Тетерина Галина
Педагогический проект «Создание модели организации предшкольной подготовки детей в ДОУ в условиях введения ФГОС»
Информационная характеристика педагогического проекта
Вид проекта : исследовательско – творческий
Продолжительность: январь 2015 г. – июнь 2016 г.
Заказчик проекта : администрация МДОУ №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, учитель-логопед, учитель марийского языка, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующая детским садом, учителя начальных классов.
Актуальность
Публикация «Педагогический проект „Создание модели организации предшкольной подготовки детей в ДОУ в условиях введения ФГОС“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Подготовка детей к школе является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, определяет, что дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Так же в стандарте представлены целевые ориентиры, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования. Таким образом, специфика дошкольного образования такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Именно интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника. Развитие этих качеств личности дошкольника обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу, будет способствовать благополучной адаптации ребенка в 1 классе, развитию его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности. Из выше сказанного можно сделать вывод, что приоритетным направлением ФГОС ДО, является развитие потенциала личности ребенка.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Программа
Цель: Создание модели организации предшкольной подготовки детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Создать условия для физиологического, социального, психологического развития дошкольников в период предшкольной подготовки.
2. Оформировать пакет нормативно-правовых документов по предшкольной подготовке.
3. Разработать механизм по оказанию дополнительных образовательных услуг.
4. Создать модель сотрудничества ДОУ, семьи и школы в условиях предшкольной подготовки.
5. Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах предшкольной подготовки.
6. Внедрять в ДОУ современные образовательные технологии.
7. Создавать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО.
Гипотеза состоит в том, что при условии активного и продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, семьи и школы, а также при правильной организации воспитательно-образовательного процесса по формированию школьной зрелости позволит улучшить процесс подготовки детей к школе.
Новизна заключается:
1. В создании модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, семьи и школы в период предшкольной подготовки.
2. В разработке механизма по оказанию дополнительных образовательных услуг.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (январь – август 2015г.)
1 Обоснование актуальности, определение целей и задач проекта.
2 Определение и изучение нормативно-правовой базы. (ФГОС, Закон об образовании).
3 Анализ, систематизация, приобретение и изучение научно-методической литературы методических пособий по теме.
4 Исследование запросов родителей по оказанию основных и дополнительных образовательных услуг.
5 Анкетирование родителей с целью изучения запросов по вопросам сотрудничества с педагогами.
6 Разработка программы развития ДОУ
7 Разработка Основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
8 Разработка программы взаимодействия ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе.
9 Составление плана работы ДОУ по развитию преемственности со школой.
10 Составление плана работы по повышению профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов.
11 Изучение новых образовательных технологий.
12 Составление локальных актов по вопросам оказания дополнительных образовательных услуг.
13 Разработка программы по предшкольной подготовке.
14 Проведение мониторинга развивающей предметно-пространственной среды, материально-технических условий.
15 Формирование блока диагностических методик для педагогов, детей, родителей.
II этап – основной (с 1 сентября 2015г по 19 мая 2016г)
1 Формирование подготовительной группы.
2 Формирование группы по предшкольной подготовке (дополнительные образовательные услуги).
3 Организация мониторинга детей по освоению ООП.
4 Реализация основной образовательной программы.
5 Реализация программы по предшкольной подготовке (дополнительные образовательные услуги).
6 Организация работы по повышению профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов.
7 Реализация программы взаимодействия ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе.
8 Организация работы по преемственности ДОУ и школы.
9 Организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции речевых нарушений у детей подготовительной группы.
10 Внедрение новых образовательных технологий в ДОУ.
11 Организация контроля воспитательно-образовательного процесса.
12 Оснащение помещений, создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с условиями реализации Программы.
13 Размещение информации по реализации проекта на сайте ДОУ.
III этап – обобщающий (с 20 мая по июль 2016 г)
1 Организация мониторинга с целью изучения готовности детей к обучению в школе.
2 Отчетное мероприятие для родителей по дополнительным образовательным услугам.
3 Анкетирование родителей с целью изучения удовлетворенности работой детского сада за год.
4 Итоговое собрание для родителей подготовительной группы.
5 Выпускной вечер для детей подготовительной группы.
6 Анализ проведенной работы, соотнесение поставленных целей и задач с реально полученными результатами. Обобщение опыта работы.
7 Выявление перспектив дальнейшего развития ДОУ.
8 Выступление на педсовете с итогами работы по проекту.
9 Оформление отчетной документации.
10 Размещение результатов работы по проекту на сайте ДОУ.
Ожидаемые результаты:
1. У выпускников сформированы предпосылки к учебной деятельности.
2. Дети успешно проходят адаптацию в 1 классе.
3. Оформлен пакет нормативно-правовых документов по предшкольной подготовке.
4. Разработан механизм по оказанию дополнительных образовательных услуг.
5. Развивается сотрудничество ДОУ и семьи.
6. Развиваются преемственные связи ДОУ и школы.
7. Повышается профессиональная компетентность педагогов в вопросах предшкольной подготовки.
8. В ДОУ внедряются новые образовательные технологии.
9. Создается развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО.
Литература:
1. Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015.
2. Взаимодействие семьи и ДОУ : программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014.
3. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера,2013.
4. Хромов Н. И. Методика развития современного ребенка. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
5. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы/ авт. -сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2014.
6. Тимофеева Л. Л., Майер А. А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2013.
7. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л., Капунова Т. М., Быковская Ю. А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 3. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2014.