Татьяна Рябова
Познавательно-творческий проект «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»
Проект
«Широкая масленица»
Подготовила
воспитатель : Рябова Т. А
Кемля 2018
Тема проекта : «Широкая масленица»
Тип проекта : познавательно-творческий,
Продолжительность: краткосрочный.
Срок реализации проекта : 1 неделя (12.02.2018-16.02.2018).
Участники проекта : дети ДОУ, воспитатели, родители.
В России отмечают множество различных праздников.
Темочки:
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица!
Актуальность: В наше время меняется мир, многое постепенно стало уходить в прошлое. Традиции стали забывать, народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Поэтому и возникла идея о создании проекта посвященного «Масленичной недели».
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Воспитание любви к своей Родине.
Задачи: Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Ожидаемые результаты. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи, традицию и культуру народного (праздника Масленица). Развитие детских – родительских отношений
Реализация проекта : разучивание игр, песен, беседы обыгрывание потешки с малыми жанрами русского народного фольклора, консультации для родителей создание ритуальной куклы – Масленицы, проведение совместного развлечения родителей-детей.
Этапы реализации проекта :
I– подготовительный
II – основной
III – заключительный
I – этап: подготовительный
Изучение специальной методической литературы.
Определение целей и задач.
Составление плана реализации проекта и т. д.
Дидактическое обеспечение проекта (наглядность, раздаточный материал) ноутбук, мультимедийная презентация, подбор наглядно-дидактического материала, фольклорный материал, художественной литературы по теме проекта, т. д;
Установить связь с родителями воспитанников детского сада для проведения совместного праздника «Масленицы»
II – этап: основной
Цель: Формирование представлений у детей и родителей о русской национальной традиции встречи весны.
Социально-коммуникативное развитие
Беседы о праздниках, традициях русского народа «Что за праздник, Масленица?», «Как отмечать Масленицу».
Беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».
Сюжетно-ролевые игры «Семья отмечает масленицу» (сюжет «готовим угощение», «Ждём гостей», «Мы идём в гости».
Дидактические игры «Кузовок», «Неоконченный рассказ» «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг»; муз. дид. игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»;
Познавательное развитие
Беседа «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая».
Беседы о традициях и обрядах праздника.
Просмотр электронной презентации «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
Видеофильм «Смешарики – Масленица.
Речевое развитие. Придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных
признаков; «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по
первым звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу
встречали». Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице : «Этот праздник к
нам идет…», «Широкая Масленица» и др.
Художественно-эстетическое развитие
аппликация с элементами рисования «Рисуем масленицу» (коллективная работа)
Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиев «Масленица», В. И. Суриков «Взятие снежного городка»
Разучивание закличек «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др.
Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка».
Лепка «Ой блины, блиночки»;
Оформление книжки-малышки со стихами, потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами и иллюстрациями детей.
Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр и развлечений; оригами «Гармошка». Оформление стенда с работами детей.
Физическое развитие
Народные подвижные игры «Ручеек», «Звонарь», «Заря», «Жмурки», «Горелки».
Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир», «Кто быстрее на метле».
Подвижные игры на прогулке «Блины», «Гори-гори ясно», «Масленичные ворота» Комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна», хороводные игры: «Карусель с лентами», «Веснянка», «Ручеек», «Матрёшки»;
Наглядная информация:
1. Оформление консультации в родительский уголок «История Масленицы».
2. Оформление стенда «Масленица Прасковейка».
Работа с родителями:
1. Домашние задания: заучивание с детьми масленичных закличек, частушек.
2. Выпекание блинов совместно с детьми.
3. Помощь в проведении развлечения.
Работа с педагогами ДОУ:
1. Консультация «История праздника Масленицы».
2. Подбор масленичных поговорок, частушек, закличек, подвижных игр.
III – этап: заключительный
Цель: Получение эмоционального удовлетворения от участия в празднике «Широкой Масленицы».
Развлечение «Широкая Масленица»
Информационные ресурсы:
Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. Дет. литература, 2001
Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988. – описание народных игр.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры –СПб, Детство-пресс, 1998
Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду – Волгоград, 2007 – сценарии праздников.
Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001
Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Москва, 2007г. – сценарии праздников.
Резунков А. Г. Яковлева М. В. Масленица. Сценарий праздника,игры, скороговорки «композитор» С. Пб 2013 – Сборник о древних русских праздниках.
Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003.