Лилия Булатова
Проект сотрудничества воспитанников второй младшей и подготовительной групп «Ты да я да мы с тобой»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект сотрудничества воспитанников второй младшей и подготовительной групп
«Ты да я да мы с тобой»
Разработали и реализовали проект воспитатели : Булатова Лилия Валерьевна,
Удинкина Ольга Васильевна, Бородкина Татьяна Юрьевна (в режиме работы 3воспитателя на 2 группы)
Тип проекта : информационно-творческий, долгосрочный (с октября 2017г. по июнь 2018г.)
Публикация «Проект сотрудничества воспитанников второй младшей и подготовительной групп „Ты да я да мы с тобой“» размещена в разделах
Участники проекта :
• воспитанники второй младшей группы «Знайки» и их родители
• воспитанники подготовительной группы «Витаминки» и их родители
• воспитатели групп
Актуальность:
Проблема воспитания личности сегодня является актуальной для современного общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. В дошкольной педагогике общение старших и младших друг с другом определяется термином «межвозрастное общение». Важность межвозрастного общения определяется еще и тем, что в сегодняшней социальной ситуации, когда многие семьи неполные, или имеют одного ребенка разновозрастные группы большая редкость. Если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально- комфортном общении со старшими и младшими в семье, могут проявляться негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумении строить отношения, создается атмосфера изолированности и незащищенности. Между тем, межвозрастное общение может помочь обогатить детей опытом через разноплановые взаимодействия, поможет познанию себя и других и снять многие проблемы возникающие в дошкольном детстве. В межвозрастных контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в результате чего отрабатываются ролевые позиции. В любом возрасте межвозрастное общение является существенным фактором развития личности ребенка. Одна из самых важных задач дошкольного образования – воспитывать и развивать коммуникативные навыки ребенка, научить малышей общаться не только с взрослыми, но и с другими детьми, в том числе – с детьми разного возраста. Взаимодействие детей младшего возраста и старших дошкольников в обычной жизни детского сада сведено к минимуму. У детей младшей группы наблюдается страх, тревожность, смена настроений при смене обстановке, к приходу новых людей в группу. Старшие дети имеют потребность и запас необходимых знаний и умений, которыми можно делиться с младшими. Исходя из этого, было выбрано направление социально-личностного развития через совместную деятельность детей разных возрастных групп. Особое место в проектной деятельности отводится семье, так как благодаря информированию, мотивации родителей на участие в мероприятиях будут созданы благоприятные предпосылки для продуктивного времяпрепровождения родителей с детьми.
Цель проекта : Формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через различные виды деятельности.
Задачи:
Вторая младшая :
• способствовать установлению добрых отношений между воспитанниками, стимулировать желание подражать старшим детям;
• пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость через совместную деятельность;
• расширять представление детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Подготовительная группа :
• обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений с детьми разного возраста и взаимодействия со взрослыми через совместную деятельность;
• развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в мероприятиях, играх. • развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознания своих достижений, чувства собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.
Родители:
• создание в семье благоприятных условий для развития ребенка с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.
Интеграция образовательных областей:
1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. развитие речи
4. художественно-эстетическое развитие
5. физическое развитие
Планируемый результат:
• будет развит интерес к сотрудничеству;
• активизированы механизмы подражания старшим детям в разных видах деятельности;
• созданы условия для развития у детей познавательной активности и творческих способностей;
• созданы благоприятные предпосылки для развития социально-нравственных качеств, умений и навыков поведения; гармонизации взаимоотношений.
В работе были использованы кратковременные объединения детей, которые являются более простой и эффективной формой работы в этом направлении.
При реализации проекта используются принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей. Мероприятия проводились в течение всего учебного года, в том числе – во время тематических недель, проходящих в детском саду.
План реализации проекта :
1. Подготовительный этап :
Конец сентября – начало октября
• определение целей и задач, разработка проекта
• Подбор методического материала
• Информирование родителей о проекте, приглашение в сообщество «Родительская мастерская»
• Опрос старших детей «Легко ли быть меленьким»
• Педагогические наблюдения.
2. Основной этап начинался со знакомства и установления доброжелательных отношений старших с младшими и наоборот. Старшие дети поэтапно и по желанию вовлекались в межвозрастное взаимодействие. Происходило постепенное включение всей группы старших детей в роль наставника. Есть дети в старшей и младшей группах, которые являются братьями и сестрами друг другу. Они, особенно по началу, радовались встрече и совместному общению. Младшие учились расставаться без слёз, старшие заботились о младших.
Блок социально – бытовые навыки.
Старшие дошкольники провели познавательную беседу во время помощи мытью рук для воспитанников младшей группы на тему «Зачем надо мыть руки». Малыши продолжали формировать потребность в соблюдении навыков гигиены: умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, а старшие дошкольники - формировать привычку следить за чистотой рук и тела, уметь оказывать помощь ближнему.
Вместе мы не раз проводили утреннюю зарядку - ведь делать упражнения в разновозрастных парах - это интересно. Раз в неделю мы проводили совместную утреннюю гимнастику и старшие, и младшие старались не опаздывать на неё утром. Малышам очень нравилось, что упражнения показывают старшие. А старшим в свою очередь очень хотелось быть взрослыми наставниками, обогащать опыт сотрудничества.
Об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека старшие дети решили рассказать малышам на встрече. Малыши получили представление об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека, а старшие дошкольники выявили зависимость здоровья человека от правильного питания.
В течение года старшие помогали малышам одеваться на прогулку. Малыши учились обращаться за помощью, а старшие - её оказывать.
Образовательный блок.
Старшие дошкольники приходили на лепку, показывали приемы раскатывания, оказывали помощь младшим в изготовлении открытки для папы к 23 февраля. Им было важно проявить свои знания, умения и навыки и помочь малышам, а не сделать за них. Дети подготовительной группы рассказывали малышам о профессии врача, продавца, шофёра, летчика в рамках параллельного проекта Ранняя профориентация». Дети старшего дошкольного возраста участвовали с малышами в театрализованном представлении по сказке «Теремок». Медведем в сказке был воспитанник подготовительной группы. А так же старшие помогали рисовать и клеить декорации теремка. Планируется поздравление младшими детьми старших на выпускном вечере.
Блок игра.
На прогулке старшие организовывали подвижные игры, например «Кошки - мышки», учили малышей скользить по ледяным дорожкам, проводили совместные прогулки и наблюдения, помогали расчищать малышам участок. Были проведены совместные прогулки на участке подготовительной группы (совместная лепка снеговиков, совместные игры. В конце прогулки старшие брали младших в пару, тем самым помогая им уходить с прогулки. Разъясняли, как надо идти по дорожкам, что можно, а что нельзя.
Постепенно у младших детей происходила активизация механизма подражания старшим; вызвано желание у старших заботиться и играть с младшими, появляется уверенность в себе, осознание своих достижений, эмоциональный отклик.
3. Заключительный этап:
Создание презентации. Распространение опыта.
Вывод: польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец действий, а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению действия, тем самым развивая исполнительность, как компонент активности. Для старшего – показ, объяснение другому, способствует лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, которая входит в структуру социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения. Разновозрастное окружение в условиях дошкольного образовательного учреждения обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других. Мы наблюдаем, как в межвозрастном общении и взаимодействии обеспечивается прежде всего эффект социального развития – достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает ребенка способным влиять на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Совместная деятельность способствует осуществлению межвозрастного взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта. постепенно у ребенка закрепляется чувство ответственности, которое необходимо в процессе формирования основ социальной активности дошкольников. Польза от этого - взаимовыгодная, как для старших детей, так и для младших : сокрашение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком, младшему легче представить себя более старшим по возрасту, чем сравнивать себя с взрослыми. Мы знаем, что отношение к младшим, отличается от отношения к сверстникам: на первый план выступают забота и ответственность, тогда как взаимное уважение и признание равных прав, столь значимые в отношениях со сверстниками, здесь отходят на второй план. Позиция старшего, который больше знает, умеет и который благодаря своим знаниям и умениям может помочь другим, обогащает представление детей о себе. «Я – тот, кто помогает маленьким и слабым, доставляет им радость, кто может защитить их» - именно так начинают думать о себе старшие дошкольники. Организация межвозрастного общение поможет в решении задач формирования у всех участников нового опыта доброжелательных отношений и обогащение образа «Я» старший, а также представлениями о себе как помошника и защитнике слабых. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
А малыши закрепляли навыки организованного поведения в детском саду, продолжали формировать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу и старшим детям, учились жить дружно. Со стороны младших заметно влияние старших, в плане того, что они стремятся стать такими же серьёзными и взрослыми. Они прислушивались и с радостью принимали помощь старших.
На практике видно, как дети с комплексами, зажатые, раскрываются при создании ситуации межвозрастного общения. Очень редко малыши отказываются от общения, есть и такие, которые в первые дни больше были наблюдателями, но потом охотно принимали помощь и участвовали в совместной игровой и продуктивной деятельности. С удовольствием рассказывали об этом вечером родителям.
Межвозрастное общение оказывает детям существенную помощь тем, что:
• создается дополнительная сфера самореализации, ребенок может реализовать себя не только в среде своих сверстников, но и в обществе детей другого возраста;
• происходит взаимовлияние, взаимообогащение между детьми разных возрастов;
• появляется возможность переживать ситуацию успеха в присутствии младших детей
• вырабатываются способы поведения в самых различных ситуациях;
• интенсивно развиваются: взаимное доверие, взаимопомощь, поддержка и открытость;
• вырабатываются самостоятельность и независимость, рефлексивность мышления;
• развиваются самосознание и самопознание, формируется представление о себе.
Необходимо отметить воспитательный потенциал межвозрастного общения детей дошкольного возраста:
• Расширение спектра освоенных социальных ролей («ребенок-взрослый», «ребенок- сверстник», «ребенок- - младший ребенок», «ребенок – старший ребенок»;
• Создание условий для формирования таких социально значимых качеств личности как самостоятельность, терпимость, доброжелательность, дисциплинированность, а также ответственность, которая обязательно должна интегрироваться с социальной активностью;
• Содействие становлению опыта реализации субъектной позиции в совместной деятельности, что и предполагает проявление активности.
• Является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами, что стимулирует интерес дошкольника к социуму.
В дальнейшем мы планируем:
• продолжать межвозрастное взаимодействие в рамках проекта,
• планируем появление новой формы проведения мероприятий, где будут участвовать не только дети разных возрастных групп, но и их родители.
Используемая литература:
1) Программа от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
2) Журнал Педагог https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=5289
3) https://www.persev.ru/bibliography/organizaciya-vzaimodeystviya-starshih-i-mladshih-doshkolnikov-uslovie-socializacii 4)https://tfd.ucoz.com/load/internet_zhurnal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_4_2012/
afanaseva_t_a_detskoe_mezhvozrastnoe_vzaimodejstvie/4-1-0-272