Ирина Сергеевна Саар
Проект «Сказки дедушки Корнея»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сказки дедушки Корнея»
Вид проекта : творческо-познавательный.
Срок реализации проекта : краткосрочный (3 недели).
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Актуальность
Публикация «Проект „Сказки дедушки Корнея“» размещена в разделах
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского, т. к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Результаты анкетирования родителей и диагностики детей в области «Чтение художественной литературы» послужили поводом для разработки проекта «Сказки дедушки Корнея»
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Проблема: Отсутствие интереса у детей к чтению художественной литературы.
Причины:
1. Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в ДОУ и в семье.
2. Непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя.
3. Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Цель проекта : Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
Ожидаемые результаты:
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.
2. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.
3. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
- Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
- Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;
- Разработка плана мероприятий.
II этап – основной (практический).
- Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей
III этап – заключительный.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата, итоговое родительское собрание, презентация проекта.
Содержание работы в процессе реализации проекта :
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки», «Разрезные картинки», пазлы, «Умные шнурочки», «Испорченный телефон», «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко»
- Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница»
- Театрализация: Игры-драматизации по сказкам «Телефон», «Доктор Айболит»;
- Подвижные игры: «Паутинка», «Путаница»,
- Упражнение на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика «Паук и муха»
- выполнение движений под стихотворение «Скрюченная песня»;
Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира
- занятия по теме «Посуда», «Поможем бабушке Федоре».
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о посуде, ее назначении, материале из которого она сделана, развивать связную речь, логику, воображение. Формировать нравственные качества детей, сострадание, желание прийти на помощь.
ФЭМП
«В гостях у Мухи - Цокотухи»
Цель: Закрепить знание геометрических фигур, величины, основных цветов. Сравнить длину способом приложения. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию. Воспитать умение работать парами, в коллективе.
- Беседы о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
- Беседы по сказке «Мойдодыр», «Федорино горе».
Труд.
«Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду».
Беседа «Правила пользования книгой».
Коммуникация.
- Чтение сказок К. И. Чуковского: «Тараканище», «Бармалей», «Краденое солнце», " «Крокодил», «Муха – Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр», «Федорено горе».
- Чтение стихов: «Бутерброд», «Черепаха», «Чудо-дерево», «Туфелька», «Храбрецы», «Обжора», «Радость», «Поросенок»
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам К. И. Чуковского.
- Заучивание наизусть отрывков из сказок К. И. Чуковского.
- Просмотр мультфильмов с использованием видео техники.
Художественное творчество:
Рисование
Рисование на тему «Подарок для Мухи-Цокотухи»
Цель: учить детей изображать в нетрадиционной технике «горошек», развивать творческое воображение детей, создавать радостное настроение.
Аппликация
Аппликация «Подарки для Федоры».
Цель: расширять представления детей о посуде, учить красиво располагать изображение, формировать умение наклеивать изображения. Развивать творческое воображение детей, чувства ритма, самостоятельность.
Лепка:
Лепка героев сказки «Черепаха»
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить приемам размазывания по картону в пределах контура рисунка, дополнительно декорировать скорлупой от фисташек.
Музыка.
- Слушание музыкальной сказки композитора М. Красева «Муха – Цокотуха»
- Заучивание с детьми наизусть: отрывки из сказок, стихи, роли героев из музыкальной сказки «Муха – Цокотуха».
Безопасность
- Обсуждение правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского;
- Составление памяток: «Как работать с ножницами»; «Как работать с бросовым материалом».
Работа с родителями.
- Организация библиотечки творчества К. И. Чуковского;
- Совместное творчество родителей и детей «Мой любимый сказочный герой»;
- Консультация для родителей «Книга – часть воспитания ребенка»
- Организация творческой выставки «Мы знакомимся с творчеством К. Чуковского».
Корней Чуковский - это один из самых любимых писателей для детей. Мировой популярностью пользуются его сказки в стихах и прозе. Они написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение, расширяет кругозор, призывает вести здоровый образ жизни, способствует художественно-эстетическому развитию. Дети с удовольствием декламируют отрывки из сказок Чуковского, что развивает речевые умения и навыки дошкольников, вызывает эмоциональный отклик на творчество поэта. Таким образом, реализация данного проекта способствует познавательно-речевому, социально-личностному, художественно- эстетическому и физическому развитию детей, а также формирует основы читательской культуры, интерес к детской литературе.
Проект предполагает совместную творческую деятельность родителей и ребёнка, что способствует их сближению и взаимопониманию, а также социальному партнерству специалистов, воспитателей и родителей.
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К. И. Чуковский.
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.
Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе, и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.
Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.
- Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
- Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
- Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений,
- умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Советы для родителей
- Чаще говорите о ценности книги;
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
- Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
- Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
- Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Завершение проекта :
- Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме «Сказки К. И. Чуковского».
- Организация выставки «Мы знакомимся с творчеством К. Чуковского».
- Презентация проекта на методическом собрании в рамках ДОУ.