Виктория Зарубина
Проект «Солнечная страна-Узбекистан»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
• воспитатели старшей группы № 10 «Мотылек»
• дети старшей группы № 10,
• музыкальный руководитель,
• родители.
Целевая группа:
Дети старшей группы № 10.
Срок проекта :
С февраля 2017 года по март 2017.
Тип проекта :
Познавательно-творческий, краткосрочный
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Солнечная страна-Узбекистан“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Узбекистан
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Они каждый день общаются, играют в разные игры, рассказывают сказки, поют, танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. С сожалению, современный мир часто бывает жесток, и что самое страшное, жестокими становятся наши дети. Мне бы хотелось этим проектом содействовать развитию интереса и желания познакомиться с традициями и культурой других народов, воспитанию уважения к людям разных национальностей через музыкальное искусство. Форма деятельности – путешествие – близка и понятна детям дошкольного возраста, несет богатый эмоциональный заряд, не оставляет безучастными созерцателями.
Проблема:
Проведенное анкетирование и опрос показали, что у воспитанников недостаточно представлений об особенностях культуры других стран мира :
• выставки, концерты, спектакли, связанные с данной тематикой, посещают около 25% опрошенных детей;
• песни народов мира (это были русские народные песни) смогли исполнить около 30% опрошенных;
• музыкальные инструменты других народов назвали 5%;
• национальные танцы других народов назвали около 3 %.
Цель проекта :
• Сформировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
• Воспитать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
• Создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.
Задачи:
• Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов Узбекистана.
• Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
• Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
• Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы.
• Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.
Ожидаемые результаты.
• Пополнение знаний о народе Узбекистана.
• Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
• Знакомство с национальными играми, сказками, танцами.
• Творческое применение полученных знаний, умений, навыков в игровой, художественно-продуктивной деятельности.
• Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
• Уважительное отношение к культуре разных народов.
• - для детей:
• Сформированные представления о традициях Узбекистана, национальной культуры;
• Сформированная способность предложить собственный замысел и воплощение его в рисунке, поделке, рассказе и др. ;
• Адекватно используемые средства общения и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (договариваться, распределять действия при сотрудничестве и др.);
• Заинтересованное участие в образовательном процессе (интересуется новым, задает вопросы, самостоятельно действует в различных видах детской деятельности).
•
• - для педагогов:
• Сформированные знания о стране Узбекистан, о её обычаях и культуре;
• Созданные условия для творческой активности детей, для формирования у детей познавательных умений;
• Активное участие семей воспитанников в образовательном процессе.
• - для родителей:
• Осознанный интерес к истокам национальной культуры, к традициям собственной семьи;
Перспектива развития проекта :
Продолжить знакомство детей с культурой Узбекистана.
Полученные умения и навыки детьми в ходе реализации проекта дадут возможность показать более высокий уровень в конкурсе детского творчества (Фестиваль по странам Азии).
Стратегия проекта :
• согласование целей, задач, содержания и возможностей всех участников проекта, прогнозирование результата;
• поиск различных средств достижения цели.
План мероприятий
• Чтение методической и художественной литературы.
• Рассматривание иллюстраций, фотографий.
• Проведение цикла тематических занятий.
• Спортивное развлечение «Игры народов Узбекистана».
• Подбор пословиц, поговорок, загадок о животных Узбекистана.
• Подборка «Подвижные детские игры в Узбекистане».
• Подборка «Узбекские сказки».
• Подборка «Иллюстративный материал».
• Альбом совместных работ: «Расписные ткани Узбекистана»
• «Национальный костюм Узбекистана»
• Животные Узбекистана: «Верблюд».
• Изготовлению афиши к празднику «Навруз».
• Узбекский танец «Нежная Весна», приуроченный к празднику «Навруз».
• Мини экспозиция из пластилина: «Посуда для чайной церемонии в Узбекистане»
• Рисунки: «Государственная символика Узбекистана»
• Электронная презентация «Узбекистан – солнечная страна»
• Изготовление узбекских костюмов;
• Изготовление костюмов к узбекской сказке;
• Украшение музыкального зала в узбекском стиле
• Итоговое мероприятие: открытое занятие для педагогов «Путешествие по солнечному Узбекистану».
Конспект итогового занятия:
Дети входят в зал в сопровождении воспитателя.
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Ответы детей.
Россия, Испания, Китай. (дети садятся на стульчики).
1. Демонстрация слайдов – дети разных народов.
Воспитатель- ведущий: Посмотрите, ребята, какие разные жители нашей планеты. Это американец, а этот мальчик живет в Африке, а вот эта девочка – из Индии…. Но сегодня мы поговорим о солнечной стране, которая называется – Узбекистан.
2. Беседа об Узбекистане с опорой на слайды.
Есть очень интересная страна – Узбекистан. Мы много рассказывали вам об этой стране, читали узбекские сказки, вы рисовали узбекскую посуду, ковры, одежду и многое другое. Сначала мы вспомним, что мы знаем об Узбекистане.
Демонстрация слайдов об Узбекистане, ответы детей на вопросы:
Воспитатель:
Где находится Узбекистан? Какие страны вокруг него?
Ответы детей.
Воспитатель:
Как называется столица Узбекистана? Какие еще узбекские города вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
Как выглядит узбекский флаг?
Ответы детей.
Воспитатель:
Как выглядит узбекский герб? Что на нем изображено?
Ответы детей.
Воспитатель:
Чем отличается погода в Узбекистане от погоды в России?
Ответы детей.
Воспитатель:
Какие растения растут в этой стране?
Ответы детей.
Воспитатель:
Что выращивают люди на полях?
Ответы детей.
Воспитатель:
Какие дикие животные там живут?
Ответы детей.
Воспитатель:
Какие домашние животные есть в Узбекистане?
Какую пользу они приносят людям?
Ответы детей.
Воспитатель:
Какой хлеб пекут узбеки?
Ответы детей.
Воспитатель:
Как называется специальная печь для выпечки хлеба?
Ответы детей.
Воспитатель:
Какие блюда едят узбеки?
Ответы детей.
Воспитатель:
Какая у них одежда? Обувь? Головные уборы?
Ответы детей.
Воспитатель:
А как называются жители Узбекистана?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, узбеки.
Посмотрите, кто пришел к нам в детский сад.
(Входит узбечка в национальном костюме).
Узбечка:
Здравствуйте, ребята!
Ответы детей.
Узбечка: Знаете ли вы, из какой страны я к вам приехала?
Ответы детей.
Узбечка: Правильно из Узбекистана.
Ролик про Узбекистан
Воспитатель: Ребята, смотрите, у нашей узбечки костюм и головной отличаются от нашей одежды. Расскажите нам немного о них.
Узбечка: Узбекский костюм легко отличить от какого-либо иного, ведь есть в нем черты, соответствующие исключительно узбекам. Женский костюм узбекских красавиц состоял из туникообразного платья. Первые модели надежно укрывали все тело и доходили длиной до щиколоток. Если костюм по канонам ислама должен быть сдержанным, то в украшениях узбекские женщины не ограничены. Золото и серебро в виде серег, браслетов и колец – неотъемлемый атрибут образа узбечки. Символы и обереги наносятся на золотые украшения, защищая женщину и ее семью. В качестве обуви узбечки использовали мягкие сапоги без задника и каблука, а также модели из грубой кожи или резины. Последние, стоит сказать, и по сей день пользуются успехом благодаря прекрасным тепловым свойствам и удобству.
Одной из главных деталей в традиционной узбекской одежде служит головной убор. Национальным головным убором во многих странах Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане- считается тюбетейка. Название тюбетейки происходит от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Ее носят и мужчины, и женщины, и дети. Только пожилые женщины не носят тюбетейки.
Одна узбекская волшебница одолжила мне волшебную палочку, она поможет нам оказаться в Узбекистане. (Раз, два, три – в узбекский детский сад -попади)
2. Узбекский детский сад (подвижная игра).
Узбечка:
Здесь мы поиграем вместе с вами в народную игру «Пастух и козы».
Узбекская девушка объясняет детям правила игры:
Играющие делятся на две группы: одна – пастухи, другая – козы. «Пастухи» надевают тюбетейки. Козы находятся в кругу, пастухи – вне круга. По сигналу (под музыку) один из пастухов, подпрыгивая на одной ноге, входит в круг и ловит коз (касается рукой). Затем под музыку в круг заходит другой пастух и т. д… Игра продолжается, пока пастухи не поймают всех коз, после этого команды меняются ролями. Козы не должны выходить из круга, пока их не осалили. Пастух может подпрыгивать как на левой, так и на правой ноге. Выигравшей считается команда, поймавшая больше коз за то же время.
(Дети играют, затем с помощью волшебной палочки переносятся в театр).
3. Театр.
А теперь мы отправимся в путешествие по страницам узбекской сказки. Я хотела бы, чтобы вы, глядя на картинки – вспомнили название этой сказки, если знаете, и напомнили мне о чем эта сказка.
Молодцы. Я вижу, что вы читали узбекские сказки.
4. А сейчас, ребята, я расскажу вам о необычных традициях и обрядах, которые есть только в Узбекистане. Обычаи и традиции узбекского народа формировались на протяжении многих веков. Я хочу вам рассказать, про старый праздник Навруз. Праздник Навруз на Востоке отмечается 21 марта - в день весеннего равноденствия, когда Природа естественным образом просыпается, когда день равен ночи. Навруз в Узбекистане вообще очень крепко связан с новыми надеждами и ожиданиями. Поэтому в этот день принято прощать даже злейшим своим врагам, не ссориться, помогать слабым и нуждающимся. Все это приманит удачу в дом – верят люди. Еще одной доброй приметой считается угощать. В этот день хозяйки жарят особые пирожки с зеленью, готовят нишалду – сладкий десерт из яичных белков, взбитых с сахаром и душистыми кореньями трав, пекут слоеную самсу, в котлах дымится ароматный плов… Стол в этот день ломится от вкусностей.
Узбечка: сейчас мы с вами окажемся в школе танцев. (раз, дава, три – в школу танцев попади)
Узбечка: Мы оказались в школе танцев, где узбекские дети учатся танцевать.
И я вам хочу показать, и научить танцу, который так и называется (проводы зимы).
(Исполняется узбекский народный танец «Проводы зимы».
Еще я хотела бы рассказать, об одном национальном обычае. (Бешик)
1. Этот древний обряд сохранился в культуре узбеков с незапамятных времен и до сих пор соблюдается в Узбекистане. Для каждой узбекской семьи - это большой праздник, в подготовке к которому, участвует вся родня, соседи и друзья семьи. Когда праздник начинается, всегда играет карнай.
Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. В наши дни карнаи звучат на народных праздниках или свадьбах.
Проводится он на сороковой день со дня рождения ребенка. Родственники молодой матери приносят богато убранный бешик - ярко разукрашенную детскую кроватку – качалку, одежду и прочие необходимые для новорожденного вещи. Кроме этого, полагается приносить завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки.
По традиции, пока гости веселятся и угощаются за праздничным столом, пожилые женщины проводят в детской комнате обряд первого пеленания и укладывания ребенка в бешик. Церемония завершается смотринами, во время которых приглашенные гости преподносят малышу подарки.
Ну и, наконец, я хотела чтобы вы попали в тандырную, там мы с вами попробуем сделать настоящую лепешку узбекскую.
5. Тандырная (лепка)
Узбечка: Сейчас мы в тандырной. Попробуем с вами слепить национальные узбекские лепешки. (идут слайды, узбечка рассказывает о хлебе, о печи.)
Ребята, мы с вами приготовили из теста лепешки. Какие же вы молодцы, у вас все получилось. И чтобы вы убедились в этом сами – я вам приготовила сюрприз. (Выносит настоящие узбекские лепешки). Давайте угостим наших гостей.
Узбечка: До свидания, ребята, моя волшебная палочка вернет вас в ваш детский сад. Раз-два, три – в детский сад «Колобок» попади. Закрывайте глаза, ребята. (Узбечка уходит).
Итог занятия.
(дети садятся на стульчики).
Воспитатель- ведущий:
Вот мы и вернулись в наш детский сад.
По какой стране мы сегодня путешествовали?
Ответы детей
Воспитатель- ведущий:
В каких местах мы побывали?
Ответы детей
Воспитатель- ведущий:
Правильно побывали в школе танцев, в детском саду, в художественной школе, в театре.
Наше путешествие подошло к концу.
Скажем гостям – до свидания.