Халипаева Регина
Проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда для детей группы компенсирующей направленности 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда для детей группы компенсирующей направленности 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
«Вижу, слышу, говорю»
Вид проекта : познавательно – игровой, творческий
Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь-апрель)
Публикация «Проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда для детей группы компенсирующей направленности 5–7 лет» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Участники проекта : воспитанники и воспитатели групп компенсирующей направленности, педагог-психолог, учитель- логопед, родители.
Актуальность темы.
Интенсивное развитие речи играет весьма важную роль в развитии всех психических процессов у дошкольников. Восприятие развивается в этот период, как и во всей дальнейшей жизни детей, в неразрывной связи с развитием речи.
Важность развития восприятия в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории. Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами, умеет наглядно моделировать часть конкретного помещения. Так же способен построить модель сюжета, рассказа или сказки.
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим, различают зрительное, слуховое, тактильное и другие виды восприятия, нарушение которого имеет свою специфику в зависимости от формы речевого расстройства. У детей с ТНР наблюдается нечеткость слухового восприятия, слабая ориентация в звуковом и слоговом составе слова, что приводит к недостаточности восприятия обращенной речи, замедленности и затрудненности понимания грамматических форм и развернутого текста.
Цель: создание психолого-педагогических условий, направленных на развитие зрительного, моторного, тактильного восприятия и восприятия устной речи на сенсомоторном уровне у дошкольников 5-7 лет с ТНР посредством использования двигательных игровых технологий из серии «Играю. Двигаюсь. Учусь». (Большой подвижный лабиринт, VAY TOY игры и др.)
Задачи проекта :
Для детей :
• расширять представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
• развивать фонематическое распознавание звуков речи на слух и превращение их в артикуляторные образы
• формировать полноценное фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
• обогащать словарный запас;
• способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков;
• развивать другие познавательные процессы (память, внимание, мышление) и мелкую моторику.
Этапы реализации проекта :
1. Организационно-подготовительный
Изучение методической литературы.
Разработка плана.
Мониторинг психического и речевого развития дошкольников, обработка результатов.
Анкетирование родителей.
2. Основной
Реализация плана.
3. Заключительный
Проведение диагностики.
Опросник для родителей.
Итоговое мероприятие.
Предполагаемый результат:
для детей :
• знают основные цвета и оттенки, геометрические фигуры;
• ориентируются в пространстве;
• умеют различать цвет, форму и величину предметов;
• умеют группировать предметы по цвету, форме, величине; сравнивать их.
• определяют: первый, последний звук, количество звуков в слове, наличие или отсутствие заданного звука в слове, придумываю слова с заданным звуком.
Продукты проекта : цикл адаптированных пособий и игр «Карточки для развития фонематического слуха и слухоречевой памяти», «Магазин игрушек» (определение первого и последнего звуков в словах, картотека консультаций для родителей, авторские конспекты занятий, пособия на развитие фонематического восприятия и сенсорных навыков, пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
План реализации проекта :
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Сроки реализации
Мониторинг уровня восприятия Анкетирование "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам восприятия дошкольников".
Консультация «Значение восприятия в жизни дошкольников».
сентябрь
Игры для зрительного восприятия - «Спрячем в домике»; «Найди такойже…»; «Петушок»,
«Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
Игры по распознаванию неречевых звуков: «На что похож звук?», «Будь внимателен», «Солнце или дождик», «Послушаем тишину» и т. д.
«Слоги на дороге»- А, У,И, Э, АУ, ИЭ, УЭ. Консультации: «Развиваем ребенка в игре»
«Развитие фонематических процессов у детей с ТНР»
Консультация: «Новые подходы к развитию фонематического восприятия у детей с ТНР»
октябрь
Карточки для развития фонематического слуха и слухоречевой памяти.
«Слоги на дороге» - звуки П-Пь, К-Кь, Т-Ть. Согласные пассажиры.
Для развития моторики: сенсорные коробки, пальчиковый театр, вкладыши, бизиборды, игры на липучках.
Игры с цветным конструктором крупного размера.
Мозаика: настольная и напольная.
Настольно-печатные дидактические игры. Мастер-класс по изготовлению игр и пособий для развития всех видов восприятия.
Консультация: «Игры для развития восприятия сенсорных эталонов у детей с ТНР»
Ноябрь
Проведение игр и использование двигательных игровых технологий из серии «Играю. Двигаюсь. Учусь». (Большой подвижный лабиринт, VAY TOY игры и др.)
«Подбери такой же», «Подбери по образцу», «Разложи по домикам», «Разноцветные заборчики», «Хлопни в ладоши», «Подбери слово на заданный звук», «Внимательные ушки», «Согласные пассажиры» Фестиваль «Играем дома»
Декабрь
«Найди пару», «На что похоже?», «Давай представим», «Узнай предмет», «Сделай так», «Найди игрушку»,» Составь картинку», «Зашиваем ковер», «Сложи звуки», «Внимательные ушки» Стендовая презентация Январь
«Найди одинаковые», «Разноцветные круги», «Большой – маленький», «Геометрическая палитра», «Геометрические закладки», «Составь узор из фигур», «Назови первый и последний звук в слове» «В каком вагоне едет звук» и др. Итоговое мероприятие «Использование двигательных игровых технологий из серии «Играю. Двигаюсь. Учусь». (Большой подвижный лабиринт, VAY TOY игры и др.) для развития всех видов восприятия у детей с ОВЗ» Февраль
Дидактические игры с детьми: «Определи первый, последний звук в слове», «В каком вагоне едет звук», «Собери из звуков слово»
Выступление на педсовете по реализации проекта «Методическая копилка» Март
Опросник. Мониторинг. Апрель