Надежда Бубенова
Сказкотерапия для детей раннего возраста с нарушением аппетита и сна. Проект «Сказки нашего «Теремка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Чистогорский детский сад №1» комбинированного вида
Проект
(Сказкотерапия, как лучшее средство оказания помощи детям раннего возраста с нарушением аппетита и сна)
Разработала
воспитатель
Бубенова Н. М.
2017-18 г. г.
Паспорт проекта
Публикация «Сказкотерапия для детей раннего возраста с нарушением аппетита и сна, Проект „Сказки нашего „Теремка“» размещена в разделах
- Зима. Проекты
- Младшая группа
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Проекты
- Темочки
Проект «Сказки нашего теремка» по оказанию психологической поддержки детям раннего возраста путем показа сказок посредством театра вязанных из ниток плоскостных игрушек, которые помогут создать для детей более комфортную обстановку.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях наблюдается резкое ухудшение эмоционального состояния детей. Сказка для ребенка - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта: то, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Среди малышей встречаются эмоционально неустойчивые дети, и когда они приходят в детский сад, они часто проявляют враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
1. Разработан перспективный план показа сказок в утренние, дневные и вечерние часы.
2. Подобрана картотека коротких сказок с терапевтическим эффектом.
3. Найден методический материал для консультаций с педагогами и родителями.
4. Обогащена предметно – развивающая среда в группе, оформлен театральный уголок.
Проект реализуется в течение 2017-2018 учебного года.
Результатом проекта станет однозначное заключение: польза сказок, несомненно, велика: при помощи сказок, взрослые помогут обогатить внутренний мир детей, привить им любовь к чтению и книгам, а это, в свою очередь, поможет им стать более уверенными и успешными людьми, ведь сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников.
Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С помощью этого метода, можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведение ребенка.
1. Нормативно – правовая база Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО.
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребё нка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ДОО - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОО по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.
2. Творческое название
Проект
«Сказки нашего Теремка»
(Сказкотерапия, как лучшее средство оказания поддержки детям раннего возраста с нарушением аппетита и сна)
3. Цель проекта Оказание поддержки детям раннего возраста, используя показ сказок (в том числе и с терапевтическим эффектом, посредством театра вязанных из ниток плоскостных игрушек.
4. Задачи проекта • Помочь детям преодолеть страх посещения детского сада в адаптационный период.
• Уберечь кроху от таких страхов, как лечь в кровать или есть пищу, бывать на приёме у врача.
• Указать малышам на плохие и хорошие поступки, например, что нельзя обижать меньших детей, брать без спросу чужие игрушки, ломать их.
• Убрать проблемы с физическими проявлениями: рисование на стенах, писание в постель.
• Побороть агрессию и гипперактивность.
• Создать комфортное настроение от просмотра добрых сказок.
5. Участники проекта Дети раннего возраста, воспитатели, родители группы «Теремок».
6. Вид проекта : Творческо-игровой
7. Продолжительность: 1,5 года (с января 2017 по май 2018 г. г.)
8. Результат:
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста, является весьма эффективным и многофункциональным:
1. Поможет легче преодолеть адаптационный барьер.
2. Сказка обогатит словарный запас, разовьёт речевую активность.
3. Сказка сделает жизнь ребёнка, полной ярких красок, чудес и приключений, поможет разобраться в дружбе, доброте, любви ко всему живому.
4. Сказки дадут ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.
9. Проблемное поле
Работая на группе раннего возраста, я обратила внимание на то, что среди малышей встречаются эмоционально неустойчивые дети. Когда они приходят в детский сад, они часто проявляют враждебность, отказываются есть, ложиться в кровать, тревожны, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Моя задача, научить ребенка адекватно и актуально выражать свои эмоции, чтобы учиться жить в коллективе
10. Ключевая позиция проекта Сказкотерапия для ребёнка – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). В итоге применения сказкотерапии, как эффективного метода для эмоционального комфорта, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
11. Продукт проекта Создание театра вязанных игрушек. В состав театра входят вязанные фигуры домашних и диких животных, фигуры людей –ближайшее окружение детей : бабушка, дед, друзья и т. д. А также дополнительные вещи для составления композиции: домик, деревья, трава, цветы, грибы и ягоды и мн. др.
Пояснительная записка
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными
— читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее
— читайте им больше сказок!»
Альберт Эйнштейн.
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Данный психотерапевтический способ при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую, его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей. В частности, посредством сказкотерапии, можно работать с агрессивными чувствами, переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку с особыми потребностями, осознать свои проблемы и увидеть пути их решения. Сказка для ребенка - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Среди малышей встречаются эмоционально неустойчивые дети, и когда они приходят в детский сад, они часто проявляют враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Задача взрослых, научить ребенка адекватно и актуально выражать свои эмоции. Для развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста, я часто использую сказки, ведь в процессе сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния. Благодаря сказкам у детей развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
К моему большому сожалению, в нашей жизни мало места для сказки. В современном обществе, молодые родители говорят… «мы, такие цивилизованные, интеллектуальные и прагматичные, не привыкли тратить время на «глупости» : малыш может заснуть без сказки. А папа-мама за это время какое-то полезное дело сделают, а то, гляди, еще разбалуешь: сказочку, песенку».
Некоторые родители считают сказки обманом, а вот ученые доказали: чем дольше ребенок верит в волшебство и в деда мороза, тем оптимистичнее, жизнерадостнее остается настрой на всю жизнь.
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.
Сказки прошли испытания тысячелетиями. Это как театр, который не исчез с интернетом. Сказки - это целый детский морально-этический кодекс, веками создаваемый народом, они учат различать добро и зло, любить, сопереживать.
Мы все родом из детства, и вряд ли среди нас найдется хоть один человек, который не слушал сказки. Все мы помним самые первые сказки про Репку, Теремок, Колобка и Курочку Рябу, помним сказки про Дюймовочу и каждый из нас переживал за главного героя и мечтал о прекрасном принце или о золотой рыбке, волшебной палочке, исполняющей все желания.
У каждого из нас была любимая сказка, которую мы просили прочесть тысячу раз, и каждый раз она открывалась для нас с новой стороны.
Что же такого полезного дают волшебные истории? В первую очередь, психологи и педагоги считают, что благодаря сказкам, малыши погружаются в свой волшебный мир, представляют себя в роли персонажа, и таким образом начинают учиться на поступках героев.
Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями, волшебные детские сказки учат ребенка, что добро всегда побеждает зло, и за черной полосой всегда будет белая. Сказка дарит ребенку новые ощущения и впечатления.
«Не хочу», «Не буду», «Уже наелся», «Я хочу булку»… Заявляют наши капризули и сползают под стол. Какая знакомая ситуация для многих. … Тогда в ход идут уговоры, мультики, игрушки, театральные постановки и даже угрозы. И вроде бы удается накормить, но как это неудобно для мамы и неполезно для ребенка. Конечно, самый лучший способ – привить ребенку здоровое отношение к процессу питания: не бегать за ним с ложкой, кормить исключительно за столом и не размениваться на конфеты, но на промежуточном этапе, как своего рода нейтральный вариант, подойдет СКАЗКА.
Очень важно рассказывать детям правильные сказки и читать их правильно.
• Прежде всего, не делать этого на ходу. Выделить отдельное время и даже место для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.
• Если малыш просит почитать именно сейчас, то не отказывать по возможности ему в этом, ведь это желание может пропасть, и тогда будет трудно прививать интерес к книге.
• Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова, еще будет лучше, если читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты…
• Золотое правило - одна сказка за один раз! Таким образом, сказки не наскучат ребёнку. Никогда не отказываться читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько дней, снова и снова - не отказывать, значит ему это важно, значит в этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя.
Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно, велика: при помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам, а это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.
В итоге хочу привести пример слов замечательной песенки из «домовенка кузи» : «Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет, тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет"
Реализация проекта через разные виды
деятельности
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»
1. Сюжетно-ролевые игры: «Добрый доктор Айболит», «День рождение», «Мы идем в театр», «Играем в сказку».
2. Дидактические игры: «Назови ласково», «Шкатулка ласковых слов», «Узнай по голосу», «Отгадай по описанию», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Из какой сказки герой», «Продолжи сказку».
3. Выпуск стенгазет совместно с родителями «Моя любимая сказка».
4. Выставка книг «Мои любимые сказки».
5. Подбор сказок с психотерапевтическим эффектом.
«Художественно-эстетическое развитие»
1. Рассказывание сказок, прослушивание аудио-сказок, мелодий подходящих к разным животным, разучивание ролей.
2. Продуктивная деятельность: рисование любимых героев сказок, аппликация «Колобок», изготовление атрибутов к играм.
3. Сооружение постройки по собственному замыслу, обыгрывать постройки, объединять их по сюжету сказки.
4. Сооружать новые постройки, используя ранее полученные знания, прослушивая сказки. Темы занятий: «Дом для Маши», «Теремок», «Мебель для трех медведей».
Познавательное развитие»
1. Развивать добрые, нежные чувства друг к другу, своей семье, игрушкам при помощи театра сказок.
2. Знакомство с правилами поведения, просматривая сказки : не кричать, не перебивать.
3. Воспитывать культуру поведения на примере героев сказок. Обогащение знания о правилах безопасности в общественных местах.
4. Дидактические игры типа «Что можно и что нельзя».
План работы по подготовке проекта :
• На основе проблемы поставить цели и задачи проекта.
• Сбор, поиск информации и необходимого материала для реализации проекта.
• Разработка плана движения к цели (воспитатель, воспитанники, родители).
• Составление плана.
• Вовлечение детей и родителей в процесс решения задач.
• Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
• Презентация проекта, открытое занятие, представление продукта деятельности.
Этапы работы:
Подготовительный этап.
Выбор темы проекта.
Определение цели и задачи.
Составление плана работы.
Подбор литературы, изготовление театра.
Найти и разработать правила использования сказки с терапевтическим эффектом.
Практический этап. Для детей.
• Познакомить детей со сказками.
• Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.
• Рассматривание вязанных героев сказок (выделить героев, определить их характер, привычки, особенности).
• Чтение и рассказывание сказок.
• Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д.
• Открытый просмотр «Рассказываем сказку «Репка».
Для родителей.
• Помощь родителей в подборе сказок и создании театра (покупка пряжи).
• Чтение сказок для детей дома (консультации).
• Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам (покупка ткани для шторы).
• Рисунки родителей для создания книги «Наши любимые сказки».
• Конкурс стенгазет «Самая читающая семья»
Заключительный этап.
• Обобщение результатов работы.
• Сбор рисунков родителей.
• Оформление выставки «Наши любимые сказки» и изготовление семейной книги «Наши любимые сказки».
• Выставка стенгазет.
Ожидаемые результаты.
• Проект, направленный на создание психологического комфорта, приведет к нравственно – здоровой, социально адаптированной личности.
• Создание книги «Наши любимые сказки».
• Обогащение развивающей среды с помощью вязанного театра Кукол и расположение его в группе на стене (для показа изготовление «телевизора»).
Реализация проекта будет способствовать:
• Снятию напряженности у детей в адаптационный период;
• Расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;
• Привития любви к людям, книгам, окружающему миру;
• Социально-эмоциональному развитию детей;
• Включению родителей в педагогический процесс.
План работы на будущее
Продолжать работать по теме «Развитие речевой активности у детей через сказку»
Провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших низкий уровень развития речи.
Разработать план работы с этими родителями.
Подобрать соответствующую литературу.
Список литературы:
1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-петербург, «Детство-пресс», 2011 г.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – спб. : «златоуст», 1998. -352 с.
3. Киселёва М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с.
4. Литвинцева Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. – спб. : ооо «Издательство «Детство-пресс»,2010.
5. Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-петербург, «детство-пресс», 2012 г.
6. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – спб. : ооо «издательство «детство-пресс», 2012.
7. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию – м. : «генезис», 2011.
8. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребё нка: теория и практика. - м. ,2004.
9. Капщук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия : развиваемся играя. – ростов н/д. : феникс, 2009.
10. Михайлова А. Я. Современный ребенок и сказка : проблемы диалога. – м., 2002
Название сказок для детей раннего возраста
В какое время показывается сказка Название сказки и
для чего она рекомендована
Утренний приём.
Показ сказки на ковре или на стульчиках
в театральном уголке.
На ковре,
На утренней зарядке
Для хорошего настроения:
«Теремок»
Результат: Сплочение коллектива
Игры для эмоционального благополучия детей :
«Иди ко мне», Пришёл Петрушка», «Выдувание мыльных пузырей», «Ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Дети хлопать все умеют», «Привет, дружок, пока дружок», «»Кто в кулачке?», «Покружимся», «Покатаемся на лошадке», «Весёлые платочки»! И т. д.
Музыкальные игры с предметами: «»Все на ножки становитесь», «Мишку на руки возьми», «В лодочке», «С бубнами», «Погремушки», «Пляска с кубиками», Танцуем с платочками, «С лентами».
Подвижные игры детей : «Бегите ко мне и от меня», «Мишка по лесу гулял», «Воронята», «Пчёлки», «Уточки и собачка», Кошка и цыплята».
В течение дня
Вместе и индивидуально,
можно сидя на горшочках Игры на изучение частей тела: «Пальчик хочет спать», «Где же наши ручки?», «Я тебе покажу, как они ложатся», «Маленькие и большие ножки», «Полюбуйтесь, это я», «Покажи у куклы».
Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Посчитаем», «Дикие животные», «Гости», «Семья», «Зайка», «Кошки – мышки», «Этот пальчик- дедушка», «Этот пальчик хочет спать» и т. д.
Игры на формирование КГН у детей :»Умывалочка», «Делаем причёску», «Сделаем лодочки», «Вымой руки», «Угостим куклу чаем», «Уложим Мишку спать». «Водичка-водичка», «Носики - курносики».
После сна
Проводятся на ковре, на горшочках, на стульчиках
Игры на развитие дыхания: «Подуем на листочки», «Чашки», «Понюхаем цветок», «Дудочка», «Флажок», «Мыши пищат», «Надуем пузырь».
Игры для развития речи детей : «Идите с нами играть», «Угадай, кто кричит»,»Поспешили – насмешили», «Не разбуди Катю», «Громко – тихо», «Угадай, что делать».
В утренние и
вечерние часы
Проводим за столами, застеленными салфетками, клеёнкой, используя необходимые атрибкты.
Игры с водою: «Поливаем цветы», «Сквозь сито», Поплывёт или утонет», «Кораблики», «В час по чайной ложке» и т. д.
Игры с песком: «Играем с песочком», «Цветные заборчики», «Отгадай загадку2, «Во саду ли в огороде» и т. д.
Рисуем пальчиковыми красками на водной основе: «Рисуем пальчиками», «Оттиск пароллоном», «Рисуем цветным клестером», «Рисуем ладошкой» и т. д.