Ирина Самцова
Проект «Сказки Пушкина» для подготовительной группы, 2015 год
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип проекта по доминирующему методу: информационно-творческий
Тип проекта по числу участников : групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный – с 1.03.2015г. по 31.03.2015г. (1 месяц)
Предмет проекта : сказки А. С. Пушкина
Участники проекта : дети старшей-подготовительной группы, родители, воспитатель
Публикация «Проект „Сказки Пушкина“ для подготовительной группы, 2015 год» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Цель проекта : знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина
Задачи проекта :
• - познакомить детей с биографией и сказками А. С. Пушкина
• - развивать речь и память детей
• - развивать интерес к поэзии
• - продолжать учить работать коллективно, помогать детям взаимодействовать друг с другом
• - формировать смелость в процессе художественно-творческой деятельности
Ожидаемый результат:
• - вызвать у детей интерес к творчеству А. С. Пушкина
• - привлечь родителей к совместному чтению сказок с детьми
• - выучить отрывок из стихотворения «У Лукоморья дуб зелёный…»
• - помочь детям совершенствоваться в коллективной работе.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
I ЭТАП
1) Ввод детей в проблемную ситуацию
2) Формулирование проблемы
3) Обсуждение проблемной ситуации
Содержание:
- беседы о сказках и сказочных героях
II ЭТАП
Организация деятельности детей:
- познавательно-речевая
- художественно-творческая
- игровая
- совместная работа с родителями
Содержание:
• Аудиозапись «У Лукоморья…» в исполнении А. Фрейндлих
• Биография А. С. Пушкина
• Викторина по сказкам А. С. Пушкина
• Просмотр мультфильма
• Сказки
• Салфеточная аппликация
• Рисование
• Конструирование
• Поделка из природного материала
• Элементы обрывной аппликации
• Пальчиковая гимнастика
• Физкультминутки
• Инсценировка отрывка из сказки «О рыбаке и золотой рыбке»
• Работа с планшетами
• Заучивание отрывка из «Лукоморья»
III ЭТАП
• Коллективная работа «Волшебное Лукоморье»
• Открытое занятие по сказкам Пушкина «В стране Лукоморья»
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ
Раздел планирования: Художественно-продуктивная деятельность
1. Рисование с элементами салфеточной аппликации
Цель: познакомить детей с понятием «иллюстрация»; продолжать учить детей рисованию гуашью, использованию метода салфеточной аппликации для декорирования картины.
Программное содержание: Воспитатель напоминает детям сказку «Золотая рыбка», дети перечисляют персонажей. Воспитатель:
- Кто из персонажей был волшебным? Почему?
- Золотая рыбка, она исполняла желания!
- Правильно, давайте мы с вами сделаем золотых рыбок и загадаем желания!
- Давайте!
Воспитатель раздаёт детям шаблоны золотой рыбки, они обводят их на цветной бумаге, вырезают, наклеивают на альбомный лист. Затем лист разрисовывают акварелью синего цвета – получается море. Туловище рыбки дети декорируют с помощью салфеточной аппликации – катают шарики из кусочков жёлтой салфетки и наклеивают на рыбку. В конце занятия воспитатель напоминает детям загадать желания своим волшебным рыбкам. Оформляется выставка работ детей.
2. Поделка из шишек и пластилина «Золотой петушок»
Цель: развивать фантазию детей, учить их самостоятельно лепить персонажа из сказки, развивать мелкую моторику рук, учить делать поделки из природного материала.
Программное содержание: Воспитатель с детьми вспоминают сказку Пушкина «О золотом петушке». Воспитатель:
- Ребята, какие волшебные герои есть в этой сказке?
- Звездочёт, Золотой петушок, Шамаханская царица.
- А что делал Золотой петушок?
- Охранял царя от врагов, предостерегал его.
- А куда он потом делся?
- Клюнул царя Дадона в голову и улетел.
- Давайте с вами слепим царю новых петушков?
- Давайте!
Воспитатель раздаёт детям пластилин разных цветов, сосновые шишки и деревянные спицы.
- Дети, так как наш Петушок волшебный, давайте его сделаем разных волшебных цветов!
- Давайте.
Дети берут пластилин разных цветов по выбору и по образцу воспитателя лепят на сосновую шишку шею, голову, крылья и хвост петушка. Затем сажают его на спицу и закрепляют с помощью пластилина.
3. Коллективная работа «Волшебное Лукоморье»
Цель: развивать чувство гармонии и композиции, развивать умение рисовать и вырезать рисунок, продолжать учить обрывной аппликации, развивать мелкую моторику рук, фантазию детей, учить детей работать коллективно, создавая одну большую картину, учить слушать аудиосказки.
Этап 1.
Программное содержание: ребята сидят на стульчиках, воспитатель спрашивает:
- Ребята, а вы хотите попасть в сказку?
- Конечно!
- Тогда закрывайте глазки и слушайте внимательно, сказка начинается…
Дети закрывают глаза, воспитатель включает аудиозапись «У Лукоморья…» в исполнении А. Фрейндлих.
Затем включает картинку «Лукоморье» (иллюстрацию к сказке) на экране и говорит детям открыть глаза.
- Дети, посмотрите на картинки – это иллюстрации к сказке, в которой вы только что побывали. Как вы думаете, как я догадалась?
- Вон дуб, вон леший, вон русалка на ветвях сидит и т. д.
- Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке?
- Да!
- А давайте мы с вами превратимся в волшебников и сделаем сказку сами!
- Давайте!
- Тогда приглашаю вас к столу для работы над сказкой!
Дети проходят к столу, где лежит ватман с заранее намеченным стволом дуба. Воспитатель объясняет детям, что ствол дуба хорошо получится, если его сделать приёмом обрывной аппликации.
- Давайте попробуем, ребята?
- Давайте.
Дети способом обрывной аппликации обклеивают ствол дуба цветной бумагой коричневых и оранжевых оттенков. Проклеивают крупные ветки, а также корни дуба.
- Ребята, - говорит воспитатель. – А что же растёт на дубе?
- Листья! А ещё жёлуди! – отвечают дети.
- Отлично, давайте сделаем для нашего дуба жёлуди и листочки.
Дети проходят к столам с шаблонами дубовых листочков и жёлудей на каждого. Обводят их на цветной бумаге и вырезают. Затем они по очереди подходят с готовыми жёлудями и листочками и приклеивают на дуб. Оставшееся место на кроне дуба воспитатель предлагает закрасить зелёной гуашью.
Этап 2.
Программное содержание:
- Ребята, помните, как мы сделали с вами могучий волшебный дуб у Лукоморья?
- Да!
- Я предлагаю вам вернуться в волшебную страну у Лукоморья и заселить её сказочными героями.
Воспитатель спрашивает у детей, какие сказочные герои обитают у Лукоморья. Дети дают ответы (Баба-Яга, Кащей, Леший, Русалка и т. д.). Воспитатель просит детей дать краткую характеристику героям (добрый или злой и т. д.). Затем спрашивает у детей, кто какого героя будет рисовать. Дети в произвольной форме (по замыслу) рисуют сказочных героев, затем все вместе отбирают лучшие рисунки для коллажа. Воспитанники самостоятельно приклеивают сказочных героев, разрисовывают остров и море, заканчивая картину.
Раздел планирования: Познавательно-тематические занятия
1. Беседа «Мир сказок»
Цель: углублять, расширять и дополнять знания детей о сказках.
Программное содержание: Воспитатель определяет вместе с детьми, что же такое сказка. Поправляет и дополняет ответы детей. Спрашивает, какие сказки они знают и какие им нравятся, почему. Затем спрашивает, а какие сказки бывают? Если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что сказки бывают народные и авторские. Народные – те, что придумали в народе, то есть у них нет определённого автора, или его имя давно забыто, или неизвестно вовсе. Авторские – те сказки, автора которых мы помним. Сказки Пушкина – это авторские сказки. Педагог спрашивает детей: почему? Дети объясняют, что автор этих сказок – Александр Сергеевич Пушкин, мы знаем его имя, его биографию, потому и сказки его являются авторскими.
2. Тематическое занятие «Биография великого поэта»
Цель: познакомить детей с биографией великого русского поэта.
Программное содержание: Воспитатель показывает детям на экране портрет А. С. Пушкина, просит детей описать его, а затем рассказывает детям, что за человек изображён на экране, как он жил и писал свои произведения.
Александра Сергеевича Пушкина знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.
Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства. Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню: он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…» и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.
Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село, в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет, встретил своих будущих друзей: Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи ( можно продемонстрировать рисунок : Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером.
Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани, в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.
Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель- Онегин Д. С. – прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал, чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет хранил эту книгу, а потом передал её в музей, где она хранится до сих пор.
3. Беседа «Мои любимые герои сказок Пушкина»
Цель: обобщить знания детей о сказках Пушкина, определить любимых героев и их характеристику.
Программное содержание: Воспитатель вспоминает вместе с детьми названия сказок Пушкина, прочитанные дома и в группе, и просит назваь полюбившихся героев, а также объяснять, почему именно этот герой больше всего понравился ребёнку.
4. Просмотр мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Цель: познакомить с одноимённой сказкой А. С. Пушкина через мультфильм.
Программное содержание: дети смотрят мультфильм, по окончании которого воспитатель задаё т вопросы:
- Как называется эта сказка?
- Какие в ней герои?
- Что случилось с царевной?
- Кто её спас? И т. д. по содержанию сказки.
Физкультминутка «Расскажи стихи руками»
У Лукоморья дуб зелёный /показывают руками ствол дуба/,
Златая цепь на дубе том /пальчиками как будто перебирают цепь/,
И днём /разводят руки/, и ночью /закрывают руками глаза/
Кот учёный /показывают руками очки/
Всё ходит по цепи кругом /поворачиваются вокруг своей оси/.
Идёт направо – песнь заводит /машут в сторону правой рукой/,
Налево – сказку говорит /машут в сторону левой рукой/.
Там чудеса /разводят руки в стороны/,
Там леший бродит /поворачиваются вокруг оси/,
Русалка на ветвях сидит /садятся на корточки, обхватив коленки руками/.
Раздел планирования: развитие речи (художественная литература)
1. Чтение сказок Пушкина в группе.
Цель: познакомить детей со сказками Пушкина.
Программное содержание: воспитатель читает детям сказки Пушкина :
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Сказка о золотом петушке»
Читается в день по одной сказке. После каждой сказки воспитатель проводит беседу с детьми по вопросам: авторская это сказка или народная, как называется, какие в сказке есть герои, кто больше понравился и почему.
2. Пересказ «Сказки о золотом петушке»
Цель: развитие речи, памяти детей, умения пересказывать прочитанное.
Программное содержание: дети сначала коллективно, а затем по одному пересказывают «Сказку о золотом петушке». При ошибке воспитатель просит других детей найти ошибки в пересказе и исправить.
3. Инсценировка «Сказки о рыбаке и рыбке»
Цель: развивать речь, память, артистические качества детей.
Программное содержание: вспомнить с детьми содержание сказки, выбрать понравившийся момент и инсценировать его с помощью воспитателя (по подгруппам).
Раздел планирования: работа с родителями
1. Чтение «Сказки о царе Салтане…» дома родителями детям.
Цель: вовлечение родителей в процесс обучения детей, ознакомление со «Сказкой о царе Салтане»
Программное содержание: дать родителям и детям «домашнее задание» : прочитать данную сказку. На следующий день провести с детьми беседу по вопросам по сказке, какие герои понравились, что запомнилось больше всего и т. д.
2. Заучивание наизусть отрывка.
Цель: вовлечение родителей в процесс обучения, развитие речи детей, обучение рассказыванию наизусть.
Программное содержание: попросить родителей дома помочь ребёнку выучить любой отрывок из понравившейся сказки Пушкина. На следующей неделе проводится чтение стихов и выбор лучших чтецов.
Раздел планирования: итоговое мероприятие.
Открытое интегрированное занятие «В волшебной стране Лукоморья» (см. конспект).