Людмила Бочкаева
«Проблема развития творчества дошкольников в психолого-педагогических исследованиях». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель СПДС "Сказка" Бочкаева Л. Н.
Проблема развития творчества дошкольников в психолого-педагогических исследованиях
Проблема творческого развития личности и ее проявления в творческой деятельности по сей день остается актуальной в отечественной и зарубежной психолого-педагогической теории и практике. Литература по психологии творчества весьма многопланова и разнохарактерна. В последнее десятилетие во многих научных источниках опубликовано множество интересных материалов по проблеме творчества. Ученые изучают закономерности и особенности творческих процессов, пытаются выявить суть творческой деятельности и найти эффективные способы ее реализации.
Публикация «„Проблема развития творчества дошкольников в психолого-педагогических исследованиях“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В психологии творчество рассматривают как процесс созидания нового, как способность человеческой личности, как производное интеллекта, как креативность личности, как совокупность свойств личности, обеспечивающих её включение в этот процесс. То есть творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Считая творчество необходимым условием существования каждого человека, Л. С. Выготский отмечает, что оно «живёт в самом человеке, носит личностный характер», является «уделом всех в большей или меньшей степени». Оно несёт человеку большие радости, хотя потребность в нём не всегда совпадает с возможностями творчества.
Психологические исследования показали, что потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия специально организованной деятельности.
Выделяя основные направления, в целом обеспечивающие формирование творческой личности ребёнка, Н. Н. Поддьяков отмечает формирование у дошкольников разнообразных форм и видов мышления и их тесное взаимодействие. «Высокий интеллектуальный уровень развития ребёнка является важным условием его творческого развития, в связи, с чем развиваются все виды мышления детей: наглядно-действенное, наглядно-образное, конвергентное, утилитарное, бескорыстное, дивергентное, т. е. целостное, интуитивное, релятивное, опирающееся на воображение.
Театрализованную деятельность дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили). В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованной деятельности (С. А. Козлова, Т. А. Куликова).
Период дошкольного детства имеет широкие возможности для развития творчества детей в связи с формированием таких новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, устанавливаются наиболее тесные связи фантазирования с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения.
Е. А. Медведева выделила пять моделей поведения в театрализованной деятельности:
1. Наличие творчества. Наблюдается заинтересованность заданием, развитие целостного образного видения игровой ситуации, выражена целенаправленность воображения, владение способами творческого действия.
2. Наличие особенностей, которые позволяют условно обозначить характер воображения как элементарно-творческий. Достаточный мотивационно-потребностный компонент творческой деятельности, способность детей входить в воображаемую условную ситуацию и передавать ее целостность.
3. Преобладание репродуктивно-воссоздающего воображения. Интерес к творческой деятельности, адекватное восприятие сюжета как целостной ситуации.
4. Наличие собственно-репродуктивного воображения. Сниженный интерес к творческой деятельности, недостаточная сформированность образов-представлений, комбинаторные механизмы воображения не сформированы. Дети ограничиваются репродукцией опорного материала, испытывают трудности в самостоятельном поиске средств выразительности образов персонажей.
5. Фрагментарно-репродуктивное творческое воображение. Трудности репродукции целостной композиции заданного сюжета в театрализованной деятельности, отсутствие интереса к заданиям, связанным с проявлением творчества, бедность образной сферы, комбинаторные механизмы воображения не сформированы.
Театральная педагогика на различных этапах своего развития разрабатывала и предлагала определенные средства, приемы воспитательных воздействий, основанные на специфике театрального искусства. Изучение процесса становления и развития театральной педагогики, факторов, обуславливающих ее развитие, приоритетность театрального искусства в становлении нравственно-эстетических понятий позволяют проанализировать значение исторически сложившихся социальных и культурных образцов театрального искусства, их творческое освоение педагогической мыслью.
Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований (О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе и др.) доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованного творчества в дошкольном возрасте.
Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
• самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т. е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Процесс формирования творчества является одним из важных частей образования дошкольника и представляет собой единую педагогическую систему. Эта система может успешно функционировать и развиваться при определенных условиях.
Под педагогическими условиями формирования творчества понимаем совокупность требований к содержанию, формам, методам, приемам руководства, материально пространственной среде, социальному окружению, а также эмоционально-личностному восприятию информации.
Важным условием формирования творчества у детей дошкольного возраста является наличие образца-ориентира как носителя творческой характеристики.
Под театрализованной деятельность ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».
Дети старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей индивидуальное, своеобразное. В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности, развития творчества.
В театральном искусстве творчество – это соединение и раскрытие драматургом, режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов, объединенных единым замыслом. В театрализованной деятельности детям приходится быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности нельзя сравнивать с результатами работы взрослых.
Существенный компонент творчества — это самовыражение посредством искусства. Значение искусства в жизни ребенка велико, одной из его форм является театр. Театрализованная деятельность — яркое эмоциональное средство, формирующее вкус детей.
М. Д. Маханёва отмечает, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Таким образом, дошкольный возраст — это тот период, когда театрализованная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, она незаметно для самого ребенка становится источником творческого развития. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности обучением вербальным и невербальным видам общения;
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием
напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.