Алина Простова
Конспект занятия «Сказка о царе Салтане А. С. Пушкина. Три чуда в музыке Римского-Корсакова Н. А»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект презентации совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием ИКТ на тему:
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ А. С. Пушкина.
ТРИ ЧУДА В МУЗЫКЕ РИМСКОГО-КОРСАКОВА Н. А.»
Цель: познакомить детей с симфонической музыкой Н. А. Римского-Корсакова, с творчеством композитора, дать детям представление о жанре «опера» на примере оперы «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о царе Салтане»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Задачи: накопление опыта восприятия произведений крупного жанра, приобщение детей к произведениям высокого художественного уровня.
(СЛ 1,2) Ребята, сегодня мы познакомимся с оперой «Сказка о царе Салтане» написанной русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым по мотивам одноименной сказки Пушкина А. С., рассказанной ему в раннем детстве няней Ариной Родионовной.
(Сл. 3) Композитором Н. А. Римским-Корсаковым написаны следующие сказочные оперы: адко», Царская Невеста», «Золотой петушок», «Кощей Бессмертный», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китиже»
Опера - музыкальный спектакль, в котором артисты поют.
Краткое содержание сказки о царе Салтане следующее: (СЛ. 4)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком:
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
- "Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
- "Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря". (сл. 5) В этот момент в избу входит сам царь Салтан. До этого он подслушивал разговор сестер под окном. Больше всего Салтану понравилась мечта третей сестры, которая хотела родить богатыря. Именно третьей сестре Салтан предлагает стать царицей и родить ему сына. Двум другим сестрам Салтан предлагает перебраться жить к нему во дворец в качестве поварихи и ткачихи.
Старшие сестры обиделись на Салтана, позавидовали младшей сестре. Сестры написали царю письмо, который был на войне, что царица родила ему «неведому зверюшку». Саму царицу и родившегося младенца закрывают в бочке и сбрасывают в море, ссылаясь на несуществующее письмо царя (СЛ. 6).
Сейчас мы послушаем музыку, которой композитор с помощью музыкально-выразительных средств изобразил море. Музыка звучит то тише, то громче, мелодия то опускается, то поднимается. Вы услышите, как играет вода на солнце, как она плещется. Музыка звучит в исполнении скрипок. В конце музыка затихает, бочку вынесло на необитаемый остров Буян (Сл. 6).
(СЛ. 7)Со временем бочку. Из бочки появляется царица и уже повзрослевший сын-царевич Гвидон. Для того чтобы прокормить мать, Гвидон собирается на охоту. Он делает себе лук и стрелы. Идет к морю подстрелить птиц. Перед ним открывается картина: черный коршун напал на белую лебедь. Царевич убивает коршуна. Лебедь в благодарность за спасение жизни обещает Гвидону свою помощь (Сл. 8).
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
На пустом острове появляется чудо-град, правителем города становится Гвидон (Сл. 9).
Мимо острова проплывают морские купцы и любуются красотой нового города. По прибытии на остров Буян купцы рассказывают царю Салтану о чудесном граде и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор.
(Сл. 11, 12) Но злые сестры повариха и ткачиха рассказывают Салтану о новом чуде света: танцующей и поющей белке, которая живет под елью в хрустальном домике. Белка грызет орешки с изумрудами и золотыми скорлупками.
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Мы сейчас с вами послушаем музыку Белочки. В основе темы белочки композитор использовал русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде». (Прослушивание).
Царь Салтан услышав о новом чуде, отказывается от поездки к князю Гвидону. Комар за это кусает тетку в глаз. Князь Гвидон рассказывает белому лебедю о волшебной белке. Под елью у князя Гвидона появляется поющая белка в хрустальном домике.
В следующий раз купцы рассказывают царю Салтану о поющей белке и передают новое приглашение от князя Гвидона. Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в муху, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Злые сестры рассказывают еще об одном чуде: о тридцати трех богатырях, выходящих из моря, во главе с дядькой Черномором. Царь Салтан услышав о новом чуде, отказывается от поездки к князю Гвидону. Муха за это опять кусает тетку в глаз. Князь Гвидон рассказывает белому лебедю о тридцати трех богатырях. И на острове появляются тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. (СЛ. 13,14)
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Сейчас мы послушаем музыку момента выходы 33 богатырей из моря. Она звучит мужественно, отважно, смело, мощно, громко, ярко.
И вновь купцы, рассказывают царю Салтану о чудесах, о тридцати трех богатырях и передают новое приглашение от князя Гвидона. Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в шмеля, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Злые сестры рассказывают еще об одном чуде: о царевне, затмевающей «днем свет божий» с месяцем под косой и горящей звездой во лбу.
(Сл. 15) Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
Сейчас мы послушаем, при помощи каких выразительных средств, композитор передал превращение лебедя в царевну. (Сл. 16). Анализ музыки.
Царь Салтан услышав о новом чуде, отказывается от поездки к князю Гвидону. Шмель за это кусает тетку в нос. Князь Гвидон рассказывает белому лебедю о прекрасной царевне. Лебедь вновь исполняет желание князя Гвидона, ведь царевна со звездой во лбу - это она и есть!
В итоге царь Салтан отправляется в путь к острову князя Гвидона. По прибытии он узнает в царице свою жену, а в князе своего сына. От большой радости он прощает злых сестер. Устраивается веселый пир на весь мир, все заживают счастливо и богато! (СЛ,17,18)
Таково краткое содержание «Сказки о царе Сатане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», написанной великим русским поэтом Пушкиным А. С., которая очень любима многими поколениями русских детей.
Сегодня вы познакомились с 3-чудесами в опере: белочкой, которая ела золотые орешки, 33 богатырями, которые выходили из моря во главе дядьки Черномора и лебедем, который превращался в царевну.