Татьяна Маслова
Проект «Старину мы помним — старину мы чтим»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Ласточка»
Бавлинского муниципального района РТ
Педагогический проект
Тема: «Старину мы помним, старину – мы чтим»
(Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры Татарстана)
Подготовила воспитатель:
Маслова Татьяна Николаевна
Бавлы 2018
Введение.
«Есть лишь две ценности, которые мы можем передать своим детям.
Одна из них - корни, другая крылья»
Холдинг Картер
Публикация «Проект „Старину мы помним — старину мы чтим“» размещена в разделах
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, знать и принимать историю и культуру своей республики.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Обращение к народным истокам, декоративно – прикладному и фольклорному искусству русско-татарского народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования. Однако, обращает на себя внимание то, что введение в словарь ребенка давно не использующихся в обыденной жизни обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников, часто выглядят не естественно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности.
Актуальность проекта.
Как жили люди нашего района?
Как работали и как отдыхали?
Какие они соблюдали обычаи и традиции?
Во что одевались?
Чем украшали свой быт?
Что их радовало, а что тревожило?
Передо мной стал вопрос, необходимы ли ребенку, родившемуся в 21 веке ответы на данные вопросы, нужно ли возвращаться назад, «в дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Я считаю, что, найдя ответы, можно восстановить связь времен, приобщить дошкольников к истокам русско-татарской народной культуры.
Но как сделать этот процесс интересным и увлекательным для ребенка? Очевидно, что система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений. Поиски решения этого вопроса натолкнули меня на мысль о создании мини – музея «Русской и татарской избы.».
Дошкольники получают уникальную возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действие.
Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, доступно и интересно ребенку. Предмет – главное моё «учебное пособие», которое дети могут потрогать, рассмотреть, поиграть с ним.
Проблема.
К разработке данного проекта меня подтолкнул целый ряд проблем, которые я условно разделила на две категории: «детские» и «педагогические».
«Детские проблемы» :
• Воспитанники детского сада не всегда имеют возможность посещать разнообразные выставки народного искусства, по причине занятости или не заинтересованности родителей;
• У современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании сказок загадок, поговорок, закличек, так как во многих народных фольклорных формах упоминаются предметы быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни;
• Недостаток специальной литературы по данной теме, адаптированной для дошкольников. Зачастую книги о быте, одежде, традициях народа рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для дошкольников требуется грамотная переработка материала.
«Педагогические проблемы» :
• Педагоги могут испытывать недостаток соответствующих наглядных материалов и пособий по приобщению детей к истокам русско- татарской культуры;
• Педагоги могут считать, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не зная значения, упускают важные смысловые оттенки и пересказывают фольклорные произведения на современный лад.
• Окружающая действительность, особенно в городе, не даёт возможности реально приобщить дошкольников к русско- татарской народной культуре.
Новизна.
Новизна данного проекта заключается в использовании элементов музейной педагогики и организации мини-музея группы, совместно с родителями, которые будут активными участниками данного проекта.
Проект направлен на приобретение дошкольниками культурного богатства русско-татарского народа. Он основан на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, которое формируется благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться. Такой средой является пространство мини – музея. Его создание открывает широкие возможности в использовании новых, интересных, продуктивных форм работы.
Главное в мини – музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а вот в мини - музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В данном проекта представлена система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской народной культуры посредством создания мини – музея «Русско-татарское подворье».
Если использовать мини – музей «Русско-татарского подворье» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской народной культуры, то произойдет введение ребенка в особый самобытный мир, путем его действенного познания, таким образом повысится интерес к изучению и сохранению культурного наследия русско-татарского народа.
Объект исследования: процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской культуры.
Предмет исследования: мини – музей «Русско-татарского подворье» и система работы по его применению в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской народной культуры.
Цель: Создание системы работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через организацию мини – музея «Русско-татарского подворье».
Задачи:
1. Совместно с семьями воспитанников организовать в группе мини – музей «Русско-татарского подворье».
2. Познакомить дошкольников с элементами русско-татарской культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками и традициями, играми и фольклором.
3. Подобрать адаптированную и переработанную для дошкольников литературу.
4. Изготовить наглядные материалы и пособия по приобщению детей к истокам русско-татарской культуры.
5. Составить словарь наиболее употребляемых в народных сказках, пословицах, поговорках старинных слов.
Ожидаемые результаты:
1. Реализация проекта позволит повысить интерес дошкольников к изучению и сохранению культурного наследия русско-татарского народа.
2. Родители примут участие в обогащении развивающей предметно – пространственной среды. А также оценят важность семейных посещений «классических» музеев.
3. Совместными усилиями педагога, детей и родителей будет создан мини – музей «Русско-татарского подворье».
Участники проекта :
дети подготовительной к школе группы
родители воспитанников
воспитатели группы
музыкальный руководитель
Условия необходимые для реализации проекта.
Для того чтобы приобщение старших дошкольников к истокам русско-татарской народной культуры проходило успешно необходимо:
Изучить сведения из разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Следует отметить, что адаптация многих написанных для профессионалов текстов весьма затруднительна. А между тем, знакомство с данными материалами (о русско-татарской культуре и традициях, об особенностях жилища, одежды, кухни) будет целесообразна для повышения личностной культуры педагога.
Педагог, реализующий данный проект должен быть артистичным. Ведь достичь того, чтобы дети поняли познавательное значение фольклорного произведения иногда легче с помощью эмоциональной выразительности голоса, мимики, жестов.
Правильно разместить и оформить мини – музей. Важно помнить, что внимание дошкольников еще недостаточно сформировано, поэтому эффективность всей работы в мини – музее будет в немалой степени зависеть от того, насколько удачно расположены экспонаты, от их степени привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды.
Заключение.
«Культуру русско-татарского народа можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни». Памятники русско-татарской национальной культуры являются достоянием мировой культуры, и мы по праву можем ими гордиться. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании на современном этапе является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской культуры представляет собой поэтапный, планомерный, целенаправленный процесс формирования знаний, включающий в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками и традициями, играми и фольклором.
Для того чтобы этот процесс стал эффективнее, мной был разработан проект «Старину мы помним, старину – мы чтим». Целью которого являлось, создание системы работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской народной культуры через организацию мини – музея «Русско-татарского подворье».