании LEGO Education Мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята, проходите и вставайте в круг. Давайте сделаем «гимнастику для мозга», потому что ему сегодня предстоит сложная и очень интересная работа.
Дети выполняют 2-3 кинезиологических упражнения на выбор (Лягушка, Фонарики, Зайчик-Коза-Вилка, – 2-3 минуты).
Педагог: А теперь проходите в кинозал, чтобы посмотреть мультфильм.
Просмотр мультфильма «Фиксики. История вещей. Катапульта» (6 минут).
Педагог: Ребята, давайте повторим. Катапульта – это греческое слово, которым обозначается любая метательная машина. Катапульты использовались в Древней Греции и Древней Индии.
А теперь, давайте полетим в волшебную страну Лего и посмотрим, как поживают наши друзья Катя и Дима. На чем мы можем полететь?
Предложения детей.
Педагог: предлагаю выбрать современный вид транспорта – самолет.
Игра-разминка: «Самолеты» (Самолеты завели моторы, расправили крылья, полетели, сели на посадку) – 2-3 минуты.
Педагог ставит на стол Лего-конструктор: Вот мы и прибыли в волшебную страну Лего. А вот и наши герои – Катя и Дима. Послушаем, о чем они говорят?
Маша: Дима, давай бросать мяч. Кто сможет дальше его бросить?
Дима: Нужно что-то придумать, чтобы удивить Катю и бросить мяч как можно дальше… А не построить ли нам катапульту? Катя, поможешь мне?
Педагог: Ребята, давайте поможем Диме и Кате построить катапульту. А вот и схема. Предлагаю строить по схеме.
Дети работают в парах, собирая модель катапульты. По окончании, рассматривают и обсуждают модели и играют с ними.
Используемые источники:
1. Методические материалы «Простые механизмы» https://education.lego.com/ru-ru/downloads/machines-and-mechanisms
2. Мультфильм «Фиксики. История вещей. Катапульта» Образовательные мультики для детей youtube.com