Анжела Цыгак
Проект «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнка»
Проект
«Развитие эмоциональной сферы
и творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста
посредством сказкотерапии»
Опыт работы воспитателя Цыгак Анжелы Владимировны
г. о. Котельники
Предлагаю Вашему вниманию презентацию опыта работы по сказкотерапии, как одному из важных направлений в работе с детьми.
Публикация «Проект „Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектная деятельность занимает особое место как в работе нашего детского сада в целом, так и в моей группе в частности. Безусловно, она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Наблюдая за детьми своей группы в процессе игры, во время образовательной деятельности, в свободной деятельности, я для себя отметила, что если надо мобилизовать свое внимание, память, дети не достаточно раскрепощены – нет уверенности в своих силах. Творческая активность снижена, дети с трудом перевоплощаются в любимых героев сказок, затрудняются образно выразить свою мысль.
Все вышеперечисленные причины обусловили необходимость внедрения в практику моей работы с детьми проект под названием «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам сказкотерапии»
Цель и задачи данного проекта :
Цель:
Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, открывая те знания, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.
Задачи:
1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей.
2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством сказкотерапии.
3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.
Учитывая возрастные, а так же психологические особенности детей, мы разработали:
I Паспорт проекта. Где указали:
а) Актуальность выбранной темы;
б) Цели и Задачи проекта;
в) Участники проекта : воспитатель подготовительной к школе группы Цыгак А. В, дети средней группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель Ковальчук Е. М. ;
г) Принципы реализации проекта :
1. Доступность
Учет возрастных особенностей
Адаптированность материала
2. Систематичность и последовательность
Постепенная передача материала от простого к сложному
Частое повторение усвоенных знаний, умений, навыков
3. Наглядность и занимательность
Предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. Динамичность
Интеграция проекта в разные виды деятельности
5. Дифференциация
Создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком
д) Педагогические технологии, используемые в работе:
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
Коммуникативные игры
Технология развивающего обучения
Технология проблемного обучения – ТРИЗ
Игровые технологии
Технология интеграции
ИКТ
Так же в паспорте проекта мы указали что, данный проект групповой и творческий, и время его реализации: 2018-2019учебный год.
Так же мы разработали:
II План-схему, состоящую из 6 этапов, где отразили наиболее яркие формы работы по осуществлению проекта.
I этап: Информационно-аналитический:
Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности
Наблюдение за детьми, как в игровой деятельности, так и в учебной.
II этап: Методическое обеспечение проекта :
Составление тематического плана по теме проекта
Разработка разнообразной НОД
Подбор и систематизация игр и игровых упражнений в рамках проекта
III этап: Работа с детьми
IV этап: Работа с родителями
V этап: Работа с педагогическим коллективом
VI этап: Презентация готового проекта
Более подробно я хочу рассказать о III и IV этапах проекта
Свою работу с детьми я построила следующим образом:
Непосредственно образовательную деятельность с детьми строю либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Я чаще всего использую манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, проговаривание волшебных заклинаний.) Также детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Роль проводника играют куклы Феи, Гномики, Эльфы и т. д. Наши сказочные путешествия наполнены играми, позволяющими ближе познакомиться со сказкой.
Но не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят просто понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим поучаствовать, войти в сказку.
В процессе образовательной деятельности большое внимание уделяю двигательной активности. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым или в роли зрителей при игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.
В играх поощряю самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончанию образовательной деятельности с элементами сказкотерапии, обсуждения не завязываются сами собой, я расспрашиваю детей о том, что им больше всего понравилось, запомнилось, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно!
Для создания комфортной, доброжелательной атмосферы в группе, в утренние часы, во время приема детей я использую игры-приветствия (Если друг встречает друга, Трям! Здравствуйте, игры с именами (Паровозик с именами)
Большое внимание уделяю мелкой моторике пальцев рук. Дети в месте со мной играют в различные пальчиковые игры, выполняют игровые упражнения (Повстречались. Мои пальчики расскажут, что умеют - все покажут. Цветок и т. д.)
Для активизации речи детей использую : игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные, пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию)
В свободное время вместе с детьми решаем сказочные задачи, где детям предлагается принять решение или предложить выход из создавшейся ситуации (Спор цветных карандашей. Как лиса и волк рыбу ловили. Кто придет в гости)
Очень нравятся моим ребятам игры и упражнения для развития эмоциональной сферы (Назови ласково. Матрешкино настроение. Мирилочка) и мимические упражнения (Овощи. Деревья. Лесные животные и мн. др.) Особое место отвожу такому приему как рассказывание сказки и придумывание к ним нового продолжения (Морозко. Лиса и журавль. Три поросенка)
Работа над проектом строилась в тесном взаимодействии с семьями воспитанников
Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» я провела родительское собрание, на котором рассказала о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и что только в совместной деятельности ребенка, родителей и воспитателя работа будет успешной. А так же предложила родителям поучаствовать в творческом конкурсе «Мы напишем сказку сами». Мы все: я, помощник воспитателя, родители, дети были вовлечены в единый педагогический процесс сочинения своих сказок. Как только работа будет закончена, мы издадим свою книгу сказок.
Для закрепления положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и рисуют сказки. Для этого я привлекла родителей, которые с удовольствием нам в этом помогают. В нашей группе открыта «Творческая мастерская». Где родители вместе с детьми проявляют свое творчество и фантазию в рисунках на тему любимых сказок.
Как показала наша работа, проект «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии» очень актуален и эффективен. Наши дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему. Дети научились сопереживать друг другу, научились вставать на место другого. Дети становятся более раскованными, уверенными в себе, и уже более свободно вступают в контакт как со сверстниками так и со взрослыми. Многие научились фантазировать. Теперь им всё меньше нужна моя помощь для организации игр по сказкам, их речь становится более выразительной и образной.