Наталья Малышева
Проект «Социализация старших дошкольников с помощью коммуникативных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации проекта : долгосрочный
Вид проекта : социальный.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Введение
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я отметила их неумение регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, учитывать мнение партнера, приходить к общему решению, и пришла к выводу, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. Я поняла, что некоторые педагоги недостаточно знакомы с теоретическими и практическими основами развития коммуникативной деятельности детей; а родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.
Публикация «Проект „Социализация старших дошкольников с помощью коммуникативных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Поэтому я решила изучить тему: «Социализация старших дошкольников с помощью коммуникативных игр"». Сделать это в ходе реализации проекта.
Цель проекта : сформировать у детей способы бесконфликтного общения с помощью коммуникативных игр.
Задачи проекта :
1. Создать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.
3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.
Ожидаемые результаты
У дошкольников сформируется :
1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.
3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
согласовывать своё поведение с поведением других детей;
видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере
У педагогов повысится:
- профессиональный уровень, сформируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;
У родителей повысится:
- образовательный уровень бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Продукты реализации проекта :
1. Разработка тематических бесед и консультаций по теме «Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
2. Составление картотеки коммуникативных игр.
3. Оформление альбома «Игры с детьми и взрослыми».
4. Итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций».
Этапы реализации проекта.
Этапы Содержание деятельности
I этап
Организационный 1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Составить перспективный план занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения.
3. Подобрать коммуникативные игры в соответствии с возрастом детей.
4. Создать условия для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием).
5. Создать развивающую среду (изготовить атрибуты для коммуникативных игр); привлечь родителей к предстоящей творческой работе (создать альбом «Игры с детьми и взрослыми».
6. Подготовить игровые задания для домашнего общения.
7. Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?», «Как научить ребенка владеть собой?», «Самооценка ребенка».
8. Консультации педагогов «Психогимнастика как средство социализации дошкольников»
9. Организовать и провести тренинги с педагогами на тему «Азбука общения».
II этап
Практический 1. Сформировать у детей элементарные знания и представления об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.
2. Обучить детей организации коммуникативных игр в свободной деятельности.
3. Организовать и провести развивающие занятия по формированию навыков межличностного общения.
4. Организовать и провести развлечения «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу».
III этап.
Заключительный 1. Обобщить опыт работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников».
Итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций».
Трансляция
Представление проекта в МАДОУ
Публикация материалов проекта на сайте образовательного портала.
Оценка результатов проекта
По окончании работы над проектом педагоги повысили профессиональную компетентность в вопросах развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т. е. конфликтов в группе между детьми стало меньше.
Заключение и выводы
Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.
Литература.
1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М. : Книголюб, 2003. - 56с.
2. Дьяченко В., Мещерякова Л., Гузенко О. Тайна моего дарования. // Обруч, 2005, №5 - c. 15-17.
3. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М. : КСП 1996. - 158 с.
4. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. 1982.№1. - С. 59-68.
5. Захаров А. И. Детские неврозы. - С. -П. : Респекс, 1995. - 190 с.
6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
7. Князева О. Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.
8. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с.
9. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М. : Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
10. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М. : Педагогика, 1990. - 268с.
11. Мамаева В. Экспертная оценка в детском саду. // Обруч. 2004.№5 - С. 12-1
12. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 384с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
13. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М. : АРКТИ, 2001. - 48с.
14. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
15. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет : Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с.
16. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с.
17. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С. 26.
18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М. : Владос, 1996. - 523с.
19. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М. : Книголюб, 2003. - 72с.
20. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников : Диагностика, проблемы, коррекция. - М. : Владос, 2003. -160 с.
21. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10. - С. 29-
22. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб. : Детство-Пресс, 2000. -384с.