Светлана Борская
Конспект занятия «Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как бывало в старину, закликали птиц, весну…»
Программное содержание: Дать детям знания о русских традициях, обрядов встречи весны.
Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции.
Воспитывать уважительное отношение к русским традициям.
Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве.
Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Публикация «Конспект занятия „Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Методические приёмы: игра «Исправь ошибки художника», игра «Собери первоцветы», беседа о русских традициях, показ детьми сценки «Золотые ключи», презентация о закликании весны, слушание записи пьесы П. И. Чайковского «Песня жаворонка», физминутка «Жаворонок», показ и рассматривание образца, пальчиковая гимнастика «Птицы прилетели», руководство деятельностью детей, музыкальное сопровождение детской деятельности, анализ детского творчества - беседа по итогам работы.
Словарная работа: Активизация словаря: активизировать речь словами: первоцветы, зазывать, обряд.
Обогащение словаря: солнцестояние, закличка, веснянка.
Индивидуальная работа: Создать ситуацию успеха с Катей Ф., Сашей П., Матвеем
Активизировать на занятии Лизу С, Катю Б. Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом с Артёмом, Матвеем Р.
Предварительная работа: Предварительная беседа о русских традиционных весенних обрядах; чтение сказок, слушание стихов, песен, музыкальных произведений, просмотр видеофильмов и презентаций весне; поделки веера техникой – гармошка; разучивание инсценировки «Золотые ключи», разучивание закличек, хороводной песни.
Материал: презентация о закликании весны, звуковое сопровождение, заготовка контура жаворонка, иллюстративный материал игры первоцветы, материал для художественного творчества, обрядовое деревце, ленточки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? (Весна). Конечно, весна! Она мне нравится. А Вам? Почему?
В: Дети, нам художник оставил подарок- картину. Посмотрите внимательно на неё и скажите, какие ошибки он допустил, когда рисовал весну? (Дети находят ошибки и вместо их появляется правильные изображения)
В: Молодцы! Вы правильно назвали признаки весны. Посмотрите внимательно на картину и вы услышите, как она звучит. Ваш слух уловит музыку весны. Я смотрю на картину и слышу, как течёт ручей. А вы?
В: Прекрасно. Теперь мы знаем, что с помощью живописи можно передать красоту весенней природы, и даже представить её звуки.
В: Дети, вы правильно сказали, что весной появляются первые цветы. Узнаем, какие цветы появятся у нас на весенней полянке. Разделитесь на пары. Соберите картинки и правильно назовите получившейся цветок. (Дети собирают разрезные картинки).
В: Молодцы! Вы правильно собрали и назвали -первоцветы.
В: Вы знаете, как русский народ встречал весну? (Ответы детей)
Как много Вы рассказали интересного!
В: Да, долго длится зима. И чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали ещё один обряд – закликание весны. Произносили заклички, которые назывались веснянки. Во многих из них говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой.
Давайте послушаем об этом рассказ. (Показ сценки «Золотые ключи»)
В: Вот, оказывается, какая красивая легенда связана с весенним прилётом птиц. Не зря мы ожидаем их возвращения с такой надеждой и верой в лучшее. Люди стремились помочь птицам принести на крыльях весну.
В: О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая её поскорей растопить зимний снег. Этот обряд проводили 22 марта, в день весеннего солнцестояния. Одна из первых прилетающих птиц – жаворонок, поэтому и праздник получил называние «Жаворонки». Птиц звали, приглашали, закликали.
В: Дети, какие заклички вы знаете? (Ответы детей)
В: Здорово. Дети. Весна, пробуждая красоту природы, вдохновляла не только художников, но и композиторов. Послушайте пьесу композитора Петра Ильича Чайковского «Песня жаворонка». (Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Песня жаворонка»)
В: Вы услышали фрагмент музыкального произведения какого композитора, кто запомнил? Скажите, что вы представляли? Какая музыка по характеру? (Ответы детей)
В: Молодцы. Теперь мы знаем, что с помощью музыки можно передать радость пробуждения природы и прихода весны.
В: С наступлением весны все с удовольствием собирались на оттаявших пригорках поиграть. Какие народные игры вы, знаете? (Ответы детей). Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Жаворонок».
В: Закликание весны во многом детский праздник, потому что именно дети были главными его участниками. Они вместе с мамами пекли печенье в виде птичек «жаворонков», насаживали фигурки на прутики, бегали с ними по деревне, по пригоркам, пели заклички, веснянки, которыми приглашали птиц и весну. Также птиц изготавливали из глины, солёного теста, бумаги. А вы хотите поучаствовать в закликании весны?
В: Приглашаю вас за столы. Я расскажу, как мы будем работать.
Перед вами заготовка – силуэт птицы с прорезью для крыльев. Чего же не хватает нашим птицам? Правильно. Осталось сделать им крылья. Вы выберите лист бумаги любого цвета, какой вам больше нравится. Сложите лист гармошкой, мы уже это умеем. После этого крылышки согнёте пополам, прогладите и вставите в прорезь до линии сгиба. Затем слегка растяните их с обеих сторон. Изготовленную птицу прикрепите к палочке.
Пальчиковая гимнастика:
Тили-тели, тили-тели
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились – кто быстрей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Под сопровождение музыки дети выполняют работу.
В: Пойдёмте, полетаем!
В: И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод символизировал движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода - круг.
В: Выходи народ
Становись в хоровод!
Весну закликать
Зиму провожать! (Исполняется хоровод «Весняночка»)
В: Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают, а весну – приглашают.
В: Дети. Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что больше всего понравилось? О чём захотите рассказать дома?
В: Молодцы! Вы сегодня рассказывали заклички, задорно пели песню-веснянку, играли в народную игру, своими руками сделали жаворонков из бумаги.
В: У меня для вас есть сюрприз. По ещё одной традиции праздник весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками, украсить деревце мог каждый. Подвязывая ленту желали добра и даже загадывали своё самое заветное желание и верили, что оно обязательно сбудется. Давайте и мы загадаем желание и украсим наше деревце! (Дети завязывают ленточку на деревце).
В: Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Мы их тоже с большой радостью приглашаем к нашему деревцу ленточку завязать и своё заветное желание загадать.