Анна Митрюшина
Проект «Ставим звуки вместе. Артикуляционная гимнастика дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Ставим звуки вместе. Артикуляционная гимнастика дома
Управление образования администрации
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Мечта» с. Князе-Волконское
наименование организации
Проект
Совместные индивидуальные занятия родителей и детей старших групп по теме:
«Артикуляционная гимнастика дома.
Ставим звуки вместе.»
Публикация «Проект „Ставим звуки вместе, Артикуляционная гимнастика дома“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Выполнил: Учитель-логопед I кв. кат. Митрюшина А. В.
село Князе-Волконкое
2020 год
Среднесрочный инновационный проект в старших группах для детей с ФНР (5-6 лет).
1. Паспорт инновационного проекта.
1.1. Тема: «Артикуляционная гимнастика дома. Ставим звуки вместе».
1.2. Автор проекта : Учитель-логопед Митрюшина Анна Викторовна
1.3. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с. Князе-Волконское детский сад «Мечта» Хабаровского района
1.4. Время проведения проекта : 12 февраля – 31 мая 2020 г.
2. Характеристика инновационного проекта.
2.1 Цели и задачи.
Цели проекта :
Оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка и закрепления поставленных звуков в речи в домашних условиях.
Задачи проекта :
формировать представления детей и родителей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста;
активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Гипотеза:
Детей с нарушениями речи с годами становиться все больше, а логопедов нет. После январского обследования детей старших групп (60 человек, Занятия с логопедом рекомендовано 55-ти. На логопедический пункт для эффективной логопедической работы могут быть зачислены 25 детей. Перед началом работы над проектом я выдвинула для себя гипотезу, что приглашая детей (с ФНР) и родителей на индивидуальные консультации (раз в неделю во время отведенного для консультаций с родителями) можно уменьшить количество детей с нарушением звукопроизношения. Родители, получая индивидуальные рекомендации относительно речи своего ребенка продолжают заниматься дома самостоятельно, закрепляя поставленные звуки при встрече с логопедом.
Методологическая основа
моего проекта имела теоретические предпосылки, которые были определены на основе учета достижений возрастной педагогической психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний, а также современных достижений дефектологии, в вычислении специфических особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.2 Предполагаемые результаты.
- чистая речь у детей с ФНР без прохождения ПМПК и зачисления на логопедический пункт;
- четкое представление детей об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья;
- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- составление «Сказок о Веселом Язычке»;
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников; логопедическое просвещение родителей.
3. Актуальность проблемы.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.
Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.
4. Содержание и структура инновационного проекта.
4. 1 Работа с родителями:
1. Сообщение в рамках родительского собрания «Зачисление на логопедический пункт. ПМПК. Артикуляционная гимнастика дома. Ставим звуки вместе».
2. Консультация «Строение артикуляционного аппарата».
3. Игровой практикум «Выполнение основных артикуляционных упражнений».
4. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
5. Приглашение родителей на индивидуальные занятия.
4. 2 Работа с педагогами:
1. Консультация «Нарушения звукопроизношения : виды, причины».
2. Практическое занятие «Методика выполнения артикуляционных упражнений» в рамках семинара-практикума по здоровьесберегающим технологиям.
4. 3 Работа с детьми:
- индивидуальное – для постановки определенных звуков или группы звуков, используя игровые приемы (логопедические сказки, игрушки);
- подгрупповое разучивание артикуляционных упражнений основного комплекса,
- мини-доклады на тему «Берегите органы речи»;
- коллективное придумывание сказок о Веселом Язычке
- Разработка комплекса общеразвивающих упражнений утренней
гимнастики «Веселые язычки» ( упражнения: «Часики», «Маляр»,
«Качели»);
- знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
5. Анализ эффективности педагогических усилий.
Проект проводился в МБДОУ с. Князе-Волконское «Мечта» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) 2 старшие группы с 12 февраля по 5 апреля 2020 года. В проектной деятельности были задействованы воспитанники групп с ФНР (человека).
Тема работы по проектной деятельности была определена в результате обследования речевых умений детей.
Диагностическое обследование детей позволило выявить следующие недостатки:
- спастичность органов артикуляции;
- ограничение объема движений лицевой и оральной мускулатуры;
- расстройство артикуляции были представлены в виде нарушений произношения свистящих, шипящих, сонорных групп звуков;
- экспрессивная речь внятная, хорошо понятная окружающим, но в речевом потоке отмечалось нечеткое произношение, легкая смазанность по всем основным фонетическим группам.
На основе анамнеза и логопедического обследования детям было поставлено логопедическое заключение: фонематическое нарушение речи (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм) .
Целью моего проекта было совместная работа с родителями над постановкой и закреплением поставленных звуков под моим руководством без прохождения ПМПК и зачисления на логопедический пункт.
Первые консультации носили ознакомительный, базовый характер. В некоторых случаях на этих консультациях были поставлены первые звуки. Родители уходили с занятий с полученными индивидуальными рекомендациями и примерными заданиями. Для формирования артикуляционной базы у детей были использованы типы упражнений, направленных на такое положение органов артикуляции, при котором звучание близко к акустическому эффекту правильно произносимого звука.
Упражнения подбирала для подготовки всех групп нарушенных звуков в определенной последовательности и объединенных единым сюжетом. С этой целью был разучен комплекс артикуляционной гимнастики под названием «Веселые истории о язычке».
Повторные занятия проходили в той же последовательности. На них мы ставили и закрепляли поставленные звуки по мере усложнения.
Как показал проект, очень эффективными оказались упражнения, связанные с дутьем и развитием движения губ и языка. Так, например, для укрепления круговой мышцы рта использовались такие упражнения, как «Улыбка- хоботок», но более понравилось детям рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажатыми между губами, удерживание носового платочка губами.
Для устранения недостатков произношения шипящих звуков, помимо упражнений, направленных на укрепление круговой мышцы рта, мышц нижней челюсти, были использованы упражнения для языка, такие как «Не расплескай воду» :
- язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды сильно высунут вперед и с широко раскрытого рта (удерживать 10-15 сек., повторить 10-15 раз);
- «Чашечка», наполненный жидкостью планов движется вперед – назад. Рот широко раскрыт (выполнять 10-15 раз);
- «Чашечка» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта (выполнять 10 раз).
Хорошо зарекомендовало себя упражнение «Жуем блин». Это упражнение дает хорошее расслабление языка, а покусывание боковых краев языка – подготовку к постановке шипящих звуков.
За время проведения проекта у детей сформировалось устойчивое представление об органах речи. Дети узнали их названия, назначение.
Для знакомства с органами речи была использована логопедическая сказка в сопровождении красочных иллюстраций. Дети с удовольствием искали органы речи, представленные на картинке в собственном отражении в зеркале: надувая щеки, растягивая губы в улыбке, как лягушка, постукивая зубами, гладя небо языком, пытаясь достать языком до носа, затем до подбородка.
Совместная работа родителей и детей над поиском информации по сохранению здоровья речевых органов способствовало проникновению родителей проблемой речевого развития их детей.
В ходе проектной деятельности у детей появился познавательный интерес к коррекционно - логопедическим занятиям.
Жаль, что проект не был доведен до конца, в связи с карантином Короновируса в стране. Но все же, результаты есть и мы этому рады. И были сделаны следующие выводы:
- важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап. Особое место, на котором занимает серия индивидуально– подгрупповых занятий с использованием нетрадиционных артикуляционных упражнений для мышц языка и губ, включающие в себя элементы кукло - сказко - терапии, использование элементов телодвижения, развитие мелкой моторики (оригами, лепка, рисование). Данной коррекционной работе быть в практике логопеда логопедического пункта общеобразовательного сада с 2-мя подготовительными и 2-мя старшими группами.