Нановская Жаклина Борисовна
Проект «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
Адрес: 143988, Московская область, г. Балашиха, Тел. : 8(495) 522-86-09
Мкрн. Павлино, д. 3, стр. 1 E-mail : blsh_zd-sch3@mosreg.ru
Публикация «Проект „Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
«Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Нановская Ж. Б.
2022г.
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Дж. Родари.
Актуальность проекта :
Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей. Сказкотерапию можно использовать как материал для формирования у детей навыков и умений во всех образовательных областях.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. Сказка учит думать, тренирует память, внимание, развивает речь. Слушая рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно! Если сказки играют важнейшую роль в развитии воображения и несут в себе воспитательное значение, тогда они помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, научат думать, оценивать поступки и действия героев.
Поэтому перед нами стоит важная задача: грамотно выстроить работу по приобщению детей и родителей к сказке.
Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь 2020г. - январь 2022г.)
Тип проекта : познавательно-игровой, творческий.
Вид проекта : групповой
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Образовательная область: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель проекта : развитие интереса детей к русским народным сказкам.
Задачи проекта :
- Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.
- Развивать речь, воображение, мышление.
- Воспитывать интерес к общению с книгой.
- Учить детей правильному и бережному обращению с книгой.
- Воспитывать высокие нравственные качества (милосердие, справедливость, внимание друг к другу) через чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций.
- Подвести родителей к пониманию важности воспитания у детей любви к чтению книг в семье.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с русскими народными сказками.
- Проявится желание слушать чтение сказки и рассматриванию иллюстраций.
- У детей повысится интерес к рассказыванию сказок.
- Через имитацию образов героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать и оценивать поступки, поведение героев; выражать эмоции и понимать чувства других.
- У детей сформируется бережное отношение к книгам.
- Совместная деятельность родителей с детьми будет способствовать улучшению детско-родительских отношений.
- Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Этапы работы:
Подготовительный этап:
Выбор темы проекта.
Определение цели и задач проекта.
Составление плана работы.
Подбор литературы, изготовление атрибутов.
Разработка системы развивающих мероприятий.
Анкетирование родителей «Как говорит Ваш ребёнок?».
Основной этап:
Для детей :
1. Чтение сказок : «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».
2. Проведение с детьми бесед: «Какие сказки я знаю?», «Зачем нам книга?», «Правила обращения с книгой».
3. Рассматривание иллюстраций, картинок к сказкам, альбомов с детьми на тему: «Сказка в гости к нам пришла», загадывание загадок «Назови сказку по картинке»; речевые игры.
4. Пальчиковые игры: «Вышли мышки», «Зайка», «Домик», «Курочка», «Петушок», «Волк и лиса», «Заиньки», «Строим дом», «Теремок», «Про мишку».
5. Дидактические игры: Домино по сказкам, мягкие кубики с иллюстрациями из сказок, дид. игра «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Кто за кем?», «Кто лишний?», игры на имитацию голоса «Это чей голос?».
6. Физкультминутки: «Домик для Колобка»; «Курочка и цыплята».
7. Сюжетно-ролевые игры «В гостях у Колобка», «День рождения Машеньки», «Библиотека».
8. Творческая деятельность: игры-драматизации «Жили у бабуси два весёлых гуся», инсценировки сказок «Маша и медведь», «Курочка Ряба».
9. Продуктивная деятельность: раскрашивание гуашью «Колобок на пенёчке», аппликация “Репка”, конструирование – мебель для сказки «Три медведя», рисование иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».
Для родителей:
1. Анкетирование «Как говорит Ваш ребёнок?».
2. Консультации на тему: «Роль сказок в жизни дошкольника», «Что читать детям 4-5 лет».
3. Чтение сказок с родителями дома.
4. Рисунки родителей совместно с детьми для создания выставки «Моя любимая сказка».
5. Создание книги сказок с иллюстрациями по сказке «Гуси-лебеди».
6. Пополнить с помощью родителей библиотеку книжного уголка.
Заключительный этап:
1. Обобщение результатов работы.
2. Оформление выставки рисунков «Моя любимая сказка».
3. Создание книги сказок по сказке «Гуси-лебеди»
4. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.
Вывод:
Дети ближе познакомились с русскими народными сказками, научились рассматривать иллюстрации к сказкам и узнавать сказочных героев. Дети начали активнее проявлять интерес к книгам, бережно к ним относиться. Познакомились с деятельностью детской библиотеки через сюжетно-ролевую игру.
Родители стали чаще читать детям. Совместная творческая деятельность положительно повлияла на взаимоотношения детей и родителей. Родители приняли активное участие в подготовке выставки рисунков, создании книги сказок.
АНКЕТА
«Как говорит Ваш ребёнок?»
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Как часто вы беседуете с ребенком о том, что он узнал нового в детском саду?
А) ежедневно; Б) иногда; В) 1-2 раза в неделю
2. Требуете ли вы от ребенка полных ответов, или довольствуетесь однословными ответами?
3. Какие художественные произведения ваш ребенок слушает охотнее?
А) сказки; Б) стихотворения; В) рассказы
4. Как часто ваш ребенок просит вас почитать?
А) ежедневно; Б) в выходные дни; В) никогда не просит
5. Как часто вы беседуете с ребенком по содержанию прочитанных произведений?
А) после каждого прочтения; Б) иногда; В) очень редко
6. Разучиваете ли вы с ребенком стихи, загадки?
А) 1 раз в неделю; Б) очень редко; В) не разучиваем
7. Вы объясняете ребенку значение новых слов, пословиц?
А) Да; Б) нет; В) если спросит
8. Если ребенок неправильно строит предложения, вы исправляете или оставляете без внимания его высказывание?
А) исправляем; Б) просим повторить правильно; В) не заостряем внимание
Этическая беседа
«Правила обращения с книгой»
Книги всегда рядом с нами. О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят на любой вопрос. Книги – это верные, надежные друзья. Чтобы приятный процесс чтения не сказался отрицательно на здоровье ребёнка, помните о следующих правилах:
1. Читая, ребёнок должен сидеть прямо, не горбясь.
2. Читать лёжа нельзя! От этого портится зрение.
3. Книга должна быть хорошо освещена. Лучше, если свет падает сверху или с левой стороны. При слабом свете читать вредно – глаза напрягаются, быстро устают и зрение слабеет. Не забывайте, что и при хорошем освещении глазам нужно давать отдых – 10 минут через каждый час.
4. Очень важно, чтобы книга находилась на расстоянии не меньше 30 сантиметров от глаз.
Прививая ребёнку любовь к чтению, учите его также бережному отношению к книге.
Существуют определенные правила обращения с книгой:
• Книгу нельзя брать грязными руками или класть её на грязный стол.
• Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, от этого страница портится. Из-за того, что бумага шероховатая, на ней задерживается пыль и грязь. Поэтому, думая о «здоровье» книги, мы заботимся и о своём здоровье.
• Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.
• Нельзя загибать уголок. Страница будет испорчена. Уголок очень быстро отвалится.
• Нельзя закладывать в книгу карандаш или ручку. От этого портится переплет. Лучше всего пользоваться закладками. Сделать закладку можно самим из цветной бумаги или открытку.
• На время чтения библиотечные книги нужно оборачивать.
• Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.