Ежелева Галина Анатольевна
Проект «Сказка в гости к нам пришла» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад «Дарование»
Проект
первая группа раннего возраста
Составили: Ежелева Г. А.
Турко Н. Н.
Строганова Т. М.
2015 - 2016 год
Содержание
Паспорт проекта…. 3
Введение…. 3
Актуальность…. 4
Цель проекта… 4
Задачи проекта для дошкольников… 4
Публикация «Проект „Сказка в гости к нам пришла“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Задачи проекта для родителей и педагогов…. 5
Принципы … 5
Продукт деятельности… 6
Предполагаемые риски…. 6
Планируемый результат…. 6
Механизм оценивания… 7
Этапы проекта…. 8
Заключение…. 12
Список литературы…. 14
Приложения к проекту… 15
Паспорт проекта
Вид проекта : педагогическо-родительский.
Тип проекта : творческий
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2015 года – май 2016 года.
Участники: воспитатели, дети и родители группы «Солнечные лучики».
Возраст детей: 1, 6 – 2,5 г.
Форма проведения: групповая.
«Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам - урок»
А. С. Пушкин.
Введение.
Сказка – неразлучный спутник детства. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Впечатления детства долго сохраняются, и часто на всю жизнь определяют поведение и настроенность человека. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.
Раньше чтение сказки было особым ритуалом в семье, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение. В современной семье значение сказки порой недооценивают. Сказку, ссылаясь на большую занятость, подчистую заменяют зарубежными мультфильмами. Родители не задумываются над содержанием этих мультфильмов, их волнует только то, что их ребёнок весело проводит время и не мешает им заниматься своими неотложными делами. Да и современная детская книга, предлагаемая нашему вниманию, не всегда соответствует высоким критериям дошкольной литературы. Порой искажённые и выхолощенные сказки не несут никакой ценности в воспитании малыша. В этом океане «литературы» родители не всегда могут правильно сориентироваться и выбрать ту книгу, которая поможет в воспитании малыша.
Актуальность
Набирая малышей в этом году, мы столкнулись с такой проблемой: основная часть детей плохо или совсем не разговаривают. Хорошо, понятно говорят только пять ребят. Для того чтобы разобраться в причине такой проблемы мы провели родительское собрание, на котором проанкетировали родителей. Выяснилось, что родители недооценивают значение чтения и рассказывания детям сказок, заучивания потешек и поговорок, рассматривание иллюстраций к ним и беседы о сказочных героях.
Задумывая проект «Сказка в гости к нам пришла» мы ставили перед собой цель: помочь малышам преодолеть речевую пассивность, посредством погружения в мир русских народных сказок и потешек, создав предметно- пространственную развивающую среду в группе и на групповом участке способствующую этому погружению и развитию познавательных способностей и самостоятельности детей. Помочь родителям разобраться в огромном море детской литературы, научить правильно пользоваться сказками в воспитании своих детей.
Задачи проекта для дошкольников :
Образовательные:
- организовать предметно-пространственную развивающую среду в группе для знакомства малышей с миром сказок;
- формировать у детей интерес к книгам, умение понимать содержание сказок и стихов, эмоционально реагировать на сказочные ситуации;
-привлекать к воспроизведению сказочных образов через разные виды деятельности (игровую, театрализованную, художественную, индивидуальную).
Развивающие:
-развивать умение манипулировать с игрушкой (героем сказки, сопровождая действия речью;
-способствовать развитию умения воспроизводить и эмоционально передавать знакомые сюжеты любимых произведений художественной литературы.
Воспитательные:
-воспитывать умение внимательно слушать сказки и стихи, отвечать на вопросы по содержанию;
-воспитывать любовь к чтению книг, бережное отношение к ним.
Задачи проекта для родителей и педагогов:
- создать предметно развивающую среду в группе и на групповом участке для постоянного погружения в мир сказок;
- создать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
- развивать совместное творчество родителей и педагогов, для улучшения качества воспитания малышей;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание принимать активное участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах:
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
- Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Сказки способствуют развитию в ребенке речи, творческого мышления и воображения. Именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Вот для того чтобы наши дети как много дольше пребывали в мире сказки мы решили привнести сказку в окружающую среду группы. Дети во всех видах деятельности, будь то режимные моменты, индивидуальная работа, занятия, прогулка, самостоятельные игры, везде сталкиваются с этим удивительным помощником – сказкой.
Во время реализации проекта через все виды деятельности дошкольников (занятия, индивидуальную деятельность, дидактические и подвижные игры, трудовые поручения, режимные моменты) красной нитью проходят русские народные сказки.
Продукт деятельности:
- Создание предметно- пространственной развивающей среды в группе и на групповом участке, погружающих детей в мир сказки, побуждающих детей к усвоению новых знаний и умений.
- Слайдовая презентация для родителей и педагогов.
- Итоговое развлечение для детей «Сказка в гости к нам пришла».
Предполагаемые риски:
- Тяжёлая адаптация дошкольников;
- Плохая посещаемость в связи с заболеванием детей простудными заболеваниями и эпидемией гриппа;
- Отражение кризисного положения в стране на финансовое благополучие в семьях;
- Низкая родительская активность.
Планируемый результат:
1. Созданы необходимые условия для знакомства с миром сказок и произведений для малышей.
2. Дошкольники с удовольствием слушают чтение книги, понимают содержание сказки, эмоционально реагируют на сказочные ситуации.
3. Дети умеют манипулировать с игрушкой (героем сказки, сопровождая действия речью, активно воспроизводят сюжеты знакомых сказок в самостоятельных играх в центрах развития.
4. Во время рассматривания книг дети эмоционально передают знакомые сюжеты любимых произведений художественной литературы.
5. Малыши любят читать книги, бережно к ним относятся.
6. В семье созданы благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
7. Во взаимоотношении между педагогами и родителями преобладают понимание и взаимопомощь, творческий союз, что помогает улучшать качество воспитания дошкольников.
8. Родители с удовольствием и энтузиазмом участвуют в жизни группы, принимают активное участие в ней.
Механизм оценивания
• Анкетирование родителей.
• Наблюдения, беседы с детьми.
Мультимедийное оборудование:
Телевизор,
Видео магнитофон,
Музыкальные колонки,
Диски с мультфильмами по русским народным сказкам.
Финансовое обеспечение
Ленты синего, зеленого, желтого, красного цвета по 3 метра каждого цвета
(26 руб. х (3х4) = 312 руб.
Обручи 4 шт. (синий, красный, зеленый желтый) х120=480 руб.
Мячи 3 шт. х150 руб. = 450 руб.
Музыкальные инструменты=700 руб.
Доски магнитные по сказкам «Репка»; «Теремок» : 2х150руб. = 300 руб.
Книга «Русские народные сказки»- 250 руб.
Перчатковый театр «Три медведя»-600 руб.
Вкладыши по сказкам «Теремок»; «Репка».- 2 х 150 руб. =300 руб.
Пластмассовые крючки- 10 х 15=150 руб.
Прищепки- 40 х 25 руб. = 105 руб.
Контейнеры- 2 х 250 руб. =500 руб., 1 х 450= 450 = 950 руб.
Итого: 4.642 руб.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы проекта педагоги родители дети
1. Подготовительный
Сентябрь 2015 года 1. Изучение и подбор материала.
2. Разработка структуры проекта.
3. Составление тематического планирования мероприятий
4. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
5. Анкетирование родителей, обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.
6. Консультация для родителей «Какие сказки читать детям».
1. Заполнение анкеты.
2. Изучение литературы и интернет ресурсов.
3. Предложения из личной практики.
4. Подбор необходимого оборудования.
5. Определение необходимых денежных затрат.
2. Основной
Октябрь 2015 г – апрель 2016 г Центр сенсорики
Оформить дидактические игры «Разноцветные ленты», «Помоги колобку стать солнышком», «Чудо-дерево», «Вкладыши - сказки», «Что за чем?». Изготовить ленточки на колечках основных цветов спектра
Приобрести пластмассовые крючки, прищепки, контейнеры основных цветов спектра.
Изготовить чудо-дерево с героями сказок.
Принести вкладыши по сказкам «Теремок», «Репка».
Разучивание танца "С лентами"
Самостоятельные игры с вкладышами по сказке "Теремок", "Репка".
Центр природы
Подготовить и оформить центр по сказке «Теремок». Подобрать мелкие игрушки по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь».
Принести сыпучки в форме мишки, зайчика, домика, колобка. Сказкотерапия.
Пескотерапия.
Центр двигательной активности
Оформить подвижные игры:
- «Волк и козлята», «У медведя во бору», «Три медведя», «Зайцы и лиса», «Курочка и цыплята». 1. Закупить ленты, обручи, мячи.
2. Изготовить маски медвежат, козлят, утят по количеству детей. Выполнение подражательных движений героев сказок в подвижных играх, выполнение ОРУ с лентами, выполнение основных видов движения, самостоятельная двигательная активность с музыкальным сопровождением. Прокатывание мяча "Покатился колобок", обыгрывание сказки «теремок» (мышка живет в синем окошечке (обруч, лягушка в зеленом окошечке и т. д.).
Музыкально-театральный центр
1. Оформить музыкально-театральный уголок по сказкам.
2. Продолжить обогащение пальчикового и перчаткового театра новыми персонажами.
3. Оформить настольный театр «Заюшкина избушка», «Теремок». Приобрести:
1. Музыкальные инструменты, деревянные ложки.
2. Театр на магнитах «Репка», «Теремок».
3. Изготовить шумовые инструменты из подручных материалов.
4. Принести настольный театр «Теремок», «Заюшкина избушка». Выкладывание в определенной последовательности персонажей сказки "Репка", Теремок". Игра на музыкальных инструментах (барабан, металлофон, бубен, гитара, дудочка, маракасы, деревянные ложки).
Просмотр кукольного театра по сказке «Три медведя»
Игровой центр
Оформить игровой центр как избушку трёх медведей. 1. Сшить сарафаны и косынки для девочек, жилетки и кепка для мальчиков, принести детские сумочки.
2. Обшить кроватки в игровой центр.
Сюжетно-ролевая игра "Дом", самостоятельная деятельность в игровом центре.
Сюжетные обыгрывания отрывков знакомых сказок.
Костюмированные мини-развлечения.
Строительство домиков для героев сказок и т. д.
Речевой центр
1. Оформить речевой центр по сказке «Курочка Ряба».
2. Оформление участка по сказкам : «Колобок, теремок, Репка, курочка Ряба».
1. Приобрести или принести красочные книги с русскими народными сказками, соответствующие по содержанию младшему возрасту детей. Рассматривание ярких иллюстраций в книгах, рассказывание знакомых сказок с опорой на иллюстрации. Рассказывание и обыгрывание потешек, стихов.
Беседа "Как правильно обращаться с книгой"; "Как мы играем с игрушками и как мы о них заботимся".
Занятие игра "Куда что положить".
Словесная игра "Вышла курочка гулять".
Сюжетные игры по казкам.
3. Заключительный
Май 2016 год Подготовить и показать презентацию для родителей.
Подготовить и провести итоговое развлечение «Сказка в гости к нам пришла».
Принять активное участие в итоговом мероприятии «Сказка в гости к нам пришла». Участие в развлечении «Сказка в гости к нам пришла».
Заключение
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития детей посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметно-пространственная развивающая среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития младших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
Результативность
1. В группе созданы необходимые условия по приобщению детей к сказкам, пополнены центры развития детей.
2. Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
Рефлексия
В дальнейшей работе по театрализованной деятельности необходимо создать больше атрибутов (костюмы, другие виды театров).
Продолжать знакомство детей с любимыми сказками.
Формировать умение придумывать новые сюжеты на основе уже знакомых сказок.
Создать центр эмоций для более успешного усвоения знаний о характерах и эмоциональных состояниях героев изучаемых сказок.
Список литературы:
1. «Вместе с семьёй» Т. Н. Доронова 2-е издание – Москва Просвещение, 2006 г.
2. «Раннее детство: развитие речи и мышления» Л. Н. Павлова Москва Мозаика – Синтез 2002 г.
3. «Физическа культура в дошкольном детстве» Москва Просвещение 2008 г.
4. «Как играть с ребёнком» А. И. Моисеева Москва Просвещение 2007 г.
5. «Организация сюжетных игр по сказкам» Н. Н Короткова, Н. И. Михаленко Москва Скрипторий 2003 г.