ирина сергеева
Проект «Сочиняем и играем сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческо - познавательный проект «Сочиняем и играем сказку»
Воспитатель 1 квалификационной категории
Сергеева Ирина Дмитриевна
Актуальность проблемы.
Особую роль в подготовке детей к школе играет самостоятельное словесное творчество детей: сочинение сказок, историй, придумывание рассказов. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. Одна из важнейших задач дошкольных учреждений – формирование правильной устной речи детей. Речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания.
Публикация «Проект „Сочиняем и играем сказку“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его к школе, так как именно речь делает нас людьми. Недоразвитие речевой функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей.
В старшем дошкольном возрасте у детей словарь уже достаточно богат и разнообразен. И часто в головах у дошкольников уже сложились определенные стереотипы мышления, поведения, бывает, что ребенок зажат внутренне, и ему тяжело проявить себя в коллективе. Кто-то из детей разговорчивее, а кто-то не умеет быстро и ясно изложить свои умозаключения.
Сказка - неотъемлемый спутник детства, воображаемая ситуация роднит сказку с игрой - главным видом деятельности дошкольника. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми сказочными персонажами. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Накопленный опыт делает речь ребенка богатой и содержательной.
В придуманной детьми сказке, пусть и отредактированной взрослыми, ребенок может так раскрыться, проявить свою фантазию и изобретательность, как он не проявлял себя в ежедневных делах группы. Иллюстрирование с помощью блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, способствует развитию познавательных процессов ребёнка. Сказка, сочиненная и проиллюстрированная самим ребенком, создает ему ситуацию успеха, признание среди сверстников, самоутверждение.
Цель:
- Развивать и обогащать словесное творчество детей на основе ознакомления с русскими сказками и сказками народов Севера;
- Развивать умение отражать в рисунке и подборе цветов содержание придуманной сказки;
- Развивать воображение и творчество;
- Развивать умение иллюстрировать с помощью блоков Дьенеша и палочек Кюизенера;
- Совершенствовать умение детей сочинять сказку с последовательно развивающимися действиями;
- Побуждать детей сочинять и рассказывать сказочные истории, интонацией передавать характер героев и свое отношение к ним;
- Продолжать приобщать родителей к совместному творчеству
Задачи:
- Формирование у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;
- Формирование умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;
- Развитие зрительной, слуховой и тактильной памяти.
- Поддержание интереса к познанию, созданию нового, необычного;
- Содействие развитию творческой активности детей, родителей, педагогов.
- Воспитание любви к народным сказкам.
Длительность: 1 год, старший дошкольный возраст.
Формы работы: НОД, театрализованные игры, дидактические игры, подвижные игры, артикуляционные упражнения, продуктивная деятельность.
Ожидаемый результат:
Сформировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности детей, родителей, педагогов.
Расширение знаний о сказках, создание книги сказок Оформление книги сказок «Сочиняем сказку» и рисование иллюстраций к своим сказкам детей
Если систематически и эффективно проводить работу по развитию у детей дошкольного возраста творческих способностей, навыков и умений, то дети научаться обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы, будут любознательны и свободны в своих решениях, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: “Почитай мне сказку, мама, или с какими сказками лучше дружить дошколятам”, “Книжная полка”, “Сказка – ложь, да в ней намек”, “Сочиняем сказки с детьми”.
2. Посещение родителями открытых занятий по развитию речевого творчества детей.
3. Сочинение сказок с детьми дома.
Предварительная работа с детьми:
1. Придумывание эпитетов. Дети придумывают эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки. Для этого нужно вспомнить и сказать, какой он, найти самые точные и выразительные слова. Дидактические игры и упражнения: “Подбери словечко”, “Как еще можно сказать о герое?”.
2. Придумывание сравнений. Выполнение этого задания помогает развивать ассоциативные связи. Дидактические игры и упражнения: “На что похоже?”, “Придумай и скажи”.
3. Прием словоизменений. Этот прием помогает детям почувствовать разницу в оттенках слов. Дидактические игры: “Измени слово”, “Цепочка слов”.
4. Придумывание синонимов и антонимов к словам. Дидактические игры “Скажи наоборот”, “Подбери похожее слово”.
5. Сочинение сказочных историй с заранее обусловленным началом. Дидактическое упражнение “Продолжи историю”.
6. Сочинение сказочных историй по картинкам, по сериям картинок.
7. Коллективное составление сказок по картинкам, по сериям картинок. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия, поступки героев, чем закончились их приключения.
8. Сочинение историй по методу “бином фантазии” (интересная история, в которой увязываются два случайно выбранных и разных по смыслу понятия или герои различных сказок). Необходимость придумать необычную занимательную историю значительно повышает творческую речевую активность детей.
9. Сочинение историй по методу “ сказка-калька” (по схеме известной сказки создается новая, похожая по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями). Это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее принципа, развитие самостоятельного сюжета.
10. Придумывание собственных сказок.
11. Самостоятельное иллюстрирование содержания сказок. Дети проявляют выдумку, фантазию при оформлении обложки, иллюстраций к сказке.
Продукт проектной деятельности :
Создание книги сказок «Сочиняем сказку»
Презентация проекта «Сочиняем и играем сказку».
Перспективный план работы с детьми.
Месяц Тема
1. Сентябрь Сочиняем и играем сказку «Колобок, на новый лад»
2. Октябрь Сочиняем сказку «Приключение Бельчонка».
3. Ноябрь Продолжи историю «Однажды в волшебном лесу»
4. Декабрь Творческое рассказывание сказки «Дюймовочка» (по методу «знакомые герои в новых обстоятельствах»). Дюймовочка в Ханты-мансийском округе.
5. Январь Сочиняем сказку «Сосульки»
6. Февраль Составление сказки «Северные олени»
7. Март НОД. Творческое рассказывание «Весёлые загадки
8. Апрель Продолжи историю «Приключение на Луне»
9. Май Сочиняем и играем сказку «Сказочный город»