Наталья Квартина
Проект создания музея «Жили-были»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект создания музея
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 119»
Проект создания мини-музея «Жили-были.»
Подготовила ПДО Квартина Н. Ю.
город Воронеж-2015
«Воспоминанья прежних дней
Тревожат душу всё сильней.» А. С. Пушкин
Сроки проведения: 2012-2015г.
Тип проекта :
• по составу участников: групповой
• по характеру контактов: социально — благотворительный
Публикация «Проект создания музея „Жили-были“» размещена в разделах
• по содержанию: открытый, детско - взрослый, внутри группы и сада,
творческий.
• по времени: долгосрочный.
Гипотеза:
Вовлечение педагогов, детей и родителей в активную творческую
деятельность по организации мини - музея «Жили- были…», что позволит
систематизировать работу по познавательно- исследовательской деятельности
в изучении быта русского народа.
Актуальность проекта :
Бытие любого народа, особенно такого большого и живущего на столь
обширной территории, как русский, всегда многогранно и многообразно. Его
многообразие сегодня как никогда нуждается в кропотливой реконструкции
вплоть до мельчайших деталей и во внимательном, глубинном осмыслении –
и разумом и сердцем. То же в полной мере относится и к исконной народной
культуре, обычаям, верованиям и представлениям.
По этому поводу замечательно сказал И. С. Аксаков:
«Вне народной почвы нет основы, вне народности нет ничего реального,
жизненного, и всякая мысль, всякое утверждение, не связанное корнями с
исторической почвой народной, или не выросшее из нее органически, не дает
плода и превращается в ветошь».
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к
культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию
воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. В связи с тем, что наш микрорайон находится в существенном отдалении от
центра города Воронежа не все взрослые, а тем более дети бывали в
краеведческом музее, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта,
культурой и жизнью русского народа. По этой причине мы решили создать в
свободном помещении детского сада мини-музей. Многие родители
поддержали наше начинание и до сих пор помогают в приобретении
различных предметов-экспонатов.
Актуальность этого проекта очевидна, потому что это прообраз культурной
среды народа. Создание музея – внутренний проект, осуществленный
сердцами многих людей: детей, сотрудников и родителей. Вместе идем по
дороге, которая ведет к народному искусству, а значит к народной мудрости,
щедрости, доброте, жизнелюбию и силе духа, к единению человеческих душ.
«Жили- были…» - актуальный проект, потому что это - прообраз народной
культуры и крестьянского быта, где все дышит «русским духом», уютом и
теплом. Комплектуя фонды, мы понимаем, что для музея как хранителя
социальной памяти важно сберечь не только сам предмет, но и восстановить
его процесс действия.
В любой трудовой деятельности заключена характерная для каждой
общности духовность. Духовность и самосознание можно выявить при
изучении народной жизни во всех её проявлениях (труд, отдых, праздники,
обычаи, поверья, предания, фольклор).
Благодаря осуществлению данного проекта, мы пытаемся у детей вызвать
стремление познать тайны древнего ремесла, соприкоснуться к понятию сути
народной культуры, которая обогащает внутренний мир человека и является
неисчерпаемым источником творчества детей.
Нашим детям, начиная с дошкольного возраста необходимо знать и изучать
культуру своих предков. Один из наиболее эффективных путей решения этой
проблемы - “погружение в культуру”. Под “погружением” понимается такая
организация занятий, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к
себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере той культуры, услышать голоса
предков. Это постепенное “вживание” в эпоху и ее культуру, примерка ее
нарядов и ее “образа мыслей” стало возможным благодаря реализации
проекта музей русского быта «Жили- были…»Цель проекта :
Создание музея русского быта «Жили- были…» для развития у детей
представления о русской культуре, жизни наших предков.
Задачи проекта :
Познакомить детей с устройством русской избы, историей быта
нашего народа.
Направить интересы ребят к истокам культуры, к осмыслению
духовной жизни своего народа, развить творческий потенциал.
Сохранить историческую память и наследие.
Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
Развивать у детей интерес к истории, исследованиям, к научно-
познавательной деятельности.
Привлекать к проекту педагогов, родителей, детей.
Создать планирование по работе с детьми по ознакомлению с историей
русского народа и быта.
Принципы построения проекта :
• принцип научности,
• принцип системности,
• принцип активности и интегративности.
Этапы создания проекта :
Подготовительный:
Создание мини - музеев в группах и формирование
компетентности по музейной педагогике.
Изучение литературы по музейной педагогике. Июнь 2012г
2 Консультации по созданию мини-музеев. Сентябрь 2012г
3 Анализ реализации подготовительного этапа проекта. Ноябрь 2012г
Организация работы с детьми:
1 Диагностика знаний о русской культуре. Сентябрь 2012г
2 Беседы о русском народном творчестве. Постоянно
3 Сбор материалов для музея ДОУ Постоянно
4 Продуктивная деятельность детей В течении года
Взаимодействие с родителями:
1 Вовлечение родителей в создание музея в ДОУ. 2012-2015
2 Мотивация родителей для организации совместного с ребёнком поиска по истории культуры.
Постоянно
3 Организация совместной деятельности родителей и детей по изготовлению творческих работ.
Постоянно
На подготовительном этапе реализации проекта проходил сбор старинных
предметов, утвари в наших семьях. Педагогический коллектив с интересом
встретил эту идею. В процессе создания музейного комплекса сотрудникам
детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, и в роли
музееведов.
Большинство экспонатов было собрано благодаря практической смекалке,
энтузиазму, неравнодушию и любви к Родине рабочим по комплексному
обслуживанию здания Коневым Юрием Николаевичем. В сборе старинных экспонатов активно участвовали как члены нашего коллектива, так и семьи
наших воспитанников. Старинная люлька, прялка, утюг, ухват, чугунки,
иконы, балалайка, старые фотографии и многие другие предметы старинной
утвари и быта, сделанные руками наши прабабушек и прадедов позволят
нашим детям узнать о том, как жили в старину.
Для погружения в культуру наших предков педагогами ДОУ были
разработаны занятия, связанные с русским старинным бытом, с народным
фольклором, с праздниками старины.
Мини- музей «Жили- были…» открыл свои тайны детям, педагогам и родителям.
Реализация проекта
Разработка методических материалов
Методическая работа с кадрами
1 Разработка систематизированного планирования. Июнь 2012г
2 Создание пакета методических материалов по организации музеев в группах ДОУ
Сентябрь-декабрь 2012г
3 Анкетирование педагогов для выявления уровня компетентности. Ноябрь 2012г
Организация работы с детьми
1 Совместная исследовательская и творческая деятельность.
Постоянно
2 Совместная деятельность воспитателя b детей по оформлению мини- музеев.
Июнь-декабрь 2012г
3 Разучивание поговорок, считалок, потешек,песен, сказок… Постоянно
4 Экскурсии в музей «Жили- были…» Апрель 2015г
5 Организация праздников. По плану
у Взаимодействие с родителями
1 Изготовление вместе с детьми творческих поделок. Постоянно
2 Участие в мероприятиях ДОУ. Постоянно
3 Анкетирование родителей по результатам создания музея «Жили- были…» и его роли в
развитии детей. Апрель 2015г
Заключительный:
Оценка и представление результатов реализации проекта
Методическая работа с кадрам:
1 Создание пакета методических материалом по организации музея в ДОУ. 2014-2015г
2 Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности Апрель 2015г
Организация работы с детьми
1 Выявление знаний о музее «Жили- были…» Апрель2015г
2 Анализ полученных результатов. Апрель 2015г
Взаимодействие с родителями
1 Анкетирование родителей по итогам создании музея «Жили- были…» и его роли в развитии детей. Апрель 2015г
Педагогические функции музея :
Образовательная:
Развитие зрительно - слухового восприятия, усвоение информации.
Использование дидактических материалов, расширяющих рамки программы,
развитие интереса к искусству.
Развивающая:
Активизация мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти,
сенсорно - физиологических структур.
Обогащение словарного запаса.
Воспитательная:
Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений.
Становление умственного, нравственного, трудового и эстетического
воспитания.
Просветительская:
Формирование умений и навыков.
Формирование адекватного, осмысленного отношения к полученной
информации.
Предполагаемый результат:
Данный проект даёт знания детям о культурном богатстве русского народа и
основывается на формировании эмоционального окрашенного чувства сопричастности детей к наследию прошлого, благодаря созданию особенной среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало, поэтому
приобретаемые ребёнком совокупности культурных ценностей способствуют
его духовности- интегрированного свойства личности, которые проявляют
себя на уровне человеческих чувств, нравственно- патриотических позиций,
и определяют меру его общественного развития.
Экспонаты нашего музея :
Орудия труда:
Шаршетка, долото, калёвка, отборник зензубель, подборники, скобель,
шпунтубель, клещи, бурав, чартилка, серп, ножницы овечьи, чёски,
вёкошки, детали ткацкого станка.
Посуда:
ложки деревянные, миска, кувшины, чугуны, сито, маслобойка, сковорода,
толкушки,
самовар.
Предметы мебели:
Люлька, стул, стол, лавки.
Предметы быта:
Печь, утюги, корыто, хлебная лопата, ухват, сковородник, кочерга,гребень
большой и малый, жернов, заслонка и задвижка на печи, таган,
колесо о телеги,прялка, донце.
Рушники, подзоры и кружева., салфетки, скатерти, простыня и наволочки.
Карнизы и шторы, разные платки, балалайка, фотографии, зеркала.
Часы карманные и часы с кукушкой, валенки, ,лапти, коврики.
Содержание музея «Жили- были.»
В левом углу избы – «Красный угол». В нём на специальной резной полочке
(божнице) стоит икона Божией Матери, покрытая расшитым божником и
освещаемая лампадкой, символом духовного послушания хозяев. Здесь же,
под иконой находится обеденный стол и деревянные скамьи. «Красный угол»
и стол в нем, вот Алтарь и Престол, где вершилась жизнь семьи, где советом
и миром формировалась наша ментальность, где и сватались, и провожали в
последний путь. Столешница почиталась как «Божья ладонь», дающая хлеб,
поэтому и по сегодняшний день не принято на Руси стучать по столу.
В центре стола как своеобразный символ семейного уюта и дружеского
общения расположился блестящий самовар. Наличие в доме самовара
свидетельствовало о материальном достатке семьи.
«Женский угол», или «бабье царство», как его величали – исконно женская
территория дома. Здесь выставлены большие и малые деревянные гребни для
чесания волокон льна и шерсти, прялка и чёски, кружево, вышивки
деревенских рукодельниц и тяжёлый железный утюг, заправляемый
разогретым печным углём. Тут же находится и подвешенная к потолку
деревянная зыбка (люлька). Спящего в ней малютку охраняет от злых духов,
болезней и дурного глаза кукла-оберег.
В «Печном углу» на резной деревянной трёхъярусной полке помещена
деревянная и глиняная посуда, а внизу на лавке стоит маслобойка и
деревянное корыто, несколько ухватов, кочерга, чугуны. На самой печи
мягкие подушки и домотканые коврики, здесь же обитают тёплые валенки и
пуховый платок. Повсюду на стенах и полках много вышитых рушниковВ «мужском углу», возле входа, висят плетёные лапти, полка с
инструментами, необходимые для хозяйственных нужд.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети
лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития
ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет
и обогащает зрительную информацию. На занятиях в музее дети пользуются
всеми хранящимися в нём предметами. Неописуемый восторг вызывает у них
настоящий чугунок, вынутый из русской печи на ухвате. Невозможно на
вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из
употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа и т. д.
Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти
вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы
не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не постигнут
они значения старины, которое так важно понять.
В этом году на базе музея планируются тематические занятия и экскурсии по
подгруппам для всех воспитанников детского сада, а также их родителей и
гостей ДОУ. Весь материал детям преподносится в игровой форме. Это
позволяет разнообразить занятия, сделать их более яркими и, как следствие,
более запоминающимися.
В нашем музее так же собирается коллекция часов. Они очень разные:
старые часы с кукушкой, современные будильники, романтические часы с
фигурами и т. д.
Музей «Жили-были.» позволяет познакомить детей с бытом русской
крестьянской избы, воспитывать любовь, уважение к культуре, традициям,
обычаям, быту русского народа, развивать интерес к фольклору русского
народа. Фольклор оказывает нравственное влияние, пробуждает в детях
чувство прекрасного, любовь к людям, ко всему живому, интерес и уважение
к труду. Благодаря простоте и мелодичности звучания песен, потешек,
прибауток, сказок, этих маленьких шедевров, полных глубокой мудрости,
лиризма и юмора, дети их легко запоминают, приобретая вкус к образному,
меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Заключение:
Проект пополняет знания о культуре и быте русского народа, приобщает к
национальному искусству. Это и есть стратегия развития личностной
культуры ребёнка как основы его любви к Родине.
Таким образом, мы видим, что приобщение дошкольников к культуре дает
детям возможность испытать полноту бытия. Культура вводит в систему
личностных потребностей и представлений. А ведь это - та основа, которая
позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично,
не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия с
культурными ценностями, идеалами и образами.
Музей. И в прошлое ведет нас память - нить.
Как интересно жили наши предки!
Открытия такие, что нередко
Нас могут удивить и поразить!
История то города, то края.
И гид уверенно ведет во глубь времен.
И прежней жизни множество имен.
И "пыль веков" невидимо витает.
Музей - не просто дом, где вещи дышат,
Музей - хранитель тайн, всего святого,
Биенье сердца каждого услышит,
Он - мост в долину самого родного.
А. Леонова