Кулик Юлия Александровна
Проект совместной работы с родителями «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Перед детскими дошкольными образовательными учреждениями ставится задача не только воспитания ответственного за свое поведение гражданина, но и человека, способного с нравственных позиций самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности ребенка.
Публикация «Проект совместной работы с родителями „Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится : «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе и целом»
Дошкольная образовательная организация - первая организация, с которой вступает в контакт семья, с целью воспитания и обучения детей. Воспитатели имеют прекрасную возможность в организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений-детей, родителей и педагогов детского сада. Любой родитель является воспитателем и нуждается в педагогической помощи в вопросах воспитания. Для родителей не существует второстепенных вопросов, касающихся воспитания их детей, они хотят знать любые мелочи о своих детях. Зачастую воспитатели видят больше и узнают о чем-то раньше родителей, в силу того что проводят больше времени с детьми и спешат поделиться этим с родителями, похвалить или дать совет. И здесь возникает необходимость прямого взаимодействия педагогов и родителей, где ребенок является главным связующим звеном.
Для реализации своего проекта я решила привлечь родителей (законных представителей, чтобы повысить педагогическую компетентность в воспитании будущих патриотов и достойных граждан своей страны, путем введения их в культурную традицию своей семьи, своего народа, своей национальности, своей Родины :
- родители становятся непосредственными участниками педагогического процесса, что вызывает у них более живой интерес к познанию самих себя и детей и как следствие :
- в процессе совместной деятельности родители быстрее приходят к осознанию особенностей их взаимоотношений с детьми, формируется мотивация к их изменению, если это необходимо, поиску новых способов детско-родительских отношений;
- педагоги имеют возможность напрямую и систематически поддерживать родителей в развитии гражданско-патриотических понятий в области воспитания;
- проводимые мероприятия с родителями дают возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности его развития и воспитания.
Гипотеза:
Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес к гражданско-патриотическому воспитанию.
Актуальность:
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ, является гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Разрабатывая проект, я решила взять тему гражданско-патриотического воспитания, потому что она относится к числу проблем, поставленных ходом развития человечества.
Для успешной реализации проекта нужно создать педагогические условия для гражданско-патриотического воспитания дошкольников в процессе их общения с детской художественной литературой, с историей нашей Родины, с традициями русского народа, с традициями национальностей живущих в нашем городе, не только в образовательном учреждении, но и дома. Педагогам и родителям (законным представителям) требуется не только знание истории, традиций, обрядов и праздников, но и методика преподнесения знаний детям, особенностей формирования представлений ребенка о своей семье, детском саде, родном городе.
Так возникла необходимость разъяснить родителям (законным представителям, что основой воспитания маленького патриота, является нравственное, познавательное, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания и будет зарождаться фундамент развития личности ребенка, как будущего патриота своей страны.
Тип проекта : долгосрочный, практико-ориентированный, открытый.
Сроки реализации: с 1 октября 2022г. по 15 мая 2023г.
Участники проекта : воспитанники группы их родители (законные представители, педагоги ДОУ.
Цель проекта : Оптимизация детско-родительских отношений, создание предпосылок гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством сказок, былин, истории русского народа.
Задачи проекта :
- вовлекать родителей совместно с педагогами в деятельность, направленную на развитие у детей гражданско-патриотических ценностей;
- воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно - исследовательскую деятельность;
- воспитывать у детей уважительное отношение к наследию и традициям других народов;
- воспитывать у детей основы патриотизма, уважение к культурному наследию и прошлому России, своей малой родины.
- воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки людей, учить давать оценку своим поступкам и поступкам других;
Формировать у детей :
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
-умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- стимулировать детскую активность через народные игры.
Ожидаемый результат:
• Сформировать интерес и привить любовь к своей семье.
• Сформировать знания о государственной символике РФ (герб, флаг).
• Сформировать уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому страны, желание быть похожими на них, закладывая тем самым основу патриотических чувств.
• Сформировать представления о своем поселке.
• Сформировать интерес к изучению своей страны, ее традиций, обычай.
• Сформировать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость за свою страну, ответственность за сохранение и приумножение богатств своего родного края, страны.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный; срок реализации: сентябрь 2022г.
Цель: определение целей и задач между педагогами и родителями (законными представителями) по созданию проекта;
II этап - основной; сроки реализации: октябрь 2022 г. - апрель 2023г.
Цель: реализация поставленных задач взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;
III этап - заключительный; срок реализации: май 2023г.
Цель: подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи в решении поставленных задач по гражданско-патриотическому воспитанию детей;
Критерии эффективности:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и всего коллектива дошкольного учреждения в решении определенных педагогических задач, а внутри группы - единство действий всех детей.
Во-вторых, использование приемов, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
В-третьих, под системой гражданского воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему гражданско-патриотического воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Условия реализации данного проекта
- Заинтересованность родителей,регулярность и систематичность работы.
- Непрерывная связь с детьми посредством коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы;
- компетентность педагогов и родителей по теме реализации гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Подготовительный этап
Работа педагога :
-изучение научно-методической литературы по теме гражданско-патриотического воспитания;
-разработка и подборка картотеки игр, заданий, художественной литературы и консультаций для родителей по теме.
-составление перспективного плана, начальная диагностика детей.
Работа с родителями
- анкетирование родителей группы с целью выявления заинтересованности родителей данной темой; насколько родители считают важной и необходимой тему гражданско патриотического воспитания в ДОУ; насколько они сами компетентны в данном вопросе.
-включение вопроса о гражданско-патриотическом воспитании детей в повестку родительского собрания в начале года;
-ознакомление с планом работы по патриотическому воспитанию посредством художественной литературы, просмотра исторических фильмов, презентаций приуроченных к различным историческим датам, с реализацией главных задач на учебный год:
1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с русскими народными сказками, традициями, обычаями, историческими датами.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, родного города, своей страны.
4. Формировать у детей чувство сострадания, проявление заботы и внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать в детях, бережное отношение к природе края, к братьям наших меньшим, ко всему живому.
Анкета для родителей
«Гражданско-патриотическое воспитание в семье и в дошкольном учреждении»
1. Что вы понимаете под термином «гражданско-патриотическое воспитание»
- воспитание любви к Родине
- воспитание уважения к старшему поколению
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа
- знание истории своей страны
- все выше перечисленное.
2. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема патриотического воспитания детей?
-да;
-нет;
-затрудняюсь ответить
3. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости гражданско- патриотического воспитания ребенка именно в дошкольном возрасте?
- да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей;
- мы все больше в этом убеждаемся;
- с этим утверждением мы не согласны.
4. Какую информацию по теме гражданско-патриотического воспитания Вы хотели бы получить?
- о православных праздниках;
- о традициях культуры малочисленных народов Севера (ханты и манси);
- о воспитании детей на примере патриотизма и героизма русского народа.
5. Воспитываете ли Вы у своих детей гражданские чувства? Каким образом?
- подаем пример в семье;
- читаем художественную литературу;
- экскурсии по культурным достопримечательностям;
- смотрим исторические фильмы;
- все выше перечисленное.
6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
- справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим;
- достойным гражданином своей страны;
- патриотом своей Родины, умеющим дать нравственную оценку своим поступкам.
7. Нуждаетесь ли вы в помощи в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников?
- да;
- нет.
Спасибо за сотрудничество!
Перспективный план взаимодействия с участниками проекта :
Октябрь
Работа с детьми
1. Беседа с детьми об истории своего поселка, своей семьи.
2. Педагогическая диагностика знаний детей о гражданско- патриотическом воспитании.
3. ООД «Путешествие по России».
4. Беседа «Мой любимый детский сад».
5. Сюжетно ролевая игра «Мы моряки».
6. Выставка фотографий «Я и мои родные».
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей «Гражданско-патриотическое воспитание в семье и в дошкольном учреждении».
2. Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм».
3. Консультация «Досуг семьи и роль ребёнка в нём».
4. Привлечение родителей к сбору природного материала.
5. Выставка «Осенняя фантазия».
Ноябрь
Работа с детьми
1. ООД ««Мы вместе - значит, мы едины» ко дню народного единства.
2. Беседа «Любовь к Родине начинается с любви к близким».
3. Сюжетно ролевая игра «Путешествие в прошлое».
4. Клубный час. Мастер класс «Изготовление матрешки из ткани и ниток».
5. Аппликация «Поздравительная открытка для мамы».
Работа с родителями
1. Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций (формирование нравственных ценностей).
2. Консультация «Растим патриота».
3. Памятка «Отношение детей к старшему поколению (бабушки и дедушки)».
4. Праздник совместно с «Почётными гражданами» посёлка. «Сердце матери лучше солнца греет».
5. Фотовыставка «Профессии наших мам».
Декабрь
Работа с детьми
1. ООД Аппликация «Флаг РФ», «Герб Приморского края».
2. Беседа «Кремлевская стена, памятник неизвестному солдату».
3. Акция «Письмо солдату».
4. Концерт посвященный мобилизованным «Своих не бросаем».
5. ООД Рисование «Военная открытка».
6. Просмотр презентации «Наша Родина Россия».
7. Беседа «Скоро, скоро Новый год».
Работа с родителями
1. Презентация «Мой край родной».
2. День открытых дверей. «Расскажи детям о своих любимых местах города, поселка, когда и почему вы их полюбили».
3. Совместная работа с детьми : Изготовление мемориала из любого материала, на выбор.
4. Проведение с родителями вечера народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки».
5. Изготовление новогодней игрушки.
Январь
Работа с детьми
1. Беседа «Рождество».
2. Чтение и разучивание стихотворения «Святки» В. Берестов.
3. Просмотр презентаций «День снятия блокады Ленинграда». Акция «Блокадный хлеб».
4. Выставка рисунков «Блокадный хлеб».
5. Сюжетно ролевая игра «Семейный праздник «Рождество Христово»».
Работа с родителями
1. Тематические выставки: «Дидактические игры по безопасности дорожного движения».
2. Консультация «Гражданско-патриотическое воспитание в семье и в дошкольном учреждении».
3. Домашнее задание: нарисовать с ребенком и принести рисунок для выставки «порция хлеба, которую давали во время блокады, ленинградцам» знать и отвечать, на вопрос: что такое метроном?
4. Наши добрые дела.
Февраль
Работа с детьми
1. ООД «Подвиг Александра Матросова».
2. ООД «День защитника отечества» изготовление подарка для папы.
3. Просмотр презентации «Русские богатыри».
4. Совместное спортивное развлечение «Мой папа самый сильный».
5. Дидактические игры: «Собери богатыря в дорогу», «Что нужно солдату, богатырю, гусару».
6. Чтение художественной литературы: Лев Кассиль «Твои защитники», А. Твардовский «Рассказ танкиста».
7. Лепбук «Наши защитники».
Работа с родителями
1. Домашнее задание - ребенок должен знать имя папы и профессию, знать в каких родах войск он служил. Принести фотографию для коллажа, если папа служил в армии.
2. Совместный просмотр фильма «Офицеры».
3. Беседа «Есть такая профессия, Родину защищать».
4. Консультация «Папы всякие нужны, папы всякие важны».
Март
Работа с детьми
1. Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»,
«Первая женщина космонавт».
2. ООД Аппликация «Поздравительная открытка для мамы».
3. Чтение и обсуждение рассказа В. А. Осеева «Сыновья».
4. ООД «Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Рыцари»»(пересказ).
5. Д/игра «Профессии».
6. Пальчиковая игра «Постираем бельё маме».
7. Народные игры: «Коршун», «Гори, гори ясно».
8. Выпуск поздравительной газеты «Мамочка любимая моя».
Работа с родителями
1. Консультация «Женщины России».
2. Совместная работа пап и детей в изготовлении подарка для любимой мамочки.
3. Познакомить родителей с различными видами речевых игр; совместно с родителями познакомить детей с некоторыми фактами из жизни русских знаменитостей, формировать у детей знания о разных женских профессиях, воспитывать уважение к членам своей семьи, к женщинам в целом к их труду; воспитывать стремление помогать взрослым.
4. Домашнее задание - сочинить сказку, про свою семью.
Апрель
Работа с детьми
1. Беседа «1 апреля - день смеха» история праздника.
2. Праздник «Прилёт птиц».
3. Лепка из теста «Жаворонок».
3. Рассказ «Первый полет в космос. Юрий Гагарин».
4. ООД «Рисуем космос».
5. Просмотр презентации «День космонавтики».
6. Чтение В. Бороздин «Первый в космосе».
Работа с родителями
1. Консультации «День воинской славы России», «День земли».
2. Подвести родителей к частым беседам со своими детьми на различные исторические темы не только о России, но не забывать и о родном крае.
3. Совместная работа с детьми по изготовлению кормушек ко дню птиц.
4. Экскурсия в библиотеку.
Май
Работа с детьми
1. ООД «День Победы»
2. ООД изготовление открыток к празднику «День Победы».
3. Чтение художественной литературы: Е. Благининой «Шинель», Е. Трутнева «Парад»
4. Прослушивание песен о войне: «Катюша», «Землянка», «Священная война», «День Победы»
5. Экскурсия к мемориалу погибшим в ВОВ, возложение цветов.
6. Праздник посвященный дню Победы ВОВ и встреча с ветеранами.
7. Создание мини музея «Наша Армия родная»
Работа с родителями
1. Участие детей в мероприятии ДОУ «Бессмертный полк».
2. Итоговое родительское собрание. Презентация проекта. Круглый стол.
Цель: подведение итогов, обсуждение проекта, все ли остались довольны результатами, что могут предложить сами для совместной деятельности по вопросу воспитания будущего поколения.
Третий этап работы : подведение итогов.
1. Совместное мероприятие «Родительское собрание. Круглый стол»
Цель: побудить родителей и детей к дальнейшей деятельности, вспомнить наиболее понравившиеся мероприятия, проанализировать уровень и объем полученных в ходе работы знаний, как родителей, так и детей.
2. Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности проведенной работой, необходимости дальнейшей работы по гражданско-патриотическому воспитанию, или внести свои предложения.
3. Анализ результатов образовательного процесса строится на основе анкетирования родительской общественности :
Анкета «Удовлетворенность родителей совместной работой в вопросе гражданско-патриотического воспитания»
1. Считаете ли Вы актуальными вопросы гражданско-патриотического воспитания дошкольников?
- да;
- нет;
- затрудняюсь.
2. Удовлетворены ли Вы совместной работой, или считаете необходимым продолжать дальнейшую работу?
- да;
- частично;
- не удовлетворен.
3. Делится ли Ваш ребенок после совместных мероприятий положительными впечатлениями?
- да, всегда;
- иногда;
- нет.
4. Используете ли Вы в воспитании своего ребенка литературу, о которой узнали на совместных встречах?
- часто;
- иногда;
- нет.
5. Свободно ли Вы обращаетесь за необходимой помощью к воспитателям?
- да;
- нет;
- в крайних случаях.
6. Участвуете ли Вы в мероприятиях, проводимых в ДОУ?
- участвую постоянно;
- участвовал 1-2 раза;
- не принимаю участия.
7. Какая форма работы была для Вас наиболее эффективной, интересной и насыщенной информационно?
- совместные встречи;
- консультация;
- открытые мероприятия;
- памятки и брошюры.
8. Изменилось ли Ваше мнение о необходимости гражданско-патриотического воспитания у дошкольников с начала года?
- да;
- нет.
Ваши предложения: ___
Спасибо за сотрудничество!
Свою работу я начала с привития детям любви к близким людям, своему дому, детскому саду, родному городу, стране. Работу мы начали с бесед, в ходе которых выяснили знания детей о родном посёлке. Оказалось, что эти знания невелики: дети имели представления лишь об улицах, на которых проживали. В ходе тематических бесед с использованием фотографий познакомила детей с улицами посёлка, показала, как выглядели они тогда и как выглядят сейчас. Порекомендовала родителям обязательно рассказать о памятниках, достопримечательностях, памятных местах нашего посёлка. Я объяснила детям, что тот, кто горячо любит свой посёлок, старается сделать его еще уютнее и краше.
Вызвать у детей интерес к истории нашей страны и чувство гордости за воинов защищавших ее с древних времен до наших дней, помогло творческое задание «Будем Родине служить». Работу начали с пополнения наглядного дидактического материала в центре патриотического воспитания. Подобрали иллюстрированный материал о богатырях, древней Руси, о Российской армии. С помощью детей и родителей собрали коллекцию по теме «Русские богатыри».
Формируя, понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей, провела тематические беседы, на которых рассказала детям о жизни наших предков, славян, о русских богатырях. Показала мультимедийную презентацию по теме «Русские богатыри», мультфильмы о русских богатырях. Дети с интересом рассматривали изображения снаряжения богатырей, одежду, которая защищала его во время битвы с врагами. Постепенно от русских богатырей, перешли к теме «Российская Армия». Предложила узнать детям у своих дедушек и пап о службе в армии и рассказать вдетском саду.
Художественно-эстетическое развитие: изготовление открытки к празднику «День Победы», просмотр фильма-презентации о ВОВ, пение военных песен М. И. Блантер «Катюша», разучивание Гимна России, рассматривание герба и флага РФ.
Дидактические игры: «Что нужно солдату, моряку, гусару», «Собери богатыря в доргу».
Подвижные игры: «Ручеек», «Горелки», «Уголки».
Пальчиковая гимнастика: «Люблю по городу гулять», «Семья», «Есть у каждого свой дом», «Красоты России», «Российский флаг», «Что мы Родиной зовём?».
Физкультминутки: «Будем мир мы защищать», «Пусть всегда будет мир!», «Родина», «Москва».
Чтение художественной литературы: рассматривание «Книга славы и достижений Раменского района», чтение стихов о России, Родине, поговорок и пословиц, чтение рассказов О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора», Л. Кассиль «Твои защитники», К. Г. Паустовского, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина, А. Твардовского «Рассказ танкиста», чтение стихов А. Барто, С. Васильева, о мужестве солдат, их подвигах, М. Пляцковский «Здравствуй, Родина моя», А. Фет «Что Родиной моей зовется?», С. Есенин «С добрым утром!».
Достигнутые результаты
В ходе проведенной работы обнаружена положительная динамика развития детей по гражданско-патриотическому воспитанию. В завершении обучения дети научились рассказывать о семейных традициях; ориентируются в своем микрорайоне, с гордостью рассказывают о достопримечательностях родного посёлка, о знаменитых земляках; знают флаг, герб и гимн России. У воспитанников сформировано позитивное отношение к своей малой Родине. Дети принимали активное участие в мероприятиях различного уровня: ДОУ, муниципальном, краевом, всероссийском, международном.
По завершению проекта в этой возрастной группе, Считаю, что цель проекта : создать условия гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников и доказать их эффективность в практике образования, подтвердилась и задачи достигнуты в полной мере.
Сформировано: интерес к жизни своей семьи, культурного свершения своего народа; знания о государственной символике РФ (герб, флаг); уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому страны, желание быть похожими на них, закладывая тем самым основу патриотических чувств; представления о своем городе; интерес к изучению своей страны, ее традиций, обычай; нравственно-патриотические качества (гуманизм, гордость, ответственность за сохранение и приумножение богатств своего родного края, страны).
Заключение
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из не менее важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и гуманного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Результаты проведенной работы говорят о том, что, направленность работы в направлении патриотического воспитания старших дошкольников, представленная как система образования через создание комплекса образовательных мероприятий, которые способствуют развитию гражданско-патриотического воспитания у детей.