Тамара Омельчук
Проект «Снегирь» для подготовительной к школе группы для детей с ТНР
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия
Номинация: «Экологический проект»
Тема: «Снегирь»
Фадеева Татьяна Леонидовна,
воспитатель высшей категории, стаж 29 лет.
Омельчук Тамара Юрьевна,
воспитатель высшей категории, стаж 37 лет
Кондопога 2022
Проект «Снегирь»
Публикация «Проект „Снегирь“ для подготовительной к школе группы для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Снегирь
- Темочки
Аннотатация к проекту : Мир животных удивителен. Казалось бы, мы знаем много о них. Предлагаем более подробно познакомиться с одним из представителей природного мира Карелии – снегирем, и узнать интересные факты о нем. Будет увлекательно как детям, так и взрослым.
Информационная карта проекта
Составители проекта :
Педагоги подготовительной к школе группы для детей с ТНР Воспитатели : Фадеева Татьяна Леонидовна
Омельчук Тамара Юрьевна
Продолжительность проекта : среднесрочный – 3 месяца.
Тип проекта : - по составу участников: групповой (дети, родители, педагоги); - по содержанию: интегрированный; - по доминирующему виду проектной деятельности : информационно – практико – ориентированный, творческий, игровой.
Возраст детей : 6 – 7 лет
Введение: Дошкольный возраст – это период начала социализации, установления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников : эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к природе. Любовь, понимание, забота – это то, что природа ждет от нас. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в дошкольном возрасте. Эта работа, на наш взгляд, будет успешно проводиться через технологию проектной деятельности.
Актуальность проекта : Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественных научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмах, человек получает уже в детстве. Сформированный в дошкольном возрасте интерес к познанию и изучению природных объектов, поможет в дальнейшем становлению основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста.
Проблема: 1) Мало знаем о жизни снегиря.
2) Как помочь снегирю сущкествовать в дикой природе?
Цель проекта : -Формирование представления о жизни снегиря и о его необходимости приспосабливаться к условиям окружающей среды.
- Создание условий для активной совместной познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
1) Выявить проблему и найти способы ее решения.
2)Мотивировать к самостоятельному поиску информации по теме проекта.
3) Расширить и обогатить представления об образе жизни, повадках, способах питания снегиря.
4) Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, связную речь, коммуникативные навыки, мелкую моторику.
5) Воспитывать у детей интерес к родной природе, родному краю, желание сохранить ее.
6) Обогащать детско-родительских отношений через совместную творческую деятельность.
7) Помочь детям достичь положительных результатов
Ожидаемые результаты: для детей :
1. Сформированы знания о жизни дикого птицы – снегиря в природных условиях.
2. Сформирован устойчивый интерес к живой природе. 3. Дети умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности.
для педагогов:
1. Сбор информации по данной теме, с использованием различных источников (интернет, художественная и научная литература, СМИ) 2. Оформление проекта
для родителей:
1. Сформированы представления о содержании и приёмах работы с детьми данного возраста по ознакомлению с живым миром родного края. 2. Повысился интерес к жизни детского сада.
Продукты проекта :
1. Организация выставки «Семья снегиря»
2. Конкурс рисунков «А на ветках посмотри заалели снегири»
3. Объемная новогодняя игрушка «Снегирь»
4. Оформление новогодней вытынанки на окнах, с использованием образа снегиря.
5. Мастер-класс для семей воспитанников по изготовлению «печенья для птиц»
5. Сформированный интерес к живой природе Карелии и пополнение и активизация словарного запаса по данной теме. (см. приложение)
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия родителей
I.Подготови- тельный этап.
Распределение информации по разным направлениям (организация игровой проблемной ситуации для детей и родителей) Организация сбора информации
Постановка проблемы: Легка ли жизнь снегиря?
Постановка проблемы. Чем вы можете помочь?
II. Реализация проекта
III.Завершающий этап.
Итоговое мероприятие.
Оснащение предметно – развивающей среды (оформление группы). Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательной НОД, соответственно тематике.
Проведение ознакомительной консультации для родителей.
Повышение творческой активности. Организация работы по созданию коллективной поделки.
Организация выставки детских работ.
Оформление и создание выставки поделок «Семья снегиря»
Помощь в создании объемной поделки «Снегирь».
Помощь в создании вытынанки на окне.
Организация мастер- класса для семей воспитанников «Экологичнаяя кормушка»
Объявление благодарности родителям за участие.
Сбор информации. Участие в беседе «Знакомый незнакомец – снегирь».
Знакомство с малоизвестными фактами из жизни снегиря. Художественное творчество по теме «Снегирь» (Аппликация, лепка, рисование, конструирование: участие в создании новогодней игрушки).
Представляют зрителям продукт деятельности:
Участие в создании поделок, рисунков, заготовок для украшения окон.
Подбор информации дома. Изготовление поделок своими руками.
Составление словаря по теме «Снегирь»
(Какой, что может делать, чем питается, кто враг)
Чтение детям художественной литературы о снегирях.
Помощь в оформлении выставки поделок по теме «Снегирь», в создании материала для оформления новогоднего окна.
Участие в мастер- классе по изготовлению угощений для птиц.
План мероприятий
Образовательная область Содержание
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Организация предметно – развивающей среды, связанной с темой.
Беседы: «Знакомый незнакомец – снегирь». «Словно яблочки на ветке…»
Игры- путешествия: «Приключения в лесу», «Следы снегиря»
Ситуативный разговор: «Кого боится снегирь», «Как спасается от врагов»
Поисково – исследовательская деятельность: «Чем питается снегирь?», «Почему снегирю не холодно?»
Дидактические игры:«Назови правильно», «Один – много», «4 – лишний», «Назови семью», «Чья, чей, чьё?», «Кто больше?» (подбор слов, относящихся к характеристике снегиря, «Наоборот» (подбор антонимов, «Чудесная лестница», «Хорошо – плохо»
Чтение художественной литературы:А. Я. Яшин «Покормите птиц зимой», Е. Чарушин «Путешественники», А. Л. Барто «Снегирь», К. А. Кретова «Приключение снегиря в Африке», А. И. Онегов «Петькин снегирь», А. Н. Журавлева «Подарок снегиря», Н. Р. суханова «Куда пропали снегири», А. Н. Прокофьев «Снег, снег, снегири» и др.
Развитие речевого творчества: составление рассказа о снегире с использованием приемов технологии ТРИЗ и РТВ технологий, составление загадок о снегире и описательных рассказов, заучивание стихов о снегире.
Социализация: сюжетно – ролевые игры : «На экскурсию в зоопарк», «Ветеринарный врач», строительные игры «Кормушки для лесных жителей», театрализованные игры по мини - рассказам Н. Сладкова
Труд: беседа о труде работников заповедника, создание угощения для птиц (экологичные кормушки)
Безопасность: беседа «Как правильно вести себя в заповеднике», «Как правильно вести себя в лесу», «Как правильно вести себя при встрече с животным, птицами»
Рисование нетрадиционным способом–метод «тычка» (жесткой, полусухой кистью) «Нахохлившийся снегирь»,
Аппликация: вырезание силуэтов птиц для декорирования окна в группе.
Лепка: изготовление фигурки снегиря из соленого теста.
Конструирование: создание снегиря из бросового материала (киндер-капсула, коробочки, полиэтилен, втулки от бумаги и т. д., изготовление коллективной новогодней игрушки «Снегирь» для участия в конкурсе «Питичка невеличка – елочке сестричка».
Музыка:хороводная игра «Две птички», ритмический танец «Наш снегирь»
Гимнастика после дневного сна «Птенчики проснулись» Пальчиковая гимнастика (подбор пальчиковых игр по теме «Дикие птицы»)
Физминутки
Логоритмика «Птицы на кормушке»
Комплекс упражнений по теме.
Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Сокол и птички» и др.
Ресурсы: 1. Научно – популярная литература: -энциклопедии - детские журналы о природе -словари (см. список литературы) 2. Методическая литература (см. список литературы)
3. Художественная литература (см. список литературы)
4. Печатные материалы, представленные сотрудниками музея-заповедника «Кивач» (см. приложение 4) 5. Информация с интернет – сайтов (см. список сайтов)
Риски и пути преодоления рисков: Данный проект практически не содержит рисков, поэтому он в любом случае предполагает достижение положительных результатов. В ходе работы над проектом возникали незначительные трудности. Некоторые родители не сразу включались в предлагаемую деятельность и были пассивны. Но когда они увидели результаты проекта, которые их порадовали и удивили, для себя решили быть активными участниками всех начинаний в группе.
Выводы: Как показала практика, проектная деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном проекте помогает им познавать окружающий мир гораздо быстрее и глубже. В результате такой работы у детей удалось сформировать более углубленное представление о снегире : его повадки, способы питания и др. Совместный сбор материала по теме проекта, игры, конкурсы, театрализованные постановки, практические работы – раскрыли творческий потенциал детей и родителей. Семьи воспитанников активно принимали участие в проекте. Это позволило укрепить взаимоотношения внутри семьи и создать доброжелательную, доверительную атмосферу взаимодействия. Решая различные познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых) – заложили у детей первые крупинки уверенности в своих силах, побудили к поиску новых знаний. Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, помогли научиться работать в команде, способствовали улучшению микроклимата в группе. Метод проектирования позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь семьи воспитанников в образовательный процесс.
Литература:
Методическая и научная литература:
Аверина Е. И. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практические пособия. – 4-е изд. – М. : Айрис – пресс, 2008
Бабакова Т. А., Мамотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии. – Петрозаводск: Карелия,1988
Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учереждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2008
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – М. : Детство – Пресс, 2016
Евдокимова Е. С. Технология проектирование в ДОУ. – М. ; ТЦ Сфера, 2006
Ласуков Р. И. Звери и их следы. – М. : Айрис – пресс, 1999
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М., Карапуз – Дидактика, 2008
Новикова И. В. Апликация и конструирование из природных материалов в детском саду. – М. : Академия Развития, 2010
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. – М. : АСТ: Астрель, 2005
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М. Просвещение, 2000
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – М. : Мозаика – Синтез, 2016
Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2 – е доп. изд. – М. : 2017
Красная книга Карелии. – сост. Артемьев А. В. ; науч. ред. Иватер Э. В. – Петрозаводск: Карелия, 1995
Энциклопедия живой природы. – сост. Савостин М. И. М., Проф – Пресс, 2014
Детские журналы о природе («Муравейник», «В мире животных» и др.)
Художественная литература:
Барто А. Л. Снегирь– М. :АСТ, 2016
Бианки В. В. Заяц Косач, Медведь и Дед Мороз. – М. :Детиздат, 2015
Журавлева А. И. Подарок снегиря– М. :Астрель, 2007
Кретова К. А. Приключение снегиря в Африке– М. :Облако, 2015
Мамин – Сибиряк Д. Н. Аленушкины сказки. – М. : Энас – Книга, 2017
Онегин А. Н. Петькин снегирь– М. Мещерякова ИД, 2014
Пришвин М. М. Зеленый шум. – М. :Правда. 1983
Прокофьев А. Н. Снег,снег,снегири. – М. : Атмлсфера. 2010
Соколов – Микитов И. С. Рассказы о природе. – М. : Стрекоза, 2016
Суханова Н. К. Куда пропали снегири»– М. :Астрель, 2007
Чарушин Е. и. Никита и его друзья. – М. :АСТ,2005
Сборник сказок народов мира.
Список сайтов:
https://sanimalreader.ru
www.zoopicture.ru
hppps.//givotniymir.ru
rodnayatropinka.ru / kakzimuetzayatz/
Приложение
Коллективная поделка «Снегирь»
Приложение2
Творческие работы семей воспитанников
Мастер- класс «Печенье для птиц»
Словарная работа по теме «Снегирь» (образец)
Какой (прилагательные)
Что может делать? (глаголы)
Что может есть?
Кто враги?
Слова-родственники
Синквейн
Кто___
Какой___
Что делает___
Своё отношение___
Вывод___