Ирина Субботина
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации работы с детьми ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте! Тема моего проекта «Создание развивающей предметно- пространственной среды для организации работы с детьми ОНР».
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно- развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Преодоление различных речевых нарушений процесс долгий, трудоемкий, требующий от ребенка длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Поэтому необходимо создать в группе максимально комфортную, эстетическую, соответствующую требованиям образовательную среду для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой коррекционной работы.
Публикация «Проект „Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации работы с детьми ОНР“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предметное пространство группы должно быть направлено на стимулировании активности ребенка, устранение речевого дефекта. Преодоление отставания в речевом развитии, что позволит ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности,а значит будет способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.
Цель проекта : Создание и обновление РППС в средней группе компенсирующей направленности с нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Первую задачу проекта мы решали на организационно- подготовительном этапе. Мы изучили нормативные документы (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г №1155) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. Изучили методическую литературу регламентирующую выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов (Нищева Н. В. «Предметно- пространственная среда развивающая среда в детском саду, принципы построения, советы, рекомендации») Провели анализ Основной образовательной программы ДОУ, Адаптированной образовательной программы средней группы для детей с ОНР. Разработали перспективный план обогащения РППС с учетом программы и лексических тем. Составили паспорт группы, список оборудования, игрового материала по центрам развития.
Провели ревизию имеющихся в группе игр и игрового материала, учебно-методических пособий, художественной литературы, которые необходимы по возрасту.
Составили план- схему размещения мебели и крупного оборудования (чем будут наполнены)
На родительском собрании представили мини презентацию идей педагогов по проекту, где мы познакомили родителей с актуальными на данный момент потребностями детей. провели анкетирование, на оказание помощи по изготовлению пособий для пополнения развивающей среды.
Вторую и третью задачи мы решили на втором основном этапе реализации проекта. Была создана рабочая группа из педагогов, специалистов и родителей. Изучив интересы, предпочтения и особенности детей группы компенсирующей направленности с нарушениями речи, и с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО (пункт 3.3), условно разделили группу на три сектора: сектор активной деятельности, рабочий сектор и сектор спокойной деятельности.
Сектор активной деятельности: центр сюжетно-ролевых игр, центр здоровья и двигательной активности, центр строительно-конструктивных игр, центр музыкального и театрального творчества. Сектор спокойной деятельности: центр коррекции речи, центр книги, центр отдыха и релаксации. Рабочий сектор : центр экспериментирования, центр природы, центр математического развития, центр детского творчества. Согласно разработанному плану разместили центры и дополнили их недостающими компонентами, тем самым создали условия для обеспечения разных видов деятельности для детей с ОНР (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной и театральной).
На основе рекомендаций учителя -логопеда был подобран игровой и дидактический материал в «Центр коррекции речи», «Центр книги», «Центр театрализованных игр» ,физ. инструктор дал рекомендации по оснащению центра здоровья и двигательной активности.
Для реализации данного проекта нам было не обойтись без родителей. Используя информационно-коммуникативную форму работу, ватцап, обсуждались различные вопросы, касаемо развивающей предметно-пространственной среды. Выкладывались фото-отчеты о проделанной работе. И как результат отмечаем, что у родителей появился интерес к жизни нашей группы, они откликнулись на наши предложения и приняли активное участие в создании условий для комфортного развития детей. Для «Центра здоровья и двигательной активности» родители изготовили массажные коврики и дорожки. В центр сюжетно-ролевых игр сшили новое кукольное постельное белье, кукольную одежду, белые халаты для игры в «Больницу», изготовили макет улицы в центр «Безопасности», центр «Театрализованных игр» пополнили масками героев, атрибутами для разыгрывания сказок, костюмами. Родители помогли приобрести новый стенд для родителей и для детских работ, подарили раскраски. альбомы, краски,пластелин. Обновили растения в центре природы, оснастили природным и бросовым материалом, емкостями для хранения семян, желудей, камешков и т. д. По инициативе родителей была проведена акция к дню знаний «Подари книгу» Наша книжная полочка пополнилась интересными сказками и многое другое.
На третьем заключительном этапе мы провели анализ собранного материала, созданной развивающей предметно-пространственной среды.
-преобразование развивающей предметно-пространственной среды позволило повысить степень активности педагогов, родителей, специалистов.
-для безопасного нахождения детей мебель расставлена по периметру группы, все предметы мебели с закругленными краями
-пространство группы условно разделено на секторы: спокойной деятельности, игровой и рабочий.
-в центрах активности достаточно игровых и дидактических материалов, рассчитанных на детей с ОНР
-повысилась инициативность и активность детей в организации своего игрового пространства
-у детей сформировалось позитивное отношение к участию в творческой, трудовой, речевой, экологической, познавательной, игровой деятельности
разнообразная деятельность способствовала обогащению речевого опыта детей
-у детей появилась возможность демонстрировать личностные достижения, успехи себе, сверстникам, педагогам, родителям
-у детей появилось желание ходить в д. с, т. к группа наполнена интересным, увлекательным игровым и дидактическим материалом.
Таким образом созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечила реализацию в полной мере образовательного потенциала пространства группы. материалов, оборудования и инвентаря для развития детей; способствует сохранению и укреплению здоровья детей с учетом индивидуальных особенностей и коррекции их развития. Реализована двигательная активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей взрослых, реализована образовательная программа ДОУ и группы. Все элементы РППС имеют эстетичный стиль, обеспечивая комфортную и уютную обстановку для детей, что в свою очередь способствует гармоничному развитию личности.
Для педагогов у меня разработана консультация «Построение РППС в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи»
Заключительный этап проекта завершился для родителей презентацией «Создание РППС в логопедической группе» и групповым мероприятием «Поиграй со мною мама, поиграй со мною папа». Была организована совместная игровая деятельность, где родителям была предоставлена возможность поучаствовать в играх со своими детьми.