Оксана Королькова
Проект «Сказка ложь, да в ней намек». Ознакомление детей дошкольного возраста с правами ребенка посредством сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Сказка ложь, да в ней намек»
(ознакомление детей дошкольного возраста с правами ребенка через призму сказок)
Цель проекта : 1. Создание благоприятных условий в группах ДОУ для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения правовой компетентности родителей (законных представителей) в вопросах защиты прав детей.
Темочки:
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
2. Формирование правовой культуры у дошкольников, ознакомление с Конвенцией о правах ребенка в соответствующей возрасту форме через доступные детям средства (сказки).
3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, осознавать ответственности за свои права.
4. Формирование положительного отношения к правам других, формирование основ толерантности, нравственных норм и правил поведения в детском саду, социуме.
Задачи проекта :
- Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам защиты прав детей и правового воспитания;
-Совершенствовать систему взаимодействия педагогов с родителями, ориентированной на объединение усилий в вопросах защиты прав детей и правового воспитания;
- Создавать условия для оказания психолого-педагогической помощи родителям в вопросах защиты прав детей и педагогики ненасилия, повышения правовой грамотности родителей в вопросах защиты прав детей;
- Познакомить детей с основными правами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, на примере сказок и сказочных героев; помочь детям осознать, что «Сказка – ложь, да в ней намек», учить анализировать сюжеты известных сказок, соотносить с правами ребенка из Конвенции, определять, какое право нарушено.
- Формировать представления о ценности человеческой личности, ценности жизни и здоровья
Ожидаемый результат:
у детей появится познавательный интерес к теме «Ребенок и право», дети ознакомятся с понятием «Конвенция», будут ориентироваться в основных правах ребенка, у детей будет сформировано понимание значимости семьи в жизни каждого человека, проявление заботы и уважения к членам семьи;
дети овладеют первоначальными навыками безопасного поведения при агрессивном поведении сверстников, умением обращаться за помощью ко взрослым в критической ситуации; будут иметь представление о гражданских нормах и правилах – каждый человек имеет право на свое мнение, умение решать возникающие в жизни детей конфликты правовыми способами;
будут уметь делать выводы, на примере сказок определять, какое право у героя реализовано, какое право нарушено;
родители заинтересованы в повышении своей правовой компетентности, нацелены на содружество ДОУ и семьи в вопросах правовой защиты детей и формирования правовой грамотности у дошкольников;
расширены знания родителей в области правовой защиты детей; получены положительные отзывы на проведенные мероприятия в рамках реализации проекта.
Практический результат проекта :
- создание уголка для родителей «Права ребенка»;
- оформление методического материла для работы с детьми по формирования правовой грамотности (мультимедийные презентации, сюжетные картинки из сказок, подборка сказок по правам ребенка, картотека игр);
- изготовление буклетов для родителей;
- анкетирование родителей (результаты);
- выставка рисунков «Права ребенка в сказках»;
- фотоматериал мероприятий с детьми и взрослыми.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
Проведение анкетирования родителей по вопросам прав ребенка
Выделение прав ребенка для изучения
составление библиотека книг со сказками для работы с детьми :
- Сказки про Светика
- Права детей в сказках народов мира («Снегурочка» - право на жизнь, на дом и семью
«Три поросенка» - право на жильё, на неприкосновенность; «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т. д.
2. Основной
Ежедневная работа с детьми по ознакомлению с правами, закрепленными Конвенцией ООН, принятой в 1989 г.
Методы: беседы, драматизация, работа с художественными произведениями, работа с мультимедийными презентациями, рисование по сказкам, сотворчество детей и родителей, ежедневное выполнение домашнего задания в ходе реализации проекта.
1. Заключительный этап
Обобщающая игра с детьми
Итоговое мероприятие с детьми и родителями: Игра – КВН «Права ребенка»
Выставка рисунков по сказкам
Изготовление уголка «Правовой уголок детства»
Анкетирование родителей
День первый
«Право и ребенок»
(работа с мультимедийной презентацией №1)
Утро: Познакомить детей с понятием «право», с понятием «Конвенция», с историей ее появления.
Рассказать детям о том, что они находятся под защитой закона («Конвенция о правах ребенка»)
Рассказать об истории появления Конвенции.
Выявить начальные знания у детей по правовой грамотности, какие права знают. Подвести детей к тому, что сказка может быть частью познания мира : читайте сказки, они помогут вам узнать свои права.
Дать старт проекту «Сказка – ложь, да в ней намек» (разместить в приемной вместе с детьми сердцевину Цветика-Семицветика с надписью «Я – ребенок, у меня есть право»)
Вечер: Нацелить детей на продолжение работы, каждый день дети через сказку будут узнавать свои права
Есть в мире много прав,
Простых и очень сложных.
А есть права ребенка -
Без них нам невозможно.
Имеет право карапуз
На чистый, светлый дом,
Чтоб взрослые в его семье
Заботились о нем.
Ну, а когда придет пора
За парту в школе сесть,
Права учиться, познавать –
Такие тоже есть!
Так, может быть, все взрослые
Не станут допускать,
Чтоб о правах своих детей
Мог кто-то забывать!
Рассматривание иллюстраций из книги «Права детей» (в рисунках)
День второй
Каждый ребенок имеет «Право на жизнь»
(презентация 2)
Утро: Дар любви
Ребенок – это дар любви.
Храни его и с ним живи
В единстве и созвучье тонком.
Ты отвечаешь за ребенка.
За дар родившейся души,
В твоих руках начавшей жить,
За свет ее и за полет,
За счастье, что она найдет.
За веру, за ее мечту,
За внутреннюю красоту,
За взмах волшебного крыла,
За звездные ее дела.
Чтение сказки «Как Светик появилась на свет»
Работа по содержанию сказки.
Дети после ознакомления размещают красный лепесток «Право на жизнь» к сердцевине Цветика
Вечер: задание детям - расспроси своих родителей, что они чувствовали, когда ты родился.
Рисование : Нарисуй маленькую девочку из сказки.
Рассмотри внимательно части своего тела. Затем расскажи и покажи, как ты их используешь.
Работа с семейными фотографиями: какие черты лица ты унаследовал от них или от бабушки с дедушкой.
Домашнее задание: Чтение сказки «Снегурочка», «Буратино»
(обсудить с детьми, как в сказке проявляется право на жизнь)
День третий
Каждый ребенок имеет право на индивидуальность
«Право на имя»
(презентация 2)
Утро: чтение сказки «Как Светик получила свою фамилию и имя»
Беседа: Как вы думаете, почему у каждого ребенка обязательно должны быть имя и фамилия? Как тебя ласково называют в семье? Как бы ты назвал своих будущих детей – мальчика или девочку, и почему? Попроси маму написать твое имя большими печатными буквами.
Речевая игра «Назови ласково по имени», объяснение детям о необходимости дружелюбного обращения друг к другу, вводим правило «В нашей группе только воспитанные мальчики и девочки: ласково называем по имени, не обзываем друг друга»
2 половина дня: Чтение фрагмента сказки : Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу. «Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. - Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье…» (закрепление права на имя)
Рассматривание иллюстраций к сказке, беседа о том, как закончилась сказка.
После ознакомления дети размещают оранжевый лепесток «Право на имя» Цветика – Семицветика.
Домашнее задание: подготовить дома информацию о том, что означает имя ребенка, почему такое имя выбрали? Кто дал имя ребенку?
День четвертый
Каждый ребенок имеет «Право на достойную и счастливую жизнь»
(презентация 2)
Утро: Чтение сказки «Как Светик росла»
Беседа: Зачем каждому человеку нужна семья?
Без каких прав ребенку трудно быть счастливым?
Беседа воспитателя с детьми о сказках, в которых герои сначала жили в плохих условиях, но потом им тоже улыбнулось солнышко, потому что они тоже были достойны на счастливую жизнь («Золушка», «Морозко», чтение отрывков из сказок.
Дети размещают желтый лепесток «Право на достойную и счастливую жизнь» Цветика – Семицветика
Вечер: рисование по сказкам
Нравственная игра «Что хорошо, а что плохо»
Домашнее задание: чтение сказок «Золушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко»
День пятый
«Право на дом и семью»
(презентация 2)
Утро. Чтение сказки «Как Светик нашла котенка Рыжика»
Зачем каждому человеку нужна семья? Можно ли детей разлучать с родителями?
А если дети потеряют свою семью, кто может им ее заменить?
Чтение фрагмента сказки «Снегурочка» :
Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
…Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься…
Беседа по содержанию, что каждый ребенок имеет право на семью и дом, на заботу, на общение с обоими родителями.
Дети помещают зеленый лепесток «Право на дом и семью» Цветика – Семицветика
Вечер: просмотр мультфильма. Рисование по сказке «Снегурочка».
Домашнее задание: Чтение сказки «Золотой ключик», беседа о том, зачем Буратино хотел учиться.
День шестой
Каждый ребенок имеет «Право на образование»
Утро. Работа с детскими песенками:
«Мама для мамонтенка» - узнай право (на семью, на защиту)
«Песенка Водяного из мультика «Летучий корабль» - право на счастливую жизнь, дети должны еще предположить, что еще хотел сказать Водяной в этой песне (пусть он и не красивый сам, а душа у него добрая, он хочет общения, уважения) - воспитание в духе гуманизма
Чтение отрывка из сказки :
«Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.
. Папа Карло сказал : «Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.
«Я буду умненьким и благоразумненьким», - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу»
Иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик”
Куда отправился Буратино? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)
Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).
Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее). Совсем скоро и вы отправитесь в школу.
Государство обязывает сделать всё необходимое, чтобы это право реализовалось, чтобы развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка было доступным.
- Как вы считаете, что значит нарушать право на образование?
Дети размещают голубой лепесток «Право на образование» Цветика
Вечер: рисование на тему «Чем я увлекаюсь, чем я занимаюсь»
Домашнее задание: чтение сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»
День седьмой
Каждый ребенок имеет «Право на честь и достоинство»
Утро: Чтение сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»»
Работа с Конвенцией: Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения и эксплуатации, от пыток и жестокости, унижающих достоинство.
- Что вы понимаете под нарушением этого права?
Обратимся к иллюстрациям сказок : «Золушка», «Волк и лиса»
Ребята, как вы думаете в сказке «Лисичка – сестричка и серый волк»» чье право на честь и достоинство было нарушено?
Кто его нарушил? Как?
В сказке «Золушка» у какого героя нарушено право на защиту чести и достоинства? Почему?
(с Золушкой мачеха и сестры обращались жестоко, грубо, заставляли выполнять тяжелую и черную работу, некому было заступиться за нее)
Дети размещают синий лепесток «Право на честь и достоинство» Цветика.
Домашнее задание: Чтение сказок «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», «Три поросенка»
День восьмой
«Право на свободу личности и неприкосновенности»
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или незаконное лишение свободы. Никто не должен содержаться в рабстве, в неволе
Фрагменты из мультфильмов «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», «Красная шапочка», «Три поросенка».
Обсуждение с детьми какое право нарушено? Кто нарушил?
Дети размещают последний фиолетовый лепесток Цветика – Семицветика, вспоминают права, с которыми познакомились.
Вечер: Игра «Хорошо или плохо»
Домашнее задание: нарисовать дома рисунок с родителями по сказкам, в которых нарушается одно из прав ребенка (на выставку рисунков)
День девятый
Занимательная игра с детьми «Сказки о правах детей
(с мультимедийной презентацией № 3)
В занимательной и интересной форме закрепить знания детей старшего дошкольного возраста с об их основных правах, отраженных в сказках.
Развивать способность анализировать действия, поступки сказочных героев и создавать условия для развития умений применять полученные знания в реальной жизни. Активизировать познавательный процесс.
Описание хода игры:
Воспитатель напоминает детям о том, что каждый ребенок имеет ряд прав определенных международной Конвенцией. К основным правам ребенка относятся : право на жизнь, право на отдых, право на сохранение здоровья, право на бесплатное образование, право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению, право на неприкосновенность жилища и т. д. (показывает значки к каждому праву)
И если внимательно слушать и читать сказки, то можно найти в них отражение тех или иных неотъемлемых человеческих прав.
Разложены иллюстрации сказок, о которых будет идти речь в игре «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок»,
«Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»,
«Айболит», «Золушка», «Заюшкина избушка», «Крошечка- Хаврошечка».
Правила игры «Сказки о правах детей» :
Дети внимательно слушают название сказки и вопрос воспитателя о том, какое из прав детей нарушено
Затем отвечает тот ребенок, который быстрей остальных готов дать правильный ответ о том :
какое право нарушено в данной сказке?
Кто из персонажей сказки нарушил данное право? Чь право было нарушено в сказке?
В конце игры подводится итог, перечисляются названия сказок, о которых шла речь, перечисляются права, нарушенные в сказках.
В заключении воспитатель цитирует высказывание Ф. М. Достоевского
«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка» и подводит ребят к выводу о том, что никто и никогда не должен нарушать права окружающих нас сверстников, людей в целом.
Дети рассматривают выставку рисунков по сказкам.
День десятый
КВН между родителями старшей и подготовительной группы
«Ребенок и право»
(презентация 4)
Каждую группу представляет команда родителей с детьми из 10 человек. В качестве болельщиков выступают дети, родители групп и воспитатели.
Мероприятие проходит в вечернее время в музыкальном зале с мультимедийной установкой.
Домашнее задание: изучить Конвенцию о правах детей.