Приложение МААМ

Конспект занятия «Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…» (3 фото)

Светлана Борская
Конспект занятия «Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Как бывало в старину, закликали птиц, весну…»

Программное содержание: Дать детям знания о русских традициях, обрядов встречи весны.

Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции.

Воспитывать уважительное отношение к русским традициям.

Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве.

Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Публикация «Конспект занятия „Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…“» размещена в разделах

Методические приёмы: игра «Исправь ошибки художника», игра «Собери первоцветы», беседа о русских традициях, показ детьми сценки «Золотые ключи», презентация о закликании весны, слушание записи пьесы П. И. Чайковского «Песня жаворонка», физминутка «Жаворонок», показ и рассматривание образца, пальчиковая гимнастика «Птицы прилетели», руководство деятельностью детей, музыкальное сопровождение детской деятельности, анализ детского творчества - беседа по итогам работы.

Словарная работа: Активизация словаря: активизировать речь словами: первоцветы, зазывать, обряд.

Обогащение словаря: солнцестояние, закличка, веснянка.

Индивидуальная работа: Создать ситуацию успеха с Катей Ф., Сашей П., Матвеем

Активизировать на занятии Лизу С, Катю Б. Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом с Артёмом, Матвеем Р.

Предварительная работа: Предварительная беседа о русских традиционных весенних обрядах; чтение сказок, слушание стихов, песен, музыкальных произведений, просмотр видеофильмов и презентаций весне; поделки веера техникой – гармошка; разучивание инсценировки «Золотые ключи», разучивание закличек, хороводной песни.

Материал: презентация о закликании весны, звуковое сопровождение, заготовка контура жаворонка, иллюстративный материал игры первоцветы, материал для художественного творчества, обрядовое деревце, ленточки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? (Весна). Конечно, весна! Она мне нравится. А Вам? Почему?

В: Дети, нам художник оставил подарок- картину. Посмотрите внимательно на неё и скажите, какие ошибки он допустил, когда рисовал весну? (Дети находят ошибки и вместо их появляется правильные изображения)

В: Молодцы! Вы правильно назвали признаки весны. Посмотрите внимательно на картину и вы услышите, как она звучит. Ваш слух уловит музыку весны. Я смотрю на картину и слышу, как течёт ручей. А вы?

В: Прекрасно. Теперь мы знаем, что с помощью живописи можно передать красоту весенней природы, и даже представить её звуки.

В: Дети, вы правильно сказали, что весной появляются первые цветы. Узнаем, какие цветы появятся у нас на весенней полянке. Разделитесь на пары. Соберите картинки и правильно назовите получившейся цветок. (Дети собирают разрезные картинки).

В: Молодцы! Вы правильно собрали и назвали -первоцветы.

В: Вы знаете, как русский народ встречал весну? (Ответы детей)

Как много Вы рассказали интересного!

В: Да, долго длится зима. И чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали ещё один обряд – закликание весны. Произносили заклички, которые назывались веснянки. Во многих из них говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой.

Давайте послушаем об этом рассказ. (Показ сценки «Золотые ключи»)

В: Вот, оказывается, какая красивая легенда связана с весенним прилётом птиц. Не зря мы ожидаем их возвращения с такой надеждой и верой в лучшее. Люди стремились помочь птицам принести на крыльях весну.

В: О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая её поскорей растопить зимний снег. Этот обряд проводили 22 марта, в день весеннего солнцестояния. Одна из первых прилетающих птиц – жаворонок, поэтому и праздник получил называние «Жаворонки». Птиц звали, приглашали, закликали.

В: Дети, какие заклички вы знаете? (Ответы детей)

В: Здорово. Дети. Весна, пробуждая красоту природы, вдохновляла не только художников, но и композиторов. Послушайте пьесу композитора Петра Ильича Чайковского «Песня жаворонка». (Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Песня жаворонка»)

В: Вы услышали фрагмент музыкального произведения какого композитора, кто запомнил? Скажите, что вы представляли? Какая музыка по характеру? (Ответы детей)

В: Молодцы. Теперь мы знаем, что с помощью музыки можно передать радость пробуждения природы и прихода весны.

В: С наступлением весны все с удовольствием собирались на оттаявших пригорках поиграть. Какие народные игры вы, знаете? (Ответы детей). Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Жаворонок».

В: Закликание весны во многом детский праздник, потому что именно дети были главными его участниками. Они вместе с мамами пекли печенье в виде птичек «жаворонков», насаживали фигурки на прутики, бегали с ними по деревне, по пригоркам, пели заклички, веснянки, которыми приглашали птиц и весну. Также птиц изготавливали из глины, солёного теста, бумаги. А вы хотите поучаствовать в закликании весны?

В: Приглашаю вас за столы. Я расскажу, как мы будем работать.

Перед вами заготовка – силуэт птицы с прорезью для крыльев. Чего же не хватает нашим птицам? Правильно. Осталось сделать им крылья. Вы выберите лист бумаги любого цвета, какой вам больше нравится. Сложите лист гармошкой, мы уже это умеем. После этого крылышки согнёте пополам, прогладите и вставите в прорезь до линии сгиба. Затем слегка растяните их с обеих сторон. Изготовленную птицу прикрепите к палочке.

Пальчиковая гимнастика:

Тили-тели, тили-тели

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились – кто быстрей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Под сопровождение музыки дети выполняют работу.

В: Пойдёмте, полетаем!

В: И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод символизировал движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода - круг.

В: Выходи народ

Становись в хоровод!

Весну закликать

Зиму провожать! (Исполняется хоровод «Весняночка»)

В: Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают, а весну – приглашают.

В: Дети. Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что больше всего понравилось? О чём захотите рассказать дома?

В: Молодцы! Вы сегодня рассказывали заклички, задорно пели песню-веснянку, играли в народную игру, своими руками сделали жаворонков из бумаги.

В: У меня для вас есть сюрприз. По ещё одной традиции праздник весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками, украсить деревце мог каждый. Подвязывая ленту желали добра и даже загадывали своё самое заветное желание и верили, что оно обязательно сбудется. Давайте и мы загадаем желание и украсим наше деревце! (Дети завязывают ленточку на деревце).

В: Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Мы их тоже с большой радостью приглашаем к нашему деревцу ленточку завязать и своё заветное желание загадать.

Конспект занятия «Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…»
Фото «Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…»
Конспект занятия - фото
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в старину. Ярмарка» ХОД ЗАНЯТИЯ Организационный момент Воспитатель. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в старину. А что это такое, кто.

Конспект общешкольного мероприятия «Как бывало в старину» Как бывало в старину». Познавательная цель: - Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в старину» Программное содержание: прививать любовь к традициям русского народа и бережного отношения к национальному достоянию; расширять представления.

Конспект занятия «Как устроены перья у птиц?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 30. КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ.

Конспект занятия (образовательной ситуации) по познавательному развитию в средней группе «Как медвежонок весну искал» Цель:расширять представления детей о весне. Задачи: Образовательные: Учить детей узнавать и называть время года, выделять признаки весны:.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Культура и быт русского народа в старину» Цель: Формировать представления о традициях русского народа: трудится, весело отдыхать, всё делать своими руками. Задачи Учить детей делать.

Конспект занятия по экологии «Как птицы весну встречают» в старшей группе Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить делить на перелётных.

Конспект занятия-развлечения в старшей группе «Как мы Весну искали» Программное содержание: продолжаем закреплять знания особенностей весенних месяцев, развивать наблюдательность, эмоциональное восприятие.

Конспект занятия «Сочинение сказки «Как лесные зверята встречают весну» Тема: Сочинение сказки «Как лесные зверята встречают весну» Цель: Образовательные: Учить детей самостоятельно сочинять сказку на заданную.

«Птиц встречаем весну закликаем». Сценарий праздника «Сороки» Народный праздник «Сороки», проводился 22 марта. Обряд сопровождался пением или выкрикиванием специальных весенних песен – веснянок, закличек,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…»
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 07:16
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Борская (УИ 740955) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД