Наталия Довгань
Проект «Сказки А. С. Пушкина в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Наиболее соответствующей этим требованиям является интегрированная форма образовательной деятельности. Самый действенный способ развития познавательной активности ребенка и активизации его творческого потенциала – интеграция таких областей, как «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация». Результатом этих занятий является продуктивно-творческая деятельность. Такая совместная деятельность педагогов и детей позволяет накопить впечатления детей и вывести их на деятельно-созидательный уровень.
Публикация «Проект „Сказки А, С, Пушкина в музыке“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Известно, что процесс интеграции в работе ДОУ станет успешным и продуктивным при условии слаженной работы не только группы педагогов художественно-эстетического цикла, но и всего педагогического коллектива, и будет осуществляться в процессе организации игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской деятельности – как в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей.
Тип проекта : исследовательский
Гипотеза: «Сказка может быть музыкой?»
Презентация проекта : Открытое развлечение
«Сказки Пушкина музыке»
Участники проекта : Дети старшей группы
«Гномики», музыкальный руководитель, воспитатели
Цель:
Цель проекта воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к художественным произведениям А. С. Пушкина. Приобщать детей к музыкальному искусству посредствам слушания классической музыки и установления взаимосвязи с другими видами искусств. Развивать интерес к познанию нового. Через синтез искусств и художественных видов деятельности формировать у детей основы эстетической культуры, духовности и художественного творчества.
Познакомить с творчеством композиторов классиков Н. А. Римского-Корсакова и М. И. Глинки, А. Свиридова определить их связь с творчеством А. С. Пушкина.
Одним из условий развития восприятия детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным. Самая тесная связь возникает между речью, словом и музыкой.
Музыка точно так же, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких выразительных образах.
Музыка способна вызвать у детей 6-7 лет соответствующие эстетические переживания и помочь увидеть и прочувствовать эти переживания у героев литературных произведений.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с творчеством А. С. Пушкина. Прочитать произведения: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке». Знакомство более тесно с музыкой выдающихся композиторов М. И. Глинки и Н. А. Римского-Корсакова.
Развивающие: Использовать прослушанную детьми музыку на занятиях танцами, давая возможность передать музыкальные образы с помощью пластики. Изобразить музыкальные образы с помощью рисунка. Слушая музыку, дети сочиняют свои истории. Уметь пересказывать услышанные сказки, развивать речь. Развивать навыки чистого интонирования, актерского мастерства.
Воспитательные: На примере классической музыки М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, произведениях А. С. Пушкина, воспитывать чувство патриотизма, любви к русскому искусству. Умение слушать музыку, литературные произведения. Обогащать духовный мир ребенка. Формировать основы музыкального и художественного вкуса.
Практические: Разучить сценки из сказок А. С. Пушкина. Объяснить детям значение слов: опера, балет, увертюра. Уметь анализировать музыкальные произведения. Совместно с родителями нарисовать рисунки, изготовить поделки из природного материала. Организовать выставку работ, отметить лучшие. Посмотреть сказку о царе Салтане на видео. Выучить песни, танцы, инструментальные произведения к развлечению «По сказкам А. С. Пушкина»
Предварительная работа:
На непосредственной образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» познакомить со сказками А. С. Пушкина. Провести беседы, обсуждения, пересказы. На музыкальной деятельности познакомить более тесно с творчеством композиторов Н. А. Римским-Корсаковым и М. И. Глинки. Прослушать отрывки из оперы: «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля», «Три чуда», опера «Руслан и Людмила» - «Марш Черномора». Прослушивание музыки сопровождать показом иллюстраций к опере и портретом композиторов. Разучить песни и танцы к развлечению. Изготовить декорации, костюмы, атрибуты.
Показать мультфильм «Сказка о царе Салтане».
Сроки реализации:
В течение двух недель знакомство с творчеством композиторов и поэта на непосредственно образовательной деятельности
Материал и оборудование
Презентация «Пушкин в музыке»
-Книги с произведениями А. С. Пушкина
-Музыка в записи на компакт дисках
-Проигрыватель, иллюстрации, портреты композиторов.
-Декорации, костюмы, музыкальные и шумовые инструменты, спортивный инвентарь для игр.
Видеозапись мультфильмов
Мероприятия:
- Рассматривание портрета А. С. Пушкина.
-Беседа о синтезе искусств
-Знакомство с операми Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Русалка», «Сказка о золотом Петушке»
-Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина :
«Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!»
«Воротился старик к старухе»
«Избушка там, на курьих ножках» «Там ступа с бабою ягой
«Царевна - Лебедь»,
«Бочка по морю плывет»
«Тридцать три богатыря» И. Билибин,
-Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».
- Дидактические игры:
«Золотая рыбка»,
«Кого не стало?»,
«Вспомни сказку»,
«Кто скорее?»
«Волшебные предметы»,
«Найди предметы из сказок Пушкина».
-Слушание музыкальных фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане» - Драматизация сцен из «Старик и старуха», «Злая волшебница и царевна»
-Дидактическая игра «Золотая рыбка»
-Танцевальное творчество «Золотая рыбка и море», «Тридцать три богатыря», «Белочка»
Чтение поэтических отрывков
Видеосалон, просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина :
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
-Игра на музыкальных инструментах :
«Во саду ли в огороде» русская народная мелодия,
«Марш Черномора».
- дыхательная гимнастика «Ветер, ветер ты могуч…»,
Итоговое развлечение «Что за прелесть музыка из сказки!»
Ожидаемый результат:
Сформировать основы музыкального вкуса. Выделить характеризующие и составляющие его аспекты: индивидуальность, осознанность, обоснованность, содержательность, правильность, полезность, своевременность, избирательность, компетентность.
Совершенствовать восприятие у старших дошкольников прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств.
Уметь сочетать художественное слово с другими видами искусств: изобразительным, музыкальным, театральным. Самая тесная связь возникает между речью, словом и музыкой.
Музыка – это искусство интонации. Проникновение ребенка в музыкальный образ литературного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события.
Знать творчество А. С. Пушкина и творчество композиторов классиков Н. А. Римского-Корсакова и М. И. Глинки. Уметь анализировать, давать оценку услышанному произведению. Знать музыкальные термины и их значения. Развить театральные способности, умение выступать перед публикой. Выразительное исполнение стихов. Освоить игру на металлофоне, умение исполнять произведения в оркестре.