Юлия Кузьменко
Опыт работы «Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
ФГОС утвержден 17.10.2013 г., вступил в силу с 01.01.2014 г
ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка
Публикация «Опыт работы „Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников“» размещена в разделах
Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной.
Приняв группу детей и ознакомившись с составом родителей, я поняла, что для эффективной работы по осуществлению задач, поставленных ФГОС, мне будет интересна тема «Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я определила по 3 направлениям.
1. Информационно – аналитическое направление.
1. Анкетирование родителей
2. Обработка полученных данных.
3. Определение педагогических направлений и пути вовлечения родителей в образовательный процесс.
Обработав результаты анкетирования и получив реальную картину на основе собранных данных, я проанализировала знания родителей об образовательном пространстве в нашей группе.
В ходе анализа я определила родителей в 3 группы:
- родители – активисты, которые знают и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
- родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
- родители –наблюдатели.
Изменение восприятия родителей, как участников образовательного процесса, привело к изменению понимания типов семей:
-активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
- заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;
- равнодушные, живущие по принципу «воспитатель – пусть и воспитывает».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям в процессе предполагаемой работы.
2. Наглядно – информационное направление включает в себя:
1. Создание образовательного пространства в группе.
2. Оказание помощи в создании образовательного пространства в семье.
Для ознакомления родителей с образовательной деятельностью в детском саду на основании ФГОС я создала мобильные родительские уголки с постоянно меняющейся познавательной информацией, постоянно работаю над созданием новых буклетов по различным направлениям образовательной деятельности, информационных стендов, тематических газет, фотомонтажей, познавательных альбомов, картотек.
С целью оказания помощи создания образовательного пространства в семье в индивидуальных беседах с родителями я выяснила кому необходима конкретная помощь в этой работе. Во основном в современных семьях дети имеют свое личностное пространство. Но многие родители затрудняются: как его оборудовать, что необходимо для развития ребенка. С этой целью я подготовила родительское собрание с презентацией темы «С чем играют наши дети». Побывала в тех семьях, которые просили помощи по созданию развивающей среды.
3. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах создания образовательного пространства.
Решая задачи познавательного направления, я выделила следующие этапы:
1. Привлечение узких специалистов к работе с родителями.
2. Вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада.
Совместная работа специалистов ДОУ (учитель-логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра) и родителей по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи в едином образовательном пространстве, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
С целью вовлечения родителей в образовательный процесс я готовлю и провожу тематические вечера, которые в ходе работы слали называться «Познавательные вечера».
В отличие от родительских собраний эти вечера строят отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком вечере людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи семье и ДОУ. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями и мной. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, все зависит от тематики встречи и замысла.
«Познавательные вечера» являются практическим, все решения к которым мы пришли единогласно можно использовать уже после первого вечера. Мы с родителями видим, как улучшаются взаимоотношения с ребенком внутри семьи и ДОУ. Так мы получаем возможность в спокойной обстановке проиграть определенные жизненные ситуации. Увидеть свои ошибки и преимущества со стороны. Сформировать различные варианты выхода из тупиковых ситуаций. Эти вечера я провожу в непринужденном, равноправном общении с родителями, как уроки педагогических раздумий.
Хочу отметить, что такие вечера помогаю мне в воспитании собственного ребенка.
Цель «Познавательных вечеров» :
- больше узнать о возрастных особенностях психологии ребенка
- научиться понимать и принимать внутренний мир своего ребенка;
- понять: почему ребенок не слушается? А главное – для чего?
Лучше познать себя и мотивы своего поведения;
- осознать и проработать собственные ошибки в воспитании;
-развить в детско-родительских и партнерских отношениях основы сотрудничества.
Для определения темы следующего «Познавательного вечера» я использую персональный сайт, где родители могут оставить свои пожелания. Читая почту, я могу заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами.
Так же подготавливаю информацию для родителей, которые не желают говорить в слух о каких-либо трудностях в воспитании своих детей и отправляю им на их электронную почту. Используя такую форму я не отвлекаюсь от работы с детьми, а в свое свободное время могу ответить родителям на интересующие их вопросы или задать им вопрос который волнует меня в развитии их ребенка. Со слов родителей им удобно так взаимодействовать с воспитателем их детей. Родители моих воспитанников всегда в курсе любого события в нашем ДОУ.
Каждую пятницу я родителям рассылаю «Еженедельные письма», которые сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его достижениях за последнюю неделю или о только что освоенном навыке, благодарю семью за оказанную помощь, здесь могут быть и интересные детские высказывания. Семьи также могут посылать мне письма, выражающие благодарность или содержащие просьбы. Родители не имеющие электронной почты заинтересовались и обратились ко мне за помощью по созданию электронной почты. Я с большим удовольствием им помогла. И теперь каждая семья моих воспитанников имеет личную электронную почту.
При использовании нетрадиционных форм родители раскрепощаются, получают советы, как воспитывать ребенка. Какие приемы использовать в той или иной ситуации. Такие формы помогли сплотить родителей группы. При таком общении с родителями мне намного легче и интереснее стало работать.
В результате создания системы личностно – ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства ДОУ и семьи я получила следующие результаты:
Создано единое образовательное пространство ДОУ и семьи.
Получен эмоциональный отклик родителей на участие в образовательной деятельности (диаграмма).
Повысились активность и инициативность детей в образовательной деятельности.
Сложилась система взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в едином образовательном пространстве.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно достичь намеченных целей. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.